Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Не наша история

22 июня, 12:05
Владимир Бойко, Ялта

«Варяги, не творите беспредел, не рубите деревья!» — такой оптимистической надписью встречает отдыхающих курортный поселок Кореиз, который относится к Большой Ялте. Граффити, по-видимому, сделаны жителями поселка, потому что для приезжих эта надпись особого интереса не представляет — они здесь люди временные, да и цель пребывания предусматривает концентрацию внимания совсем на другом. «С землей и раньше было плохо, а теперь...» — это не социология, а частное мнение местной крымской татарки. Но не думаю, что опрос показал бы другое отношение жителей к решению земельного вопроса — причем без разницы в национальностях.

А в уютном Мисхорском парке, едва не вплотную к одному из местных символов — Пальмовой аллеи, врезался в пейзаж островок остановленного строительства. Вероятно, в настоящее время уродливое творение у прохожих особых эмоций не вызывает, разве что размашистый слоган «Где забор — там и вор» в известной степени отражает отношение к нему и прошлые протесты. Но все это мелочи в сравнении с металлическим заборищем, который отгораживает море от водителей и пешеходов на участке от Кореиза почти до Алупкинского (Воронцовского) парка. Здесь фантазия оградителей особенно цинично поиздевалась над здравым смыслом и уважением к землякам и гостям, отгородив даже половину обзорной площадки в знакомой многим беседке. «Пейзаж, забор: что здесь лишнее?» — взывает к совести отчаянный вопрос, оставленный здесь небезразличными к последствиям дел по землеотводу. На этом фоне закрытые объекты рекреации советских времен с ажурными заборами, которые расположены рядом, выглядят просто образцовыми с точки зрения отношения к наблюдательным взглядам своих сограждан. По-видимому, новые владельцы эстетику и этику в свое время не изучали.

Картину довершает длиннющая хаотическая очередь машин, которая растянулась едва ли не на километр. Транспорт размещается на пешеходных дорожках, грубо нарушая правила движения. При этом какие-то люди не забывают взять с водителей деньги за парковку. (Возможно, они собирают на ремонт провала дороги, а мы об их благородной миссии просто не знаем?) Автоматов для уплаты, конечно, нет. И не может быть при такой постановке вопроса.

Собственно, кроме явных неприятных впечатлений, меня крайне удивляет, почему при значительной распродаже драгоценной южнокрымской земли местная власть до сих пор не смогла привести в порядок свою инфраструктуру. В Украине есть примеры территориальных общин, где благодаря высокой цене на землю удалось закрыть проблемы, которые годами не решались. Но не в случае, о котором идет речь. Более того, они как-то затираются, становятся (стали) частью крымского отдыха, своеобразной его визитной карточкой. (Может, приманкой для иностранных туристов — любителей острых ощущений?)

По-видимому, как и полное запустение Солнечной (Царской) тропы, которая соединяет исторические Ливадийский дворец и парк. Четыре года тому назад автор этих строк уже делился своими впечатлениями. И сейчас могу сказать: ничего не изменилось, разве что отремонтирован один объект — обзорная ротонда напротив Крестовой горы. Поэтому сегодня как коллега, государственный служащий приглашаю должностные лица местного самоуправления — в первую очередь, мэра Ялты, а также глав территориальных общин Ливадии, Гаспры, депутатов соответствующих советов — в захватывающее путешествие по размытым, подходящим вплотную к скалам тропинкам, где местами снесено обвалом защитное ограждение (Несколько лет назад, кстати, еще никто в бездну не свалился? Или ждем несчастного случая?), с «фонтаном», что годами бьет из трубы в открытом канализационном люке (Еще никто не провалился? А куда водоканал списывает потери?), с тотально уничтоженными указателями (кроме выбитых на камне), следами от прежних скамеек, изувеченными ступеньками, отсутствующими «зебрами» на переходах... А еще можно полюбоваться монументальными заборами (кое-где поврежденными), которые закрывают море от прохожих на участках, которые расположены ближе к Ливадии. Опять же, кто, зачем, когда и за какие деньги продал земельные участки около самой Солнечной тропы, — мне не интересно. Но ведь нужно хотя бы теперь этот скандальный вопрос как-то упорядочить — например, поставить прозрачное ограждение с озеленением (в одном месте догадливые хозяева так и сделали), и убрать самое уродливое — творения современного заборостроительства? В конце концов, за счет тех же владельцев, ведь они должны заботиться о прилегающей территории.

Местное самоуправление — это право и возможность территориальной общины самостоятельно решать вопросы, которые входят в ее компетенцию. Но мне, как и абсолютному большинству посетителей, безразлично, в чьей собственности или оперативном управлении находится Солнечная тропа (лесной фонд принадлежит государству) и кто ее должен содержать в надлежащем состоянии, какие там межбюджетные отношения возникают и чья это сфера полномочий и ответственности в принципе. Понятно, что идет речь о немалых расходах. Но, надеюсь, что право наслаждаться прогулкой по знаменитой и, желательно, упорядоченной тропе — не слишком большая прихоть. Да и о развитии туристической привлекательности Большой Ялты идет речь (ведь Царская тропа — знаковый объект), и о чести города.

Существует неписаный постулат: городской, поселковый, сельский голова в представлении жителей отвечает за все, в том числе и за то, что в законодательстве непосредственно не прописано. Из практики общения у меня сложилось стойкое убеждение, что голова, который стремится решить ту или иную проблему своей территориальной общины, ищет все доступные варианты, согласовывает свои действия с центральной властью, местной (и не только), общественностью и бизнесом. Что решается в первую очередь, а что во вторую, третью, четвертую — это уже вопрос приоритетов... Скажем, хорошо отремонтированную набережную Ялты открывает величественный памятник В. Ленину. Спрашиваю у жительницы города: «Зачем он нужен во всемирно известном городе?» Ответ: «Это наша история». То есть, судя по состоянию, в котором находятся Царская тропа и многое другое, — это «не наша история». По крайней мере, на память о вожде мирового пролетариата деньги каким-то образом в свое время нашлись, а вот для благоустройства тропы и увековечения связанных с нею людей, в том числе царской семьи, — нет.

Средств, тем более бюджетных, никогда не хватает. Но на что-то они есть, а на что-то — нет. В конечном итоге, есть заинтересованные инвесторы — те же нынешние или потенциальные владельцы земельных участков и особняков. Может, по настоянию местного самоуправления, в рамках законодательства, они немного поделятся достатками ради интересов общества и собственного покоя? Если нет, то лучше Царскую тропу закрыть, чтобы не позориться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать