«Наша наука имеет высокий потенциал»
События на востоке заставили специалистов Винницкого политеха объединить усилия и приступить к изготовлению технических «помощников» для украинских бойцовЗа первый год войны сотрудники Центра разработки радиотехнических комплексов, систем и приборов, который действует на базе Винницкого национального технического университета, научились создавать беспилотники, разработали систему управления крылатыми разведчиками и ввели подготовку для операторов, которые стремятся научиться руководить дронами. Сейчас ученые и конструкторы работают над модернизацией бронетехники, разработкой индивидуальных миноискателей и изготовлением «невидимых» минимультикоптеров для круглосуточного наблюдения за врагом. А началось все с простого желания помочь украинским военным противостоять врагу и в нужный момент вовремя давать ему отпор.
«Я пошел в АТО добровольцем сразу после Майдана, весной 2014 года. Когда вернулся и рассказал своим преподавателям о военных реалиях, что наши ребята там «слепые», «глухие» и беззащитные, сразу возникла идея: нужно помочь ребятам и изготовить беспилотник для фото— и видеоразведки. К работе подключились все желающие, так начала формироваться команда будущего Центра, — вспоминает нынешний студент 4 курса Винницкого политеха, демобилизованный боец 9-го батальона Александр ПИЛЬГАНЧУК. — Через три месяца работы мы имели готовый первый беспилотник. Он был в несколько раз дешевле иностранных аналогов, более простым в эксплуатации и обслуживании. В отличие от существующих аналогов, мы создали самолет, который не излучал никаких радиосигналов и проводит свою миссию в абсолютном радиомолчании, потому на высоте 200—300 метров его незаметно и очень трудно обнаружить. Из-за этого назвали его «Невидимка».
Разработанный комплекс прошел испытание на полевом аэродроме Винницкого авиаремонтного завода и поехал на передовую. Но изготовить крылатого разведчика, как оказалось, это только 20% работы, ведь главная задача заключалась в том, чтобы научить бойцов руководить беспилотником и следить за его работой и обслуживать.
«Мы поняли, что кроме беспилотника, нужно работать над разработкой системы управления и подготовкой кадров. Работа велась параллельно. Мы начали готовить операторов по управлению крылатыми «невидимками» и разрабатывать беспилотно-авиационные комплексы. В результате получили квалифицированные кадры и современную систему управления беспилотным комплексом (который состоял из пусковой катапульты, разведывательных беспилотных летательных аппаратов и машины управления с рабочими местами операторов на базе автомобиля), — рассказывает директор Центра разработки радиотехнических комплексов, систем и приборов, кандидат технических наук, доцент Леонид КОВАЛЬ. — Сейчас такие комплексы работают в зоне АТО. Они позволяют установить на аппараты все необходимое разведывательное оборудование для фото- и видеофиксации. Но существенное отличие этого комплекса в том, что он не просто летает и снимает, а может составлять актуальные карты, рельеф, даже в 3D-формате. К сожалению, несмотря на то, что эти комплексы востребованы, мы не можем поставить их производство на конвейер — процедура достаточно сложная и долговременная. Поэтому работаем в таком режиме: есть заказ — изготовляем. Заказывают в основном частные структуры или волонтеры. Например, система видеонаблюдения «Око Мольфара» — это наша разработка на заказ волонтерской организации «Мольфар». Изготовили их немало. Бойцы довольны, а это на данном этапе самое главное».
Сейчас в центре работают лучшие специалисты в отрасли авиамоделизма, программирования и радиоэлектроники. Кроме беспилотных систем, они разрабатывают приборы о разминировании местности, которые может использовать каждый боец. Кроме этого, как отмечает научный руководитель Центра, доктор технических наук, профессор Сергей Злепко, ученые Центра работают над модернизацией бронетехники для повышения функциональных возможностей БТРов и БРДМов.
«Не секрет, что большинство запчастей для военной техники сейчас в дефиците, так как изготавливают их только в России. Поэтому на сегодняшний день мы работаем над созданием моторкомплектов, которые будут подходить для любой техники и будут работать на отечественных запчастях, — отмечает Сергей Злепко. — Другая группа конструкторов работает над изготовлением грозопеленгатора, который будет использоваться для защиты складов с боеприпасами или бензохранилищ. При приближении грозового фронта прибор будет срабатывать на опережение и позволит просчитать, откуда приходит грозовой фронт, какова его интенсивность, скорость ветра и, таким образом, уберечь арсенал от возгорания в результате удара молнии. Между тем студенты и аспиранты совершенствуют дроны — они создали уникальный мультикоптер, который может работать от генератора и вести круглосуточное наблюдение. Очевиден тот факт, что наша отечественная наука имеет высокий потенциал для того, чтобы достойно противостоять любой агрессии, но поддержки не имеет».
В завершение разговора вспомнили случай, когда в начале военных действий на востоке в университет пожаловал один из ответственных чиновников из Минобороны. Преподаватели провели для него экскурсию, показали научную базу, конструкторское бюро, поделились идеями, разработками и продемонстрировали готовые продукты, которые позволили бы оснастить украинскую армию по последнему слову науки. Говорят, что убеждали и доказывали целесообразность применения научных разработок, как могли. Чиновник все чертежи и литературу взял, пообещал, что вернется с высшим руководством, но больше от него не было ни слуху, ни духу.
Выпуск газеты №:
№163-164, (2017)Section
Общество