Перейти к основному содержанию

Не будет российская интеллигенция отстаивать Крым...

26 июля, 11:45
Татьяна ЦВЕТКОВА, Ялта

Меня поразила одна мысль Волошина о Крыме. Никогда об этом не задумывалась. И как это ему удалось подметить!

«Трудно считать приобщением к русской культуре то обстоятельство, что Крым посетили в качестве туристов или путешественников несколько больших русских поэтов и что сюда приезжали умирать от туберкулеза замечательные писатели...

Отношение русских художников к Крыму было отношением туристов, просматривающих прославленные своей живописностью места. Этот тон был дан Пушкиным, и после него в течение целого столетия поэты и живописцы видели в Крыму только «Волшебный край — очей отрада». И ничего более. Таковы все русские стихи и картины, написанные за XIX век. Все они славят красоты южного берега, и восклицательных знаков в стихах так же много, как в картинах тощих ялтинских кипарисов. Среди этих гостей бывали, несомненно, и очень талантливые, но совершенно не связанные ни с землею, ни с прошлым Крыма, а потому слепые и глухие к той трагической земле, по которой они ступали...»

Действительно так! Но почему? Почему интеллигенция — совесть и добродетель русской нации — так единодушно равнодушна к проблемам Крыма? Может быть, это в буквальном смысле ЧУЖАЯ земля для русской души?

Может быть, отсюда и чисто внешняя констатация красоты Крыма? Душа болит только за «свое». Трепетная душа русского поэта не может откликаться на статичную зелень кедров, дубов, пальм, тамарисков... Для нее эталон — береза. А береза не замирает камнем, как дуб. Да, красиво в Крыму, но чисто внешне. Душу не затрагивает. Поэтому жить тут никто не остается, а если остается — то вынужденно, и страшно мучается.

Иллюстрация к этому — один из моих любимых рассказов Ю. Казакова «Проклятый Север».

Невозможно человеку из средней полосы описать свои душевные волнения через дуб, а через березу — можно. Береза точнее всего передает эфемерность русской души.

Хотя тут надо еще разобраться — не путаем ли мы следствие с причиной. Первичнее-то береза, а не душа! Не зародилась ли сама душа от созерцания природы? У кого какая природа — такая и душа сотворилась. Может быть, говоря современным языком, душа — это волновая копия окружающей природы? Поэтому и не входит она в резонанс с чужой природой.

Отсюда вывод: не будет русская интеллигенция отстаивать Крым. Если и будет, то через силу. Кто, как не поэты, первыми почувствовали несоответствие своему оригиналу? Подержат, полюбуются и откладывают.

Теперь понятно, почему я уловила некоторую вялость в интервью Марка Розовского — ускользание, нежелание выходить из театра в реальную крымскую жизнь. Ему все равно, чей будет Крым, потому что он ему не нужен. А в наш театр его приглашают и так.

А как же увязать нелюбовь к крымской земле с творческим настроением? — Увязывается. Невозможность дотронуться до Джульетты заставила Ромео выражать свои чувства красноречивыми словами. Так и тут.

Оторванность от родных видов вынуждает творческого человека искать сравнения и аллегории в окружении, чтобы хоть как-то снять тягу. Сам Волошин прикипел к Крыму, видимо, только потому, что ему довелось тут жить в детстве. Крым и стал для его души эталоном. Волошин открыл и сотворил Коктебель для других. Но его оригинал так и не стал для них эталоном. Все его гости прикипали к самому Волошину, а никак не к Крыму. И они в этом, похоже, не виноваты.

Здесь уже совсем близко до ностальгии — интуитивной тяги к оригиналу. Не имея возможности обладать оригиналом, люди останавливаются на более-менее устраивающей каждого копии. Но, видимо, гены умеют видеть. Не находя знакомого Лика на горизонте, они начинают подавать сигнал SOS.

В итоге на генном уровне о Крыме болит только татарская душа, заселен он русскими переселенцами, а принадлежит — украинцам. При внимательном рассмотрении выясняется, что все трое тут не хозяева...

Тут правит российский капитал через русскоязычное население, которое наивно верит, что российское правительство беспокоится именно за них.

И что нам делать в такой ситуации? Может породниться? Или последовать примеру Волошина? Каждому обустраивать свой дом и быть радушным хозяином. Какой окажется привлекательнее, к тому народ и прикипит.

О себе могу сказать, что мои приоритеты уже сформировались: из общепита в Ялте предпочитаю только татарский дом, юмор — исключительно украинский, ну а по душам поговорить иду в русский дом. Получается, что мы даже не конкуренты, каждый занимает свою нишу. Но вместо того чтобы гордиться своими соседями, упорно не даем друг другу жить.

Оказавшись в Украине, я получила возможность узнать украинскую нацию изнутри. Без украинской культуры я себя уже не мыслю. И менее русской я от этого не стала. Наоборот, захотелось научиться быть русской. Захотелось показать, что мы умеем. Оказывается — ничего.

У меня есть друг, российский украинец, слепой оголтелый ненавистник всего «хохлятского». Я говорю ему: «Смотри, как украинцы гордятся всем национальным. Они ничего не забыли, знают и песни, и танцы, и традиции, и праздники. Они совсем не нуждаются в нашем присутствии на своих праздниках, им и без нас весело. Я им завидую. Завидую, что из-за неумения говорить я чужая на их праздниках. Вот ты постоянно кичишься своей русскостью. Что ты делаешь, чтобы быть русским? Как ты доказываешь свою великорусскость?»

Он ответил: «Я?! Да я говорю по-русски и Новый год отмечаю по московскому времени! Что еще надо?! Ты хочешь, чтобы я косоворотку носил?!»

...Теперь я никому не позволяю издеваться над украинским языком или возмущаться сплоченностью татар. И со стыдом оборачиваюсь на себя образца 1992 года — этакую великоросскую невежду, вернувшуюся в Крым после работы на русском Севере.

К слову сказать, у меня там осталось много друзей, обрусевших украинцев. Видели бы вы, какой гордостью наполняется их взгляд, когда я, приезжая, начинаю восхищаться украинским языком. Они давно задавили его в себе из-за постоянных насмешек. Благодаря Украине, у меня появилась возможность посмотреть на Россию и на нас, русских, со стороны. Много неприглядного открылось.

Доказывать величие нации через презрение к украинским словам или через культивирование ненависти абсолютно ко всем нациям мира — это что?! Долго еще «наше» российское правительство будет сплачивать свою нацию таким пещерным способом?

Ни одного доброго слова в адрес соседей за все годы по всем каналам российского ТВ! А ведь за это время Украина уже на десять ступеней вверх поднялась... И это заслуга не только этнических украинцев, но и русскоязычных. Значит, и нас грязью замазывает наша Родина?

Даже неграмотный курский ямщик Маркова в «Очерках Крыма» 150 лет назад при всей своей генной ненависти к малороссам и татарам был более объективен. Умудряясь свои отрицательные черты представлять достоинством, он честно отмечал и все плюсы других народов. Похоже, российские государи даже до его уровня не доросли.

bigyalta.com.ua

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать