Перейти к основному содержанию

«Нас разъединить, как оказалось, очень просто»

Эксперты советуют не насмехаться над теми беглецами с востока, которые оказались в российской глубинке, а учиться сочувствовать и помогать всем без исключения, ведь переселение — это чуть ли не наибольший стресс в жизни человека
12 сентября, 11:26

Очередная информационная волна по поводу переселенцев из Донбасса заполонила как украинские, так и российские СМИ. Раньше писали о том, что «східняки» не довольны тем, как их принимают во Львове или других западных городах. Теперь больше пишут о тех, кто оказался в России: как обустроились, устраивает ли их все, не хотят ли вернуться обратно в Украину и какие трудности преодолевают на чужбине. Главный акцент делается на том — где теперь географически оказались наши соотечественники. Информация о выселении наших людей из Ростовской или других приграничных с Украиной областей — где-то в Якутию или Магадан — вообще стала поводом для насмешек. Такие сообщения определенным образом раскалывают украинское общество: кто-то безучастно реагирует на подобные новости, кто-то считает — за что боролись, на то и напоролись. Эксперты же объясняют, что в таких случаях люди прежде всего руководствуются тем, что переселяться нужно туда, где не стреляют. А психолог Елена Лищинская заметила следующее: за любой поступок люди расплачиваются сами, но злорадство относительно переселенцев — это низкое и плебейское поведение.

«ЛЮДИ СМОТРЯТ НА СОБЫТИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СВОИХ ЛИЧНЫХ ИСТОРИЙ И ТРАГЕДИЙ»

«Идет война, люди бегут туда, где нет обстрелов. Кто-то смог убежать в Украину, а кто-то оказался ближе к российской границе и убежал туда. Тем более что со стороны России звучали заявления о том, что у нас все в порядке, мы вас нормально примем, — объясняет Елена Лищинская. — Но человеческие страдания в первую очередь требуют реакции на них и какой-то человеческой позиции. Как бы то ни было, ситуация непростая. Местные люди тоже принимали участие в боевых действиях на стороне боевиков. Если кто-то погиб в этих боях, то кто для этой семьи будет другом, а кто врагом? Люди смотрят на события сквозь призму своих личных историй и трагедий. Поэтому если осознанно пошли в Россию и считают, что так называемая «хунта» виновата во всем — и в бойне на Донбассе, и в том, что они должны покинуть свой дом, и теперь у них там свои неурядицы, — то такие люди так воспринимают мир, и их уже не будешь перевоспитывать. Есть люди, которым вообще все равно, лишь бы не стреляли. А какая власть, что там делается, им все равно. У меня нет надежды на то, что через неделю или месяц граждане из оккупированной и освобожденной территории сойдутся в общей оценке событий. Некоторое время именно так и будет, потому что пока все очень болит, и у каждого болит свое.

Пани Елена приводит пример, что очень долго горячей темой оставалась национально-освободительная борьба ОУН-УПА, по сути, до последнего времени она так и не остыла. Психолог рассказывает, что среди местного населения в западных регионах свое виденье и интерпретация тех событий, даже по прошествии скольких лет. Война на Донбассе — не исключение, она будет горячей темой в будущие годы, и точно так же толкование и поиск виновных будет у каждого украинца свое.

ЭКСПЕРТЫ СРАВНИВАЮТ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ИЗ ДОНБАССА С ЧЕРНОБЫЛЬЦАМИ

Социолог Евгений Головаха советует никого ни в чем не обвинять. По его словам, переселение — это наибольший стресс, который переживает человек. Это подтверждают социологические исследования, проводившиеся во время выселения людей из Чернобыльской зоны.

— Тогда долго решали — что хуже: остаться жить при радиации или переселяться. Мы провели исследование и обнаружили, что переселение — это самый страшный стресс, который ведет к большей заболеваемости и смертности, чем даже пребывание в радиактивно опасной зоне. Потому что людей вырывают из их жизни, привычной, налаженной, так что не удивляйтесь, что люди будут всем не довольны, даже если им предоставят нормальные условия. Переселенцы из Чернобыля получали лучшие дома, чем те, которые у них были в зоне радиации, и там умирали. И к этому нужно привыкать всему обществу, сделать все, чтобы облегчить жизнь этих несчастных людей, ни в чем их не обвиняя, но делать все, что можно, чтобы облегчить стресс переселения. Даже если бы во Францию их переселили, то все равно были бы не довольны, — убежден Евгений Головаха.

«НУЖНО ОЧЕНЬ ХОРОШО ОБДУМЫВАТЬ СВОИ СЛОВА И ЭМОЦИИ»

И все же рассказы о недовольных беглецах с востока Украины продолжают распространяться и дальше. Одно из вновь созданных украинских изданий подготовило свой материал о скитаниях украинских беглецов по России. Одни жалуются, что никому здесь не нужны и придется начинать все с нуля. Рассказывают, что больше всего проблем в России с регистрацией, поиском работы и жилья. А другие делятся, что живется им там, в Мордовии, Карелии или Перми, лучше, чем в Украине. Чем именно — не хотят отвечать. Но как отмечает координатор инициативы «Восток-SOS» Наталья Тренина, даже невзирая на это, украинцы продолжают и дальше помогать и принимать переселенцев.

— Не нужно обращать внимания только на такие случаи. У нас очень много историй, когда простые украинцы помогли таким же семьям, и ни одного звонка не было по поводу того, что нужно забрать назад переселенцев. Я не всегда знаю, как у них складываются отношения, но понимаю, что не всегда удобно кого-то пустить в свою квартиру, дом или комнату, однако у нас не было ни одного случая, когда отказывались помогать. У людей есть понимание ситуации и терпение. Они сами знают, что переселенцам необходимо время, чтобы адаптироваться, чтобы понять, что их не будут убивать «бандеровцы». Поэтому нужно очень хорошо обдумывать свои слова и эмоции и смотреть на стратегические последствия своих поступков и слов. Потому что нас разъединить, как оказалось, очень просто, — говорит Наталья Тренина.

Эксперты подытоживают, что в конце концов сочувствие и человечность никогда не были лишними, а где жить лучше — каждый выбирает на свое усмотрение, за что сам и

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать