Не потерять бы талантливых
Первое, с чем я категорически не согласна, — это то, что наши «дешевые» профессора априори хуже «их дорогих». Все мы знаем, что Украина владеет сильнейшими научными школами, наследники которых еще по «совковой» инерции считают делом чести и жизни передавать свои знания молодому поколению, хотя и страдают от того, что их труд обесценен, а материальная база не позволяет работать с полной отдачей.
Другой тезис — низкая зарплата ведет к коррупции, а высокая от нее страхует. Ярким контраргументом являются наши государственные служащие. Именно исходя из приведенного тезиса, они уже в который раз повышают себе заработную плату, устанавливают всяческие льготы, которые уже превысили льготы бывших партийных функционеров, но, как говорится, «чем больше ешь — тем более хочется». С каждым годом растет разница между доходами профессора университета и чиновника среднего уровня, а взяточничество и протекционизм в среде последних не исчезают.
Относительно платного обучения в вузе, то о нем вообще могут говорить только родители-бизнесмены или чиновники, имеющие доступ к государственным ресурсам. Все другие могут максимум мечтать о том, чтобы прокормить, одеть и обуть своих детей.
Относительно мнения, что государство навязывает свои учебные программы, то здесь, действительно, есть неудобство, причина которого заключается в том, что чиновник должен что-то делать, чтобы отработать свои привилегии, и часто делает не то, что нужно, а то, что умеет (знаменитый закон Питера). Но против этого есть хороший рецепт, и состоит он не в платном обучении, а в регистрации ядра знаний (как говорят «они» — body of knowledges), которых требует определенная профессия. Такое ядро, которое на Западе уже получило свое материальное воплощение для многих профессий, должно быть базой и для аттестации вузовских программ по соответствующим специальностям, и для сертификации специалистов, и для учебных курсов.
Не следует также забывать, что присущая нашему народу тяга к знаниям и сохраненная, в основном, система образования сдерживают манкуртизацию общества, которая, учитывая материальное положение большинства населения, уже давно могла охватить Украину.
И последнее. Господин Гусев сам себе противоречит, когда
гордится (и имеет на это право) процессом тестирования абитуриентов в НУКМА.
Поэтому давайте думать, как внедрить этот позитивный опыт в других вузах,
чтобы преодолеть коррупцию в системе образования. Тогда «бедные, но умные»
школьники смогут получить высшее образование, а страна — высокообразованных
ученых и специалистов.
Выпуск газеты №:
№119, (2000)Section
Общество