Перейти к основному содержанию

«Недалечко червоне яєчко...»

Этнографы призывают возрождать традиции Пасхи
24 апреля, 21:14
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Единая традиция Пасхи, которая сбереглась до наших дней, — раскрашивание крашенок и освящение пасхальной пищи в церкви. К такому выводу пришли научные сотрудники Музея народного быта и архитектуры Украины НАН, которые несколько лет подряд проводят этнографические экспедиции в различных уголках страны. Теперь украинцы забыли о пасхальных играх и песнях, без которых праздник не был бы праздником. Чтобы возродить давние обычаи и обряды, связанные с Воскресением Христовым, работники Музея народного быта и архитектуры устраивают в выходные дни (27—28 апреля) настоящую Пасху — с народными играми, песнями и освящением пасхальной пищи.

Чтобы выяснить, какие обычаи Пасхи сохранились до нашего времени, этнографы побывали во многих регионах Украины: на Киевщине, Луганщине, Черниговщине, Сумщине и Ровненщине. Чтобы узнать все подробности давних обычаев и обрядов, ученые общаются со старейшими жителями регионов, которые о них еще не забыли. По словам научного сотрудника Музея народного быта и архитектуры Людмилы Костенко, во время разговора со старожилами, их нужно убеждать в том, что их рассказ — это настоящее открытие для исследователя, и эту информацию они слышат впервые в жизни. Исследователям не пришлось удивляться специально, когда они услышали о давней пасхальной игре «У катка».

— Об этой игре нам рассказали жители Левобережной Киевщины, и это стало для нас настоящим открытием, — отмечает Людмила Костенко. — Каток имел вид желоба, один край которого опирался на деревянную рогатку, а второй — касался земли. Его изготавливали из «лубка» — коры лиственного дерева. По катку катили красные крашенки, а задание игроков состояло в том, чтобы своим яйцом надбить яйцо товарища. Во время экспедиций выяснилось, что на Сумщине существовала подобная игра — «В покатушки», только крашенки катили по земле. А в Карпатах пасхальные яйца катили с гор. Кстати, подобные ритуальные игры пришли сюда из Чехии и Словакии.

Как свидетельствуют результаты экспедиций, общим в праздновании Пасхи (для всех регионов Украины) является вера в то, что пасхи и крашенки имеют символический смысл. Так, большинство наших предков верили в то, что пасхи символизируют будущий урожай, поэтому хозяйки пытались испечь их высокими и пышными. Еще один призабытый обычай, связанный с Пасхой, — дарение пасх бедным и обездоленным людям. Делали это, чтобы приумножать благосостояние. К сожалению, обычай выпекать пасхи, как и расписывание писанок, сохранился, по большей части, в Западной Украине. Мало кто помнит о традиции посещать своих крестных на Пасху. Кстати, на Киевщине крестников называли «христосувальниками», а на Ровненщине — «волочебниками», потому что они требовали «волоченного», то есть, пасхальной пищи.

— В целом, празднование Пасхи подобно Рождеству, так как Рождество считалось новогодним праздником, который раньше встречали весной, — рассказала Людмила Костенко. — Поэтому на оба праздника люди ходили друг к другу в гости, но с разными подарками: на Рождество — с кутьей и компотом, а на Пасху — с крашенками и пирогами. Сейчас люди ходят в гости друг к другу значительно реже. Например, на Черкасщине принято встречать Пасху только дома.

Невзирая на то, что большинство пасхальных традиций уже забыты, — дух праздника все равно присутствует.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать