Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Не оружие убивает, люди убивают»

Сергей Танасов — о защите Донецкого аэропорта и своем восприятии этой войны
25 сентября, 11:35
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО СЕРГЕЕМ ТАНАСОВЫМ

В сентябре в Украине вышла книга «Аэропорт» корреспондента и фотографа американской газеты Los Angeles Times Сергея Лойко. Многие в Украине и во всем мире именно благодаря фотографиям Сергея Лойко увидели, кто защищает Донецкий аэропорт. Одним из героев фотографий, а впоследствии и книги «Аэропорт», стал кадровый военный, защитник Донецкого аэропорта в составе 79-й отдельной аэромобильной бригады Сергей Танасов, позывной «Танас».

— Часто военные стараются не рассказывать своим близким о страшных событиях войны. Ваши близкие читали книгу? Как они ее восприняли?

— Тяжеловато, но ее стоит прочесть. Мне кажется, эта книга должна быть  обязательна к прочтению, потому что после нее у вас сложится  мнение о том, кто вы есть: или украинец, или не украинец, либо вы гражданин своей страны, либо нет.

Эта книга — кусочек моей жизни. Маленький кусочек, который я прожил там. Слава Богу, выжил. Это все — опыт. Время пройдет, останутся воспоминания. Тяжеловато временами читать. Здесь друзья мои. Много моих друзей в книге есть, кто-то даже погибает. Это было. Ну, ничего, мы идем вперед, война заканчивается, и будет все у нас хорошо.

— Хотелось бы поговорить об истоках этой войны, о людях, которые отдавали и продолжают отдавать жизни, защищая независимость Украины. Чем для вас лично стало нападение России на Украину?

— Это не нападение, это агрессия. Нападение чуть по-другому надо трактовать. Мне очень тяжело...  Я просто еще при Союзе родился... У меня много знакомых, друзей работают в России. Разочарование было большое. Я наконец-то понял, что такое сильная пропаганда, когда здравый смысл у людей просто отсутствует. Это страшно. Потому что не оружие убивает, а люди убивают. Войны не должно было быть. Если бы офицеры были офицерами, даже в Крыму, прежде чем выполнять приказ — его надо осмыслить: стоит ли его выполнять и к чему это может привести. То, что была прогнившая верхушка, — это да. Я имею ввиду военную. То, что можно было оборонять свои части, но никто не оборонялся. Я даже не знаю, что было бы лучше — чтобы эта война развязалась там, на полуострове, либо уже здесь, на Донбассе. Тяжело судить. Меня радует, что в Украине есть правда, настоящая правда, настоящие патриоты, казаки в душе. Казак — это не тот, кто родился на Хортице,  это тот, кто в душе любит свою страну, любит свою семью и уважает своих товарищей. Потому что без этого подразделение не будет работать так, как оно должно работать.

— За   неслыханную дерзость  и смелость сепаратисты прозвали       защитников аэропорта «киборгами»...

— Это не дерзость. Работа как работа.

— Что для вас значит это слово?

— Да ничего. Мы их орками обзывали, они нас так. Ничего не значит. Лучше — солдат. Врага надо уважать, и он ответит вам взаимностью. Хотя бы за то, что он враг, его нужно уважать. Ну, а там дальше бой рассудит, кто есть кто.

— Что было самое сложное в защите аэропорта?

— Держать все в секрете от родных и близких, не говорить, где ты находишься. Это, знаете, как закон подлости: где-то мина рядом бахнет, либо бой начинается, звонок: «Ты где?» — «На полигоне».

— Вы, как и многие «киборги», без преувеличения, легендарная личность. Не думали написать свои мемуары о войне?

— Нет. Это не первая война для меня, наверное, и не последняя. Я надеюсь, что на Земле закончатся все конфликты. Но так не бывает, я знаю что говорю, я много  где побывал как миротворец. Для написания книги надо созреть... Должно седины  больше прибавиться, перевалить за полсотни лет. Я еще однозначно не готов. Я думаю, что не предрасположен к таким вещам. Я люблю все в себе держать. Спасибо Сергею, он там выуживал историю за историей, тяжело было вспоминать. Он сразу записывал, и потом это вылилось в такую интересную книгу. Здесь не только мои истории. Здесь много ребят помогали. Спасибо им большое. Не вздумайте подумать, что это книга только о 79-й бригаде, — это неправда. Здесь истории большинства тех, кто был в аэропорту. Спасибо всем ребятам, все молодцы, достойно держались. Тяжело ребятам было, но видите,  все равно живут, улыбаются дальше...

— Многие на презентации книги «Аэропорт» не могли сдержать слез...

— Для чтения на презентации книги в Киеве Сергей взял серьезный эпизод о матери солдата. Он, правда, тяжелый. Я его сам читал, тяжеловато шел. Кто родитель — тот поймет. Я думаю, что те украинцы, которые были пророссийски настроены, задумаются: стоит ли вообще поддерживать политику России? Потому что воевать за свою землю — это одно. Есть даже в Библии блаженный миротворец, а агрессора никогда и нигде нет, нет такого, чтобы агрессор был прав и почести ему возлагали.

— Насколько сегодня для украинского общества важны книги и фильмы о событиях в Крыму и на Донбассе?

— Они очень нужны. Это не пропаганда, потому что пропаганда действует немного иначе на подсознание — короткими роликами, непонятными слухами, непонятными картинками в Интернете. Нужно изменить не только подсознание, но и сознание людей. Чтобы они понимали, что мы самостоятельное государство, которое может самостоятельно существовать и развиваться. Нужны книги, нужны фильмы, дети должны знать о том,  кто их близкие и кто их соседи, и какой ценой это все дается.

Виктория ВЕСЕЛОВСКАЯ, Дарья ДЕРЕВЦОВА, Елена БУНТ,  корпункт «Дня» в Николаеве

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать