Неправда, что дети не хотят учиться
Уверены специалисты. Просто некоторым не подходит обычная школа![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030408/463-5-2_0.jpg)
Например, Сергей Деревянко сейчас заканчивает это училище с Красным дипломом и готовится к поступлению в Торгово-экономический университет на бесплатную форму обучения. Пять лет назад после возникшего в школе конфликта с учителями «хорошист» в прошлом превратился в неуспевающего и никак не мог преодолеть барьер восьмого класса. Ситуацию спасла инспектор по делам несовершеннолетних при районной администрации, посоветовав родителям отдать Сережу в экспериментальную группу девятого училища, куда не требовался документ о неполном среднем образовании. Там Сергей проучился два года, окончил девять классов и получил профессию слесаря. Потом уже в обычной группе училища он прозанимался еще три года — в результате у молодого человека есть и среднее образование, и престижная сейчас специальность слесаря по ремонту автомобилей. Сергей сказал корреспонденту «Дня»: «Решающим моментом в моей жизни стало то, что преподаватели в училище дали мне понять, что я могу учиться, что у меня для этого есть все данные. Это дало возможность поверить в себя и все изменить».
В училище не принято говорить о прошлом даже в кругу друзей. Здесь начинают жизнь с чистого листа и ведут беседы о будущем, которое стараются подготовить сегодняшним настоящим. Мальчишки из экспериментальной группы тянутся к старшим, которые стоят на пороге самостоятельной жизни и уже подыскивают себе работу. Четырнадцатилетний Виталий Марченко и пятнадцатилетний Владимир Дубровский говорят, что им в училище нравится, что здесь они почувствовали себя повзрослевшими — работают в мастерских, получают стипендию. Они отмечают и хорошие условия для занятий по общеобразовательным предметам, потому что педагоги относятся к ним с пониманием и очень доброжелательно.
Ваня Шуляченко (14 лет) рассказывает: «Раньше я учился в Киевской школе №129, там меня не понимали ни учителя, ни одноклассники. Когда же переходил в училище, то меня им очень пугали. А оказалось все нормально. Здесь мы проходим настоящую школу жизни. Постоишь за станком — и поймешь, что ты уже что-то умеешь, что всегда сможешь заработать себе на жизнь. После службы в армии еще поучусь, чтобы стать автослесарем, а потом попробую открыть собственное предприятие. Пока в моем распоряжении стипендия в 26 гривен. Эти деньги я трачу на аудиокассеты и изредка на посещение компьютерного клуба...»
Сегодня в училище более тысячи учащихся в возрасте от 14 до 19 лет. Экспериментальная группа только одна, в ней — 20 человек. Их направили в училище школы Дарницкого, Деснянского и Днепровского районов Киева. С этого года программу экспериментальной группы с двух лет сокращают до одного года. Желающие же смогут продолжить обучение в обычных группах, а остальные выйдут из училища с неполным средним образованием и профессией слесаря. Это единственная рабочая специальность, которая не требует при обучении достижения восемнадцатилетнего возраста.
За десять лет через экспериментальные группы прошло около тысячи человек, и большая их часть окончила училище. Автор этого проекта — Валентин Чагин (в прошлом директор ПТУ №9, а ныне начальник управления профтехобразования Главного управления образования и науки Киевской городской администрации) рассказал «Дню»: «Любой ребенок, бросивший школу, в душе очень жалеет об этом. Это неправда, что дети не хотят учиться. Наш мир довольно жестокий, а нервная система детей такая уязвимая, что не у каждого она выдерживает испытания школьной жизнью. Таких ребят нужно обязательно воодушевлять успехами, поначалу задавать только такие вопросы, на которые они наверняка знают ответы. Им нужно дать возможность поверить в собственные силы, ведь им особенно сложно дается умение совершать над собой усилия. Система профтехобразования ценна тем, что она готовит ребенка к жизни медленно, постепенно. Взрослого человека обучить профессии швеи или токаря можно за три месяца, а с детьми нужно долго работать. Психологически мальчики и девочки за три месяца никогда рабочими не станут. Нервную систему, психику подростка нужно специально готовить к нагрузкам рабочего человека. Неокрепший молодой организм не так просто приучить к восприятию крутящегося и шумящего, поднятию тяжелого, к большой физической нагрузке порой даже в очень некомфортных условиях. А для этого требуется значительное время и большие усилия педагогов. Мы работали и работаем с детьми, которым бестолку сидеть в школе. Путем обучения профессии мы социализируем тех, кому не подходит традиционная система воспитания и обучения в обычной школе и тем самым открываем этим детям дорогу в жизнь».
Когда более десяти лет назад зарождалась эта идея, перевод ребенка из школы в школу практически был невозможен, так как все дети были «наглухо» закреплены за школами своего микрорайна. А в каждой школе всегда находилось 5 — 10 человек, которые выражали протест против существующей школьной системы образования. У каждого из таких детей существует свой комплект запущенностей, и чтобы их ликвидировать, нужны индивидуальные подходы в обучении, специальные программы, что и было в свое время разработано и корректировалось в ходе этого эксперимента. Однако самое главное в этом деле — высококвалифицированные педагоги. Сейчас же в стране отмечается напряженка даже с обыкновенными учителями, не то что с высококлассными. Уровень заработной платы выталкивает из школы молодых и перспективных. В начале эксперимента для особенных детей в училище было две группы, а теперь только одна. И совсем не потому, что уменьшилась потребность, а потому, что на голом энтузиазме людей сегодня не удержишь. Для работы с особенными учениками требуется и особенная самоотдача, преподавательские же ставки для всех одинаковы и даже не дотягивают до прожиточного минимума. Сегодня к этой экспериментальной работе подключилось еще несколько киевских училищ. Это очень нужное дело для всего нашего общества. Ведь если взрослому человеку не нравится его работа, то он ее может сменить. Если же ребенку не нравится в школе и возникла взаимная неприязнь в отношениях ученика с учителями, то нужно поменять учебное заведение, поменять обстановку — начать с чистого листа. Мы сегодня создаем приюты и реабилитационные центры для детей улицы, забывая, что на базе профтехобразования можно решить многие проблемы и не допустить того, чтобы улица окончательно поглотила ребенка, столкнувшегося с неразрешимыми для него задачами.
Выпуск газеты №:
№63, (2003)Section
Общество