Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Накануне третьего тысячелетия человечество имеет достойного ду х овного пастыря

21 мая, 00:00

Кароль Войтыла родился в Вадовицах под Краковом. Его отец был школьным учителем, потом офицером. Мать умерла, когда Кароль был еще ребенком, а отец воспитывал сына в строгой дисциплине, закалял его характер. В юные годы Кароль отличался упорством, смелостью, атлетизмом. Играл в футбол, плавал в опасных речках, занимался горным и водным спортом. Значительное влияние на дальнейшую жизнь Кароля оказала набожность отца. В книге «Дар и Таинство» Иоанн Павел II пишет: «...Его жизнь была суровой, а после того, как стал вдовцом, стала она жизнью постоянной молитвы. Часто, проснувшись ночью, заставал своего отца на коленях... Никогда не говорили с ним о моем духовном призвании, но пример отца стал для меня словно первой домашней семинарией».

Закончив гимназию, Кароль в 1938 году поступил в Краковский университет на факультет польской филологии. Осенью 1939 года оккупационные власти университет закрыли, профессоров и преподавателей отправили в концлагерь. Молодой Кароль активно занялся самообразованием, очень много читал. Именно в то время он написал свои первые литературные произведения и стал членом — автором и актером — подпольной экспериментальной театральной группы. Позже Папа вспоминал: «Должен признать, что тот театральный опыт оставил очень глубокий след в моей памяти, хотя в определенный момент я и понял, что театр не был моим призванием».

Чтобы избежать угона на работы в Германию, Кароль начал работать в каменоломне. Позднее Папа с большим уважением вспоминал каменщиков, с которыми работал: «Они знали, что я студент, что вернусь к учению при первом удобном случае. Но никогда не высказывали никакой недоброжелательности. Не раздражало их и то, что приносил на работу книги. Часто говорили: «Мы здесь постережем, а пан пусть себе немного почитает». Став архиепископом Кракова, Кароль Войтыла сохранил дружеские взаимоотношения со своими товарищами по каменоломне, крестил их детей и внуков, хоронил умерших. С некоторыми до сих пор переписывается.

Иоанн Павел II вспоминает: «Осенью 1942 года принял окончательное решение о поступлении в Краковскую духовную семинарию, тогда «катакомбную», что должно было остаться тайной даже для моих близких». А осенью 1946 года 26-летний Кароль Войтыла стал священником — отцом Карлом. После освящения продолжил образование в римском университете Ангеликум, где написал докторскую диссертацию по проблемам теологии. После двух лет душпастырьской службы учился на философском факультете Краковского университета, где позже стал профессором.

Папа Иоанн Павел II — очень образованный человек в таких областях как философия, теология, этика, социология, искусство. Он разговаривает на восьми языками, а в праздники обращается к верующим на 57-ми языках. Является автором сотен пастырских, научных и литературных трудов. Все послания Папы касаются дел, волнующих каждого, о чем свидетельствуют их названия: «В труде человек становится более человеком», «Общественные заботы церкви», «Вера и разум» и т.д.

Церковная карьера Кароля Войтылы продвигалась довольно стремительно — у 38 лет о. Карл стал епископом-помощником Краковской архиепархии, в 47 — кардиналом. В условиях коммунистического режима Краковский архиепископ проявил себя смелым и надежными пастором — отстаивал права Церкви и верующих, развивал духовное образование, а также всячески поддерживал движение «Солидарность». В значительной степени благодаря ему польские костелы стали единственными местами, где поляки чувствовали себя свободными. Несмотря на ограничения со стороны власти, кардинал Войтыла активно участвовал в деятельности реформаторского II Ватиканского собора РКЦ Здесь ярко проявились научные способности, широкое образование и гуманистическая философия Карла Войтылы.

16 октября 1978 года, после смерти Павла VI, конклав кардиналов в Ватикане избрал очередного папу. Им стал 58-летний кардинал Карл Войтыла, архиепископ Краковский. Согласно обычаю, он взял себе новое имя, которое состоит из имен двух его предшественников на римской кафедре — пап Иоанна ХХIII и Павла VI, которых он очень уважал и реформы которых намеревался продолжить. Избрание Карла Войтылы было воспринято мировым обществом как сенсация — ведь он был родом из-за страшного «железного занавеса».

Что такое «римский папа («отец», «наставник»)»? Это, во- первых, глава РКЦ, крупнейшей христианской церкви мира. Папа является также верховным правителем Ватикана — микроскопического суверенного государства, которое находится в центре Рима на холме и со всех сторон окружено высокой стеной. Титул «папа» существует в западной церкви с IV века; а до этого глава Церкви именовался «епископом». Папа Иоанн Павел II — 263-й папа за почти 2000 лет истории католической церкви. Римские папы имеют длинный официальный титул, включающий такие названия духовной должности как «Епископ Рима и наместник Иисуса Христа», «Преемник Св. Петра, князя апостолов», а также «Раб рабов Божьих».

Став папой, Иоанн Павел II побил все рекорды в истории папства своими пасторскими путешествиями, совершив более 120 заграничных визитов. Везде Папа несет слово веры, проповедует толерантность и сотрудничество между различными церквями и религиями, отстаивает права человека. Общепризнанно, что Иоанн Павел II сыграл незаурядную роль в процессах ослабления социалистического лагеря и прекращения холодной войны. Сам Папа считает, что «он, может, был в этом деле одним из инструментов Провидения».

Еще больше визитов Папа принимает. Выдающиеся личности нашего времени — политики, ученые, писатели, духовенство различных стран, конфессий и национальностей считают честью быть принятыми Иоанном Павлом II. Одним из первых проявлений «гласности» стала встреча в 1989 году Михаила Горбачева с Папой, — после 72 лет официального принудительного государственного атеизма. Этот визит стал ответом — через десятилетия — на насмешливый вопрос Иосифа Сталина: «Сколько танковых дивизий имеет Папа?». Спрашивавший знал только один рычаг влияния на мир — грубую силу.

В связи с папой Иоанном Павлом II весьма часто употребляется слово «первый». Он стал первым за последние 452 лет неитальянским папой, более того — это первый славянин на папском престоле, первый за много веков папа-писатель. Но все эти «рекорды» не могут затенить важных исторических начинаний человека, возглавляющего сегодня римскую кафедру. Вспомним только некоторые.

В течение почти 2000 лет христианские церкви, в том числе и католическая, всегда исповедовали если не ненависть, то полное неприятие иудейства и евреев; в церквях во время богослужений читались старинные тексты страшных проклятий в адрес иудеев. Тем самым из поколения в поколение формировался окрашенный антисемитизмом общественный менталитет. Иоанн Павел II всячески пытается покончить с этой традицией, он посвятил проблеме иудейства многочисленные труды и эссе. «Нужно осознать, — говорит Папа, — что сыны Израиля являются нашими старшими братьями». По словам одного из известных еврейских деятелей г-на Фохмана, «своими словами и действиями этот понтифик положил начало изменениям в том отношении к евреям, которое продолжалось веками. Еще никогда католически-иудейские взаимоотношения не были такими хорошими, как сегодня». Можно добавить, что Папа поддерживает дружеские отношения с Главным раввином Рима, который бывает на его службах.

Очень важным для ментальности современного общества, не говоря уж об исторической уникальности, является то, что Иоанн Павел II положил начало процессу пересмотра определенных страниц истории католицизма и публичному раскаянию от имени церкви за исторические вины. В книге Луиджи Акатолли «Когда Папа просит прощения...» находим подборку 25 публичных высказываний Папы, которые начинаются словами: «Я прошу прощения». Среди событий, за которые римский архиерей просит прощения, находим крестовые походы, взятие штурмом и ограбление православного Константинополя (1204), дела инквизиции, обвинение великого Галилея, осуждение Лютера за желание поднять моральный уровень церкви и пр. Извинился Папа также за молчание церкви во время массового уничтожения евреев Третьим рейхом. Многие церковные сановники не согласны с такой позицией Папы, они не хотят «перекладывать ошибки отдельных церковных деятелей на непогрешимую по своей сути церковь». Но Папа руководствуется своей совестью.

В минувшем году состоялась событие, в возможности которого скептики сомневались до последней минуты — папа Иоанн Павел II посетил «остров Свободы». Этот фантастический и символический визит является достойным завершением ХХ века и мог бы уже поставить на нем точку. Ведь он является ни чем иным, как блестящей финальной сценой той драмы, того трагического эксперимента, который проводился на мировых подмостках сторонниками коммунистической идеологии и атеизма. Старый больной римский первосвященник, современное воплощение христианской морали и справедливости, напомнил несокрушимому диктатору о попранной демократии и свободе вероисповедания, о политических узниках и лишениях населения. Однако лейтмотивом всех его выступлений и речей стали слова: «Никакая идеология не может заменить Слово Божье!».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать