Перейти к основному содержанию

Неизвестный Арсений Ричинский

11 июня, 19:55

12 июня по старому стилю (25 — по новому) 1892 года, то есть 115 лет назад, родился Арсений Ричинский. Дата, конечно, не совсем круглая. Но, во всяком случае, дает повод вспомнить об этом человеке. К сожалению, имя А. Ричинского и впредь остается малоизвестным в Украине. Что очень несправедливо. Ведь это был высококвалифицированный врач-специалист, и в то же время философ, религиевед, культуролог, искусствовед, церковный композитор, фольклорист и тому подобное. Этот человек активно трудился на общественной ниве, борясь за независимое Украинское государство и за независимую православную украинскую церковь. За это А. Ричинский подвергался преследованиям и положил свою жизнь. Казалось, этого более чем достаточно, чтобы достойно чтить память о таком человеке. Но украинцы — странные люди. Наше общество станет, скорее, чтить память большевистских манкуртов, ставить памятники жуковым, екатеринам вторым и иже с ними, нежели отдавать должное настоящим украинским патриотам.

А. Ричинский сделал немало для становления независимого украинского православия. Он выступал одним из активных участников движения за украинизацию православной церкви на Волыни в межвоенный период. Выпустил ряд работ, в которых пытался защищать автокефалию Украинской православной церкви. А его труд «Проблемы украинского религиозного сознания» не утратил своего значения до сегодняшнего дня. Наоборот, в наше время, когда поднимается вопрос создания в Украине независимой поместной православной церкви, наследие А. Ричинского заметно актуализируется.

Жизнь А. Ричинского не была простой. Родился он в с. Тетилькивцы Кременецкого уезда Волынской губернии (сейчас это село относится к Шумскому району Тернопольской области). Отец его, Василий Федорович, принадлежал к духовенству, был православным священником в этом селе.

Несмотря на то, что православные священнослужители должны нести идеи «самодержавия, православия, народности», осуществлять русификацию, на Волыни они вынуждены были считаться с мощной украинской народной культурой и, по большей части, приобщаться к ней...

С одной стороны, такая жизнь волынского духовенства определила интерес А. Ричинского к народной культуре, что позже нашло проявление в его трудах и культурологической деятельности. С другой стороны, вела к формированию А. Ричинского как национально сознательного человека. Рождение в семье священника, закономерно, порождало у А. Ричинского интерес к религиозной жизни. И хотя А. Ричинский выбрал светскую карьеру, он хорошо ориентировался в вопросах церковных обрядов и догматики. Особой сферой его заинтересованности была церковная народная культура.

Начальное образование А. Ричинский получил в своем селе. Далее учился в Клеванской духовной школе, а также в Кременецкой гимназии. Однако, очевидно, по настоянию отца поступил в Житомирскую духовную семинарию.

Житомир на то время был центром Волынской губернии. Здесь была относительно активная культурная жизнь, существовали определенные культурные ячейки. Одной из них было «Общество исследователей Волыни». Его члены не только издавали научные сборники, но и уделяли немало внимания просветительской работе. На свои заседания они приглашали и семинаристов. Не исключено, что именно в Житомире А. Ричинский стал предметно интересоваться вопросами украинской истории и литературы.

После окончания семинарии А. Ричинский поступил на медицинский факультет Варшавского университета. В связи с началом Первой мировой войны вынужден был эвакуироваться. Весной 1917 г. сдал государственные экзамены при Киевском университете и получил должность врача в Изяславской уездной больнице, где и работал до марта 1920 г. В это время А. Ричинский принимал активное участие в общественной жизни. В Изяславе организовывал концерты, спектакли, занимался издательской деятельностью. В частности, редактировал журнал «Новые дороги». По свидетельствам его дочери, Людмилы Ричинской, издавал журнал «Изяславльская дорога», а также был постоянным лектором на курсах украиноведения для учителей, которые функционировали в соседнем г. Остроге.

В отмеченный период на Волыни активно шла украинизация общественной и культурной жизни. Появились школы с украинским языком преподавания, украиноязычные издания, украинский стал языком государственных структур. А. Ричинский включился в этот процесс. Однако, к сожалению, украинизация не получила своего логического завершения. Украинская власть не сумела удержаться. Волынь оказалась под властью большевиков, а потом поляков. По условиям Рижского мирного договора 1921 г. между Россией и Польшей, Волынь была разделена между этими двумя государствами.

Изяслав оказался под властью большевиков. Незадолго до этого события, весной 1920 г., А. Ричинский выехал в село Тростянец Луцкого уезда, оказавшееся в составе Польши.

До 1922 г. А. Ричинский работал в Тростянце. Здесь он женился на дочери местного священника Павла Прокофьевича, Нине. Однако его жизнь здесь не была спокойной. На него донесли и он был арестован. Только благодаря стараниям жены, А. Ричинского освободили.

Переехав в апреле 1922 г. в г. Владимир-Волынский, А. Ричинский стал главным врачом городской больницы. На данной должности был до августа 1925 г. В этом же 1925 г. А. Ричинского арестовали, фактически обвиняя в активной проукраинской деятельности. Однако доказать какие то ни было нарушения закона с его стороны не удалось. Поэтому А. Ричинского вскоре освободили.

Бесспорно, нося печать неблагонадежности, А. Ричинскому не было смысла работать на государственной службе. Располагая соответствующим образованием и опытом, он мог обеспечить себя и свою семью, работая свободно практикующим врачом. Таким, собственно, и работал до 1939 года. Его высокая профессия и авторитет обеспечивали большое количество клиентов и делали А. Ричинского относительно независимым и финансово самостоятельным. Кстати, в межвоенный период в г. Владимире-Волынском среди 17 практикующих врачей было только двое украинцев, включая и А. Ричинского.

А. Ричинский, работая врачом, не прекращал активной общественной деятельности. Еще с 1924 г. издавал за собственные средства «независимый месячник украинского церковного возрождения» — «На страже». В течение десяти лет выходил этот журнал, название которого, правда, А. Ричинский в силу определенных причин вынужден был сменить (другие названия — «Наше братство», «Наша церковь»). При этом журнале А. Ричинский организовал собственное издательство, где издал исследования, посвященные проблемам независимой украинской православной церкви.

В 1925 г. А. Ричинский составил сборник общедоступного церковного пения для сельских хоров под названием «Всенародное пение в украинской церкви». Он, по словам самого автора, должен облегчить «богослужение в церкви на украинском языке, показать преимущество и красоту Службы Божьей на родном языке». Со временем вышли составленные им сборники «Украинская служба, вечерняя и ранняя», «Украинские колядки», «Скорбная мать» (сборник песен из богогласника). Сам же А. Ричинский придерживался мнения, что настоящая религиозность выражается в народном церковном культе, важной составляющей которой является музыка. В частности, об этом он писал в книге «Проблемы украинского религиозного сознания».

А. Ричинский принимал участие в деятельности ряда украинских общественных и политических организаций. Был активистом Владимир- Волынской «Просвіти» и «Рідної хати». Под его руководством в г. Владимир-Волынском и на Волыни были организованы структуры молодежной организации «Пласт». С его же помощью жена Нина Павловна организовывала филиал «Союза украинок». Участвовал и в кооперативном движении. В конце 1929 г. А. Ричинский вступил в легальную организацию «Украинское Волынское объединение». Приблизительно в то же время стал членом подпольной Организации украинских националистов. Однако самым главным участком общественной работы А. Ричинского была борьба за украинизацию православной церкви на Волыни. В 1927 г. по его инициативе был организован в Луцке съезд православных мирян, выступивший за украинизацию православия, а в 1933 г. А. Ричинский и его сторонники организовали в Почаеве большую манифестацию, где также поднимался этот вопрос.

Во второй половине 1920-х — начале 1930-х гг. А. Ричинский публикует немало статей в украинской прессе, посвященных церковным вопросам. Выпускает ряд брошюр на эту тему — «Происхождение епископата. В связи с вопросом о благодати иерархии Украинской православной автокефальной церкви» (Владимир-Волынский, 1926), «Критическое рассмотрение постановления Св. синода о запрете Украинского церковного съезда» (Варшава, 1927), «Современное состояние церковно-религиозной жизни украинской народности в Польше» (Варшава, 1927), «Два плебисцита на Волыни в деле богослужебного языка» (Владимир, 1927), «Мой ответ Св. синоду православной церкви в Польше» (1929).

В 1930 г. во Львове вышла его брошюра «К счастью, славе и свободе!» (о пластовом воспитании). Появились работы, где он рассматривал близкие его профессии проблемы — «Несколько замечаний о биологическом значении мира», «Единство природы», «Посмертные духи людей». Все это свидетельствует о разнообразных интересах и воистину энциклопедических знаниях А. Ричинского.

В это же время он начинает писать труд «Проблемы украинского религиозного сознания». Считается, что работу над ней начал в 1929 г., а закончил в 1933 г. Это глубокое религиоведческое и в то же время блестящее культурологическое произведение. Первые четыре главы этой книги были опубликованы в 1930—1931 гг. в «Литературно-научном вестнике» во Львове. В 1932 г. А. Ричинский во Владимир-Волынском печатает брошюру «Окольными дорогами», проблематика которой во многих моментах перекликалась с проблематикой книги.

В предисловии к «Проблемам украинского религиозного сознания» А. Ричинский так обосновывал актуальность этого произведения: «Книга о религиозных делах в эпоху массового распространения атеизма либо совершенно не ко времени, либо очень ко времени. Анализ украинского народного мировоззрения доказывает, что отсутствие религиозности у нас — явление привнесенное, с народным мировоззрением несогласное. Это — симптом духовного плена, опасного для самого существования нации. Духовная самостоятельность, создание собственной религиозно-национальной идеологии всегда придает народу уверенность в своих силах и своем достоинстве, веру в свою правоту и в свое будущее. Наоборот, рабское принятие чужих идей и чужих взглядов подрывает духовные силы и сопротивляемость народа, вовлекает его в служение чужим божкам. Тогда наступает смерть народа».

Фактически автор предлагал (хотя и не декларировал этого открыто) свой вариант религиозно-национальной идеологии для украинцев. А. Ричинский находился под определенным влиянием историософских взглядов В. Липинского. Особенно заметно это влияние, когда он ведет речь о «разорванности» Украины между Востоком и Западом. А. Ричинский предлагал свой оригинальный рецепт преодоления такой разобщенности — создание синтетической религиозно- национальной идеологии, которая бы сочетала традиции Востока и Запада. «Автор пришел к выводу, — пишет он в предисловии, — что тем руслом, той главной направляющей украинской религиозной жизни является синтез великих религиозных культур Востока и Запада».

Книга была напечатана в Тернополе в 1933 г., хотя местом издания считался Владимир-Волынский. Вышла она со значительными цензурными правками. Кроме того автор осознавал, что не все ему удалось сделать, как он хотел. Действительно, в книге нет четкой последовательности в изложении материала, некоторые главы имеют теоретический характер, другие — практическую направленность. Всего в книге восемь глав — «Святая София Киевская», где речь идет о возникновении Украинской автокефальной православной церкви; «Исторические и канонические причины украинской церковно- национальной революции» (здесь говорится о том, что возникновение УАПЦ имеет не только исторические, но и канонические причины); «Особенности украинского религиозного нрава», где преимущественно речь идет о становлении украинского религиозного сознания; «Христианская эпоха» (в этом разделе говорится о развитии украинского религиозного сознания в христианские времена); «Особенности религиозного мировоззрения россиян»; «На крестном пути», где говорится об отличиях религиозного нрава украинцев и россиян; «Церковь и национализм» и «Положение украинского синтетического идеализма».

Несмотря на значительное временное расстояние, а также на определенные ее недостатки, книга «Проблемы украинского религиозного сознания» даже сегодня не утратила для украинцев своей актуальности. А немало авторитетных украинских исследователей считают, что это одна из лучших (если не самая лучшая) работ в украинском религиоведении. Стоит отметить здесь эрудицию автора. Он свободно оперирует не только библейскими и специфически религиозными и религиозно-философскими текстами, но и произведениями представителей немецкой классической и русской религиозной философии, произведениями классиков украинской, русской, польской и чешской художественной литературы, научными трудами в различных отраслях знаний. Не последнюю роль в данном случае сыграли и медицинские знания. Они помогали ему (правда, это не бросалось сразу в глаза) осмысливать важные проблемы. Сочетание медицины и философствования хотя и не является чем-то типичным для европейской культуры, однако часто встречалось в средневековом мусульманском мире.

К сожалению, книга «Проблемы украинской религиозной сознательности» в 1933 г. вышла малым тиражом. К тому же, когда на Волынь пришла советская власть, много экземпляров было уничтожено. На сегодня издание 1933 г. является библиографической редкостью. Закономерно, что в таких условиях взгляды А. Ричинского на религиозные вопросы оставались «терра инкогнита». Лишь переиздание книги в 2000 и 2002 гг. (кстати, также небольшими тиражами) дало возможность ученым познакомиться с религиоведческим наследием А. Ричинского.

Безусловно, деятельность А. Ричинского не осталась вне зоны внимания польской власти. Он находился под усиленным надзором карательно- репрессивных органов. В его ближайшее окружение были засланы тайные сотрудники полиции, сообщавшие о каждом шаге А. Ричинского. В перечне активистов ОУН по Владимир-Волынскому уезду, составленном воеводским отделом безопасности в 1934 г., его имя стоит на первом месте. А. Ричинский неоднократно арестовывался, побывал он и в «знаменитом» концлагере Береза Картузька, в котором впервые оказался в 1935 г.

Второй раз в Березе Картузькой А. Ричинский оказался в мае 1939 г. Освободиться ему удалось лишь в сентябре, когда началась Вторая мировая война и на западе Польши находились немецкие войска, а на востоке — советские. Польская охрана покинула тюрьмы, и узники бежали из них. 16 сентября А. Ричинский прибыл во Владимир-Волынский. Однако на свободе он был недолго. Его вскоре арестовали энкаведисты. Обвиняли А. Ричинского в общественной деятельности и связи с Организацией украинских националистов. Несколько лет его продержали без суда. Лишь 5 мая 1942 г. так называемый «особый совет» при НКВД СССР вынес приговор, осудив А. Ричинского на десять лет лишения свободы.

Также была репрессирована семья А. Ричинского — его жена и две дочери. Старшей Мирославе тогда было 15 лет, а младшей — всего 6 недель.

А. Ричинский отбывал наказание в Уктлазе. Оттуда вел переписку с семьей. Даже посылал сочиненные им стихотворения, чтобы развлечь детей. К сожалению, стихи не сохранились. В 1949 г. А. Ричинского освободили. Однако перед освобождением на него напали уголовники и нанесли семь ножевых ранений. Такая «добрая традиция» существовала в советских лагерях. Лагерное начальство специально настраивало уголовников против политических узников. И когда последние должны были освобождаться, на них нападали уголовники и убивали. А. Ричинскому все-таки удалось выжить. Но власть не дала ему вернуться на родину. Позволили поселиться в Казахстане в г. Казалинск, где он работал врачом. Даже в этих, далеко не самых лучших условиях, А. Ричинский находил время для научной работы. В 1952—1953 гг. его статьи на медицинские темы печатались в журнале «Здоровье Казахстана».

Умер А. Ричинский 13 апреля 1956 г. в результате кровоизлияния. Похоронили его на кладбище станции Джусалы Кызыл-Ордынской области.

А. Ричинскому не удалось реализовать многое, что он хотел сделать. Заключение «при Польше» и долговременное заключение «при советах» не только подорвали здоровье, но и не давали нормально работать. Можно только представить, сколько бы еще мог сделать А. Ричинский. Но даже далеко не все из его творческого наследия собрано и осмысленно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать