Перейти к основному содержанию

Налог на... чистую одежду,

или Почему отечественная химчистка может вскоре приказать долго жить
09 декабря, 00:00

В БЕНЗОМЫЛО — И НА СОЛНЫШКО

Любопытно, что обычная стирка одежды известна с 84 года до н.э., и лишь в XVI веке человечество изобрело технологию химической чистки. В 1532 г. в Германии вышла книга, посвященная удалению пятен. Для этой цели рекомендовалось применять растворы мыла, яичного желтка, желчи и скипидара. Последний не разрушает красителей и волокон ткани, поэтому в Европе одежду очищали в сосудах со скипидаром, заворачивали в хлопчатобумажную ткань и выветривали. В качестве растворителя использовали также бензин и даже придумали бензомыло. Неустанный поиск универсального чистящего вещества приостановили современные химики, синтезировав терхлорэтилен.

В нашей стране услуги химчисток появились в довоенные годы. А в 60-х сеть специфических предприятий начала развиваться невиданными темпами.

«НАШИ» В ГОРОДЕ

Одной из наиболее популярных у киевлян химчисток была «Юбилейная». Еще бы, 5 тыс. кв.м производственных площадей, немецкое оборудование, от 5 до 10 тысяч заказов в день! Открыли этот «титаник» службы быта к столетию со дня рождения Ленина. С тех пор на образцовом предприятии побывала не одна иностранная делегация.

— Представьте, изделие чистили на 1 этаже, а на то, чтобы доставить его для отделки на второй, отводилось ровно 11 секунд. И не дай Бог не успеть, — вспоминает директор ОАО «Юбилейное» Ольга Сопилко. — Сейчас из 78 наших приемных пунктов осталось 18. И принимают они в день около 200 единиц.

К нынешним достоинствам бывшего предприятия-гиганта Ольга Ивановна относит гарантированное качество и доступные цены. Также здесь находится наиболее эффективная и единственная в стране механизированная линия по чистке ковров. А еще тут полируют (восстанавливают) машинным способом мех и чистят пуховые подушки с заменой тика. Кроме того, ОАО славится секретами опытных мастеров: что они там смешивают, не знает никто, но нередко выводят совершенно безнадежные загрязнения. Хотя без курьезов все равно не обходится. Однажды в приемку взяли плед безо всяких сведений о его составе. Рискнули, почистили и вынули из барабана... кусочек смолы с биркой. Попадались штаны, которые от химии становились колом, и брюки, превратившиеся в «лапшу» — части волокон растворились. Подобные метаморфозы приключались, как правило, с вещами для покойников, купленными «за бугром» по дешевке.

Но что там вещи — многие крупные предприятия бытового обслуживания и сами с переходом на рыночные рельсы «растворились». В Киеве есть бывшие флагманы быта, пребывающие в состоянии приватизации, от которых остались один директор со сторожем да поваленный забор. К счастью, многие сумели выжить. К примеру, ОАО «Оксамит», дом быта «Столичный», «Новинка», ОАО «Русановка», «Лотос». А конкуренты у них появились серьезные — химчистки с крепким зарубежным капиталом.

ИТАЛЬЯНЦЫ ЗДЕСЬ, КАК У СЕБЯ ДОМА

Возле входа в химчистку «PROGRESSO-ITALIA» знакомлюсь со Станиславом Николаевичем. Бывший сотрудник КБ судостроительного завода «Ленинская кузница», он разрабатывал устройства для промышленного лова рыбы. Промысловые суда стали стране не нужны, потому работает Станислав Николаевич в СП аппаратчиком.

— Отбор персонала, — рассказывает директор СП Владимир Затоковой, — жесткий. Обязательно техническое образование, умение общаться и трудиться «по-капиталистически». После двух замечаний следует увольнение. От оборудования до канцелярской скрепки — у нас все один к одному, как в Италии. Пожалуй, только рабочие, как утверждают итальянские партнеры, отличаются собранностью и азартом.

«Как вы беретесь это чистить?» — иногда удивляются они. — У нас такое уже выбрасывают».

В качестве социальной помощи это и другие предприятия обслуживают наиболее малоимущих бесплатно по карточкам. Но ориентируются здесь на людей состоятельных. «Конек» «PROGRESSO», как и всех СП, — высокое качество чистки дорогих кожаных изделий и глаженье одежды.

Бывают ли очереди? «Случается», — отвечает Владимир Порфирьевич. — В период дождей, снега и грязи людей прибавляется и проблем тоже. Недавно был случай, когда разобиженный клиент доказывал, что его свитер сел по нашей вине на 8 размеров. Многих конфликтов можно было бы избежать, если бы посетители не «химичили» сами и приносили загрязненные вещи сразу же.

НАБУК «АМЕРИКАНЦУ» НИПОЧЕМ

В американской химчистке один из посетителей допытывался, почистят ли ему набук. Набук, как мне объяснили, — очень модный вид кожи, плохо поддающийся обновлению. «Тем не менее американское качество гарантируется, — заверил меня завпроизводством Олег Духота. — Конечно, если только «фирма» не окажется подделкой со скрытыми дефектами».

Оборудование у СП германское, а предмет особой гордости — гладильные доски с утюгами, температурный режим которых подбирает компьютер. Услуги по-американски рассчитаны на элитных клиентов.

— Посещение дорогой химчистки — вопрос престижа? — поинтересовался я у одной из посетительниц.

— В какой-то мере, — ответила мне Ирина С. — Во всяком случае, здесь приятная обстановка, никаких раздражающих запахов, обходительный персонал. К этой химчистке я уже привыкла, так какой смысл рисковать в другом месте?

СОЦИАЛЬНО-НУЖНЫЕ — НИКОМУ НЕ НУЖНЫЕ?

Ситуацию на рынке услуг химической чистки прокомментировал начальник отдела развития «Укрсоюзсервиса» Владимир Улазовский. По его мнению, возрождение службы быта в виде ОАО и новых СП общей ситуации с социально необходимыми услугами в стране не меняет. Предприятия с зарубежным капиталом дают возможность их хозяевам получать «быстрые» деньги, и они открываются в крупных городах Украины. В целом же по стране ситуация «аховая». Структурная перестройка предприятий быта сопровождалась их перепрофилированием и рациональным улучшением. Если на 1 января 1991 года существовало 2471 предприятие химчистки, то к началу 1998 года 600 из них приказали долго жить. В провинции же — полный коллапс: сегодня на селе осталось 9(!) приемных пунктов. Похожая ситуация с прачечными и банями. Загублена целая сеть специализированных предприятий, предназначавшихся на случай чрезвычайных ситуаций. Чем это грозит стране, догадаться не трудно — столько болезней, связанных с элементарной антисанитарией в Украине, не было со времен военного лихолетья. Между тем прогнозы малоутешительны: оставшиеся предприятия государство «добивает» непомерными налогами и введением во всех приемных пунктах кассовых аппаратов вместо квитанций.

В апреле прошлого года создана Лига химчисток и банно-прачечных комбинатов Украины, объединившая ведущие предприятия отрасли различных форм собственности. Представители Лиги заявляют о кризисе, достигшем критической точки, и пытаются защитить права потребителей. Но похоже, что пока это всего лишь глас вопиющего в пустыне. Ели это так, то в пустыне социально необходимые услуги действительно не нужны никому.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать