Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Наезды» на пешеходную зону

Как очистить Киев от парковок в неразрешенных местах
17 августа, 10:53
ПОБЛИЖЕ К СВЯТЫНЕ? 12 АВГУСТА АВТОМОБИЛЬ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ОДНОГО ИЗ ДЕПАРТАМЕНТОВ ГОСПОГРАНСЛУЖБЫ ПЕТРА КРЫСЫ ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛ ВПРИТЫК К МОГИЛЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ВЛАДИМИРА, У КОЛОКОЛЬНИ СОФИЙСКОГО СОБОРА. ФОТО ЭТОГО НАРУШЕНИЯ БЫСТРО ОБЛЕТЕЛО ИНТЕРНЕТ И ВОЗМУТИЛО МНОГИХ ЛЮДЕЙ. НО ИЗМЕНИТ ЛИ ЭТО СИТУАЦИЮ С НЕЗАКОННЫМИ ПАРКОВКАМИ? / ФОТО НЕЛИ КУКОВАЛЬСКОЙ

Представьте картину: утро, Софийская площадь, и вдруг — могилу Святейшего Патриарха Владимира «подпирает» массивная белая Toyota. Произошло это 12 августа. Генеральный директор Национального заповедника «София Киевская» Неля Куковальская разместила в Facebook фотодоказательства нарушения с комментарием: «У хозяина машины совсем крышу сорвало!».

Полиция впервые приехала только после третьего вызова. Машину не эвакуировали, потому что, как объяснили правоохранители, авто не мешало движению. Неля Куковальская рассказывает: «Владелец авто пришел в полдевятого вечера. Наш главный инженер ждал его с нарядом полиции. Водителю выписали штраф в размере 255 гривен и отпустили. Для меня это чрезвычайно странно — полиция должна была эвакуировать автомобиль. 7:30—20:30 — такое время простоя на площади. В полвосьмого, когда машину запарковали, площадь была совершенно свободна, поставить авто можно было где угодно. Но поставили именно на это место. Я расцениваю это так: либо человек совершенно не понимает, что делает, либо это провокация».

«Перца» ситуации прибавило то, что вскоре журналистка Алина Стрижак сообщила в Facebook, что знает, кто является владельцем авто, припаркованного около могилы Патриарха. Им оказался начальник Управления по борьбе с трансграничной преступностью и выполнению заданий уголовного производства Департамента оперативной деятельности Администрации Государственной пограничной службы Петр Крыса. «Так борется с преступностью, что 30 штук баксов на тойоту заработал. На официальную-то зарплату в пограничной. Купил сразу после Революции Достоинства. Ну и машина, в лучших традициях, на женщину записана», — прокомментировала Алина Стрижак.

Вседозволенность украинских должностных лиц — отдельная большая тема. Впрочем, паркуются где заблагорассудится разные по статусу и благосостоянию люди — такое в Украине бескультурное явление. Мы попытались разобраться, что может повлиять на таких нарушителей.

ТРОТУАР УДОБНЕЕ СТОЯНКИ

«Ситуация на Софийской площади, как и на Михайловской, — проявление бесхозяйственного отношения к публичным пространствам, — считает Григорий Мельничук, сокоординатор Совета по урбанистике Киева. — Пешеходная зона должна быть действительно пешеходной, нужно ограничивать доступ автотранспорта к ней».

Неля Куковальская несколько раз обращалась в Киевскую городскую государственную администрацию с просьбами упорядочить ситуацию по Софийской площади, но пока это не дало результатов. «Паркуются на площади повсеместно, но на таком месте, как около могилы Патриарха, — впервые вижу, — продолжает генеральный директор «Софии Киевской». — Вообще столько говорили об этой площади, которая имеет большое историческое значение для Украины, и это игнорируется, в частности такими стоянками, презентациями, которые не должны были здесь проходить, разными шумными концертами. Хорошо, хоть в определенной мере согласовывают проведение некоторых мероприятий. Но повлиять на какое-то решение, принятое городской администрацией, мы сегодня не можем. Площадь приведена в такой позорный вид, что по ней стыдно ходить».

Говоря об общей ситуации, Григорий Мельничук признает, что в Киеве очень не благоустроено парковочное пространство, и называет две основных причины проблемы: урегулированность законодательства и вопросы организации городского пространства. Кстати, в июле этого года депутаты Верховной Рады провалили голосование за законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере парковки транспортных средств», который поддерживали эксперты и общественность. «Из-за этого продолжаем иметь проблемы с обсчетом за парковку, эвакуаторами. Проблема остается на государственном уровне», — резюмирует Григорий Мельничук.

Впрочем, сделать хоть что-то для благоустройства парковок по силам и столичной власти. По мнению Григория Мельничука, город может четко организовать городское пространство, чтобы в Киеве не было возможности парковаться где попало, еще и бесплатно. «Речь о физических ограничителях доступа автомобилей и четкой организации улиц. И если делаем платную парковку в центре города, она должна быть на всех улицах, а не так, что где-то есть, где-то нет, а где-то можно заехать на тротуар», — объясняет урбанист.

Парадокс в том, что в центре Киева есть наземные и подземные парковки, которые стоят полупустые, потому что водителям проще оставить машину где-то на тротуаре — деньги платить не нужно, а возможность наказания минимальна. Слабая реакция власти на ситуацию сдерживает инвесторов, которые могли бы строить паркинги, — за рубежом, как утверждает Григорий Мельничук, это полноценный бизнес, который окупается за пять-семь лет.

«ЭФФЕКТИВНЕЕ ВСЕГО — ОГРАНИЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ДОСТУПА»

Самым простым и самым эффективным механизмом ограничения доступа машин к тротуарам, по мнению Григория Мельничука, являются полусферы, которые недавно начала устанавливать киевская власть. «Эти полусферы есть на Крещатике, и там теперь не паркуются на тротуарах. Так должно быть в центре города, — отмечает урбанист. — Такие меры реализуют и в европейских городах, где есть хорошее законодательство с четко прописанными нормами. Все равно эффективнее всего — ограничение физического доступа».

Игорь Скляревский, основатель инициативы «Агенты перемен», которая специализируется на преобразованиях городской среды, считает полусферы одним из худших средств защиты тротуаров, единственным преимуществом которого является низкая стоимость. «Недостатки полусфер — прежде всего ужасный внешний вид, агрессивный к городскому пространству, особенно когда их красят в желтый цвет, плохое закрепление, потому что их относительно легко снять и перенести, и неэффективность против внедорожников, — говорит Игорь Скляревский. — Эффективное средство вместо этого — металлические столбики, которые намного меньше визуально загрязняют город».

Впрочем, в главном мнение Игоря Скляревского совпадает с тем, о чем говорит Григорий Мельничук. По словам основателя «Агентов перемен», в украинских условиях единственным эффективным способом борьбы с неправильной парковкой является физическое отделение пешеходных пространств от автомобильных. «Собственно, в стране, где плохо действуют правила и законы, эффективны решения, которые исключают человеческий фактор», — отмечает Скляревский.

Другая большая проблема, на которую обращает внимание основатель «Агентов перемен», — парковка впритык к остановкам общественного транспорта, что снижает безопасность и создает заторы. Активист сразу предлагает решение этой проблемы: вместо того, чтобы делать остановочные «карманы», наоборот, располагать остановочные платформы на первой полосе дороги. Игорь Скляревский объясняет: «При таких обстоятельствах автобус или троллейбус не заезжает на остановку, а просто останавливается, не меняя траекторию. Длина этой платформы может сделать парковку физически невозможной ближе десяти метров от остановки. Это позволит избежать нарушения правил дорожного движения и повысит безопасность».

ПОПЫТКИ НАВЕСТИ ПОРЯДОК ЕСТЬ, НО НЕ ОЧЕНЬ АКТИВНЫЕ

Время от времени киевские активисты обматывают авто, припаркованные в запрещенных местах, яркими лентами с надписью «Я паркуюсь, как олень» или клеят на такие машины соответствующие наклейки. «Хорошо, что такие инициативы есть, но они могут только привлечь внимание к проблеме с парковкой. Причем, в первую очередь экспертов, медиа, власти», — отмечает Григорий Мельничук.

В итоге урбанист отмечает: киевская власть делает попытку упорядочить парковку, но это происходит не очень активно. И если все делать такими темпами, ситуация будет меняться очень долго.

«Только физические ограничения, которые делают невозможной неправильную парковку, позволят существенно улучшить ситуацию в очень сжатые сроки, — акцентирует Игорь Скляревский. — А уже потом можно переходить к более сложным и более системным вещам: постепенно уменьшать количество парковок в центре, сделать неотвратимым наказание за неправильную парковку, повышать плату за парковку, развивать общественный транспорт, превращать некоторые улицы в пешеходные и тому подобное».

«День», в свою очередь, послал запрос в коммунальное предприятие «Киевтранспарксервис», которое занимается организацией парковочных площадок, проектированием и строительством паркингов, чтобы выяснить, какие изменения в столичной системе парковки планируется внедрять. Также мы обратились в Управление патрульной полиции в городе Киеве, чтобы узнать о полномочиях правоохранителей в ситуациях с парковкой в неразрешенных местах. Ждем ответов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать