Недетские расходы
43 миллиона гривен получили в прошлом году школы и сады Киева за счет... средств родителей. А что государство?![](/sites/default/files/main/articles/04082015/8_tim3426.jpg)
Если бы вы делали ремонт в квартире или своем доме, что бы вы приобрели за 20 тысяч гривен? А если эту цифру умножить на 25—30? Это же настоящее богатство. Приводим именно эти цифры неслучайно, чтобы лучше представить, что на эти средства можно сделать, например, в детском саду. Недавно участники инициативы «Батьки SOS» обнародовали протокол заседания родительского комитета. В нем говорится, что вступительный взнос в детский сад будет составлять 20 тысяч гривен! Ежегодно садики набирают в среднем 25—30 деток в одну группу, обычно сразу комплектуют две-три. Представьте, какую сумму получит этот счастливый садик, набирая новобранцев. За эти средства из заведения советского типа, какими являются сегодня большинство дошкольных заведений, можно сделать «еврокуколку».
ПЛАНШЕТЫ И «ЛЕГО»
Однако вы удивитесь, на что на самом деле родительский комитет решил направить полученные благотворительные взносы — на обустройство комнаты «Лего». Может, с ремонтом в группах и в целом там давно покончили, но такие суммы взносов откровенно шокируют. «Собираются открыть и оборудовать кабинеты психолога, медсестры и завхоза, методический кабинет. Каким оборудованием это будет оснащаться — не указали. Полагаю, об этом узнают следующие несколько поколений детей, которые придут в этот садик», — пишет Елена Бондаренко, одна из участниц группы «Батьки SOS», о дальнейших планах родительского комитета.
Дальше женщина описывает, что ежемесячные благотворительные взносы для вновь прибывших деток планируется установить в размере три с половиной тысячи гривен, а для тех, кто ходит в садик уже не первый год, полторы тысячи гривен. Это может быть зарплатой одного из родителей. А если в сад сразу ходит двое малышей? Елена Бондаренко в своей заметке указала, что садик не частный, как может показаться на первый взгляд с такими «тарифами», а коммунальный, номер заведения пока не называют, хотят, чтобы эти факты проверили правоохранительные органы.
На этом финансовые идеи чудесного садика не заканчиваются. Как заведено в наши дни в дошкольных заведениях, выпускным группам младшее поколение дарит что-нибудь на память о садике, часто книги, альбомы, канцелярию и тому подобное. «Выпускникам родители хотели бы подарить на прощание по іPod nanо, — продолжает Елена Бондаренко. — Хорошенький такой аудиоплейер по цене от трех с половиной до пяти тысяч гривен за штуку». Вот так. А для тех родителей, которые захотят уклониться от «благотворительных пожертвований», в протоколе есть угрожающие строки, что их дети не будут посещать кружки при садике и не получат подарки на праздники и день именинника. Кажется, дешевле было бы оплатить эти кружки и подарки отдельно, чем выкладывать ежемесячно по несколько тысяч гривен.
ФОНДЫ ЕСТЬ, ОТЧЕТОВ — НЕТ
И если проигнорировать такую навязчивость родительского комитета, то ребенок же не поймет, почему Ваня, Лиза, Ира и еще 20 деток сладости от Николая получили, а он один — нет. А с другой стороны, без таких поборов садик не выживет. Поскольку собирать средства напрямую от родителей законом не приветствуется, городские власти настаивают на создании при садиках и школах благотворительных фондов. Однако по данным КГГА, на сегодня они есть лишь у 25% учебных заведений столицы. Тогда и распространяются слухи, что собранные с родителей средства осели в чьих-то карманах, потому что визуально не видно, что их вложили в новый линолеум в коридоре заведения, в новые окна в группах или элементарные полотенца и посуду, а отчеты, на что именно пошли благотворительные взносы, администрация не обнародовала. Такая система уже стала замкнутым кругом: то, что недофинансировало государство или город, докладывают родители.
Как решает вопрос финансирования образовательных заведений столичная власть, что делает, чтобы устранить поборы с родителей, «День» обратился с официальным запросом в КГГА и к заместителю мэра по гуманитарным вопросам Анне Старостенко. Пока получили ответ лишь от образовательного департамента. В запросах мы попросили прокомментировать также и обнародованный в соцсетях протокол заседания родительского комитета. Однако ни слова о том, что наши факты будут проверяться, в ответе нет, его содержание сводится к одному — благотворительность в сфере образования не запрещена, главное, чтобы все было прозрачно и с открытыми отчетами о потраченных средствах.
«Деятельность родительских благотворительных фондов не относится к компетенции органов управления образованием, — также говорится в полученном ответе. — Вместе с тем органами управления образованием применяются меры по предотвращению коррупции в учебных заведениях города. В частности, направлено письмо в ГУ МВД Украины в городе Киеве относительно проведения проверки деятельности благотворительных фондов и использования родительских благотворительных взносов. Также работникам учебных заведений запрещено собирать средства, материальные ценности, вмешиваться в деятельность благотворительных фондов». Проверить информацию об использовании благотворительных и спонсорских взносов в учебных заведениях «Дню» посоветовали на сайте Департамента образования в разделе «Прозрачность», что мы и сделали.
БЕЗ КОНКРЕТИКИ
Однако конкретных данных, сколько такой-то садик получил средств через благотворительный фонд, сколько из них ушло на новые окна-двери или игрушки в группы — мы не нашли. Или под прозрачностью имеется в виду что-то другое? Наткнулись лишь на общую цифру, что в прошлом году столичные заведения образования получили 43 миллиона гривен от родительских и благотворительных фондов, спонсоров и меценатов! Это же бюджет маленького городка или села. Дальше есть якобы отчет о сотрудничестве садиков с благотворительными фондами по районам Киева. Однако в некоторых районах такие благотворители вообще отсутствуют, а если и есть несколько заведений со своими фондами, то один и тот же фонд «помогает» сразу нескольким садикам. Когда же мы пытались дозвониться в такой фонд, никто не отвечал.
Как объяснила нам Ольга Стрелюк, эксперт по образовательным программам общественной сети «Опора», сегодня законодательство не регулирует, каким образом должен существовать именно благотворительный фонд при школе или садике, а поскольку любые взносы должны быть подотчетными, то создавать такие фонды решаются единицы. Также эксперт отметила, что руководство учебного заведения не может быть основателем благотворительного фонда, только родители, другие юридические лица или общественные организации, что тоже усложняет его официальное основание. А если он при школе или садике все же появился, то в уставе фонда обязательно должен быть прописан порядок отчетности.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ?
Нотку позитива внес последний абзац ответа от КГГА, что «в этом году запланированы расходы на приобретение оборудования на сумму 5,9 миллиона гривен и на капитальные ремонты — 63 миллиона гривен». Может, родителям не придется выкладывать тысячу гривен на садик. Не хватает лишь уточнений: какие заведения эти деньги получат и какое именно оборудование имеется в виду. Официальная риторика столичных чиновников относительно развития образования тоже оптимистична. В КГГА успехом считают соглашение о сотрудничестве с Украинским фондом социальных инвестиций, по нему Киев получит пять миллионов евро на реконструкцию детских садиков. Также заместитель мэра по гуманитарным вопросам Анна Старостенко неоднократно подчеркивала, что городские власти не разрабатывают никаких документов, которые бы заставляли родителей оплачивать обучение своих детей в садиках и школах, в свою очередь КГГА считает обязанностью обеспечить прозрачную работу администрации учебных заведений. О любых поборах чиновница просила информировать Департамент образования.
Родители в этом случае послушны, потому что четверть полученных обращений в департамент касается именно сбора средств в садиках и школах. В большинстве случаев руководители таких заведений получают выговор, есть даже факты увольнений с работы. Но ситуацию нужно менять более кардинально. В конце концов, государство должно взяться за надлежащее финансирование образования. Потому что сейчас это перевели на плечи родителей, которые опять же послушны, когда нужно сдать деньги на ремонт садика, игрушки в группу, бытовую химию, канцелярские принадлежности, раскраски и книги... Потому что каким-то образом благотворительность автоматически переросла в обязанность.
Выпуск газеты №:
№138, (2015)Section
Общество