Неприродный спорт

КОММЕНТАРИИ
Мария ФАТИКОВА, глава молодежного отделения в Национальном экологическом центре Украины:
— Основная масса населения не осведомлена даже о банальных вещах. Экология не выглядит привлекательной отраслью, потому что многим это неинтересно, скучно и много денег не приносит. Большая часть молодежи делает выбор в пользу, например, юридического образования. Мы ходим в школы к детям, занимаемся экологическим образованием, показываем ученикам на примере авторитетных организаций, что есть такая профессия — защищать окружающую среду.
К примеру, Green Peace уже очень давно проводит свои достаточно резонансные акции. В этом смысле масштаб нашей деятельности просто несравним: их активистам даже удается ломать китобойные судна. С другой стороны, наше отличие в том, что мы стараемся более лояльно сотрудничать с правоохранительными органами. Понятно, что их задача — это контроль, координация.
Мы пытаемся бороться за природу с помощью практически любых методов. Например, когда присутствует какое-то правонарушение, будь то вырубка леса или застройка территории, которая по природоохранному законодательству не должна быть застроена, с нашей стороны пишется письмо в экоинспекцию, лесхоз. Кстати, зачастую за неделю наша организация пишет по 100 писем. Позитивный момент в том, что администрация и органы реагируют на эти письма. С их стороны постоянно поступают звонки, мы выезжаем на точки.
Для того чтобы сформировать экологическое сознание украинцев, нужно постепенно вводить «Экознание» как предмет в школе. Потому что нынешнее среднее образование может предложить всего лишь один параграф по экологии в учебнике за 11 класс. Нужно людям рассказывать не только о глобальных экологических проблемах, но и о местных, о том, что масштабная вырубка леса грозит не только людям, но и вымирающим животным. Когда мы приходим к детям в школу и рассказываем о каких-то конвенциях, животных, которые занесены в Красную книгу, они смотрят на нас, буквально, «квадратными» глазами. Они потихоньку начинают понимать, что экология — это действительно очень обширная и интересная наука.
Ирина БОНДАРЕНКО, общественный активист, глава Ассоциации велосипедистов Киева:
— Я замечаю, что украинцы стали более сознательно относиться к экологии. Несмотря на то, что многие жалуются на наш менталитет. Одна моя знакомая сортирует мусор очень тщательно. Она разрывает и моет пакеты из-под молока, сушит их и только после этого сдает. Она моет пластиковые бутылки, спрессовывает их, чтобы они не занимали много места на полигоне. У нашего дома всегда переполнен бак с мусором для переработки. Но его очень редко вывозят. Наши ЖЭКи думают, что люди еще недостаточно сознательны. На самом деле мы видим, что они преуменьшают наши возможности, и сейчас как раз пора что-то менять. Но с другой стороны, всегда существуют такие экологические вещи, которые до людей тяжело донести. Например, проблема атомной энергетики. Это глобальная проблема, о которой человек не будет задумываться, пока у него нечего есть. Мы все знаем, что в Германии люди выступили против атомной энергетики. На улицы вышли 250 тысяч человек, они ломали рельсы, откручивали шпалы, для того чтобы не пропустить поезд с радиоактивными отходами. В Украине такого ждать не приходится. У нас даже продлили срок эксплуатации ядерных реакторов, собираются строить два новых. И никто не реагирует на это, кроме десятка активистов в каждом городе. Почему так? Потому что объяснить влияние атомной энергетики намного сложнее. И пока человеку будет нечего есть и негде жить, он не станет думать об атомной энергетике, о том, как изменить мир к лучшему. Мне, например, есть где жить, что есть, поэтому я организовываю различные экологические, велосипедные акции. Я хочу, чтобы в нашем городе ездило больше велосипедистов. И киевляне ездят — все больше и больше. Каждый год велосипедные магазины сообщают мне, что количество продаж увеличивается вдвое. Велосипед стал модным, и люди покупают его. Кое-кто покупает его из экологических соображений — и это уже прогресс. Я вижу сдвиги, хоть и медленные.
Тарас ПУШКАРЬ, активист движения добровольцев «Пространство свободы», младший научный сотрудник Института зоологии Академии наук Украины:
— Общество недостаточно информировано о тех проблемах, которые у нас есть. Многие не знают, для чего нам заповедники, не знает, что это эталон природы, где она сохранилась в первозданном виде. И если мы ее там уничтожим, то вообще не останется таких участков. Нужна просветительская деятельность для распространения информации о том, что это национальное достояние и мы обязаны его беречь. Наши потомки, побывав в тех краях, должны увидеть, какими они были до того, как их изменил человек. А для этого нужно общественное сознание и понимание тех людей, которые этим занимаются, то есть и общественных организаций, и тех, кто их поддерживает. Важны не только протесты, но и просветительские действия. От государства, естественно, никто уже не ждет активных действий в этом направлении. А потому обществу нужно брать на себя это бремя, разрабатывать механизмы распространения информации среди населения, чтобы оно не нарушало природоохранное законодательство, охраняло свою природу как свое достояние.
Отношение к природе должно быть таким, как к традициям, к нашему наследию. Природа — это то, что нам передавали веками, то, что сохранилось благодаря деятельности людей, создававших заповедники. И так же, как мы должны охранять нашу культуру, беречь и преумножать ее, нам следует заботиться и о природе, о ее клочках, оставшихся неприкосновенными в заповеднике.
Роман УЛИДЬКО, преподаватель НТУУ «Киевский политехнический институт»:
— Что касается сознания украинцев в экологических вопросах, то здесь ситуация следующая: когда человек сыт, тогда он начинает думать. Вот, например, когда видишь, как идут в поход на Говерлу поляки, то бросается в глаза то, что у каждого при себе есть мешок для мусора. Для изменения ситуации в экологическом сознании украинцев нужно — банально — каждому начинать с себя. Но всегда найдется кто-то, кто позволит себе бросить мешок с мусором, куда попало.
Выпуск газеты №:
№114, (2011)Section
Общество