Перейти к основному содержанию

Непривлекательное образование

07 июня, 00:00
В №91 «Дня» за 24.05.2002 было опубликовано письмо учителя математики и информатики СШ №62 г. Днепропетровска Владислава Ляпина «Право на творчество — опасно?», в котором автор изложил собственное видение проблем существующей системы образования. В частности — невосприятие чиновниками и широким педагогическим сообществом учителей-новаторов. К дискуссии, начатой В. Ляпиним, присоединяется преподаватель-методист Киевского техникума железнодорожного транспорта Валентин Бондаренко, размышления которого мы предлагаем сегодня вниманию наших читателей. И еще раз приглашаем всех заинтересованных поделиться собственным пониманием поднятых в этих письмах проблем.

Кто-то (может даже из очень выдающихся!) сказал: «Общество, которое остается без учителя, не имеет перспективы». Украина постепенно теряет учителей не только потому, что их просто недостаточно, но и потому, что учитель должен отвечать многим требованиям, постепенно же эти требования уменьшаются, и сегодня учитель не в полной мере отвечает своему предназначению. В общество учитель несет основы универсальной культуры, то есть культуры как единого процесса и единого мировосприятия. Но сегодняшняя культура становится постепенно «мозаичной», когда человек воспринимает мир как сумму разрозненных событий, явлений, дисциплин, не связывая их между собой. Достаточно перелистать страницы большинства газет, которые прямо переполнены короткими сообщениями на различные темы, и эта мозаика не складывается даже в какую-то контурную картину. Даже наиболее «продвинутые» издания организовывают на своих страницах узко тематические колонки, «пристроить» материалы, которые касаются разносторонности жизни, довольно сложно. Творческим выражением такой культуры является клип, который заменил полноценные художественные произведения, а на бытовом уровне — реклама, где даже отдельные элементы мозаики достигают вершин бессмыслицы.

Наше общество очень увлеклось рыночными отношениями, но профессия учителя не может быть рыночной. Учитель должен играть в обществе стабилизирующую роль, так сказать, эксперта «гамбургского счета». Сегодня учитель часто боится сказать правдивое слово, потому что он не защищен ни своим материальным положением, ни собственным авторитетом, ни отношением к нему самого общества. Много уже говорилось о том, что школа должна заботиться о защите прав учителя. Да, это правильно, но права накладывают определенные требования и к обязанностям. Сегодня же любое учебное заведение является местом, где нарушаются права взрослого человека — учителя. Об этом почему-то не принято говорить, но даже внешние наблюдения свидетельствуют о резких изменениях в поведении учеников. Начинается с простейшего, когда дети (чем дальше, тем все больше!) и не думают уступить дорогу, выслушать замечание, выполнить задание, серьезно подготовиться к уроку. А заканчивается конфликтами с родителями («Неужели он совсем не знает историю или литературу, и вообще — он хуже всех?»), разрешением вопросов за пределами учебного заведения, вплоть до судебных процессов. Уже есть случаи «наезда» на учителя криминала или полукриминала.

Учитель должен воспитывать, формировать личность, общество же все чаще оценивает роботу учителя по «баллам», которые он же и выставляет. Очень часто мы слышим, что школа должна быть ориентированной на ученика, вводится самоуправления и другие демократические методики. А когда она работала не на ученика? Только всегда ли человек понимает, что его решение касается судьбы всего общества? И если свобода выбора является признаком цивилизованного общества, то и в нем есть три направления деятельности, где это не является абсолютным. Это вооруженные силы (силовые структуры), медицина и образование, конечно, при условии высокого профессионализма. Падение профессионализма приводит к снижению авторитета в данной отрасли, это увеличивает вмешательство неспециалистов, что в конце концов разваливает государство. Историки считают, что студенческое движение 70 — 90-х годов ХIХ века было одной из достаточно весомых причин революционных событий в государстве, которые привели к ее разрушению. А требованиями студентов был отказ от классического гуманитарного образования, изучения языков, в том числе греческого и латыни, и вообще уменьшение «нагрузки». Сегодня все еще чувствуются недостатки принятых тогда (и позже!) решений, а вернуться к полноценному университетскому образованию очень сложно. Именно поэтому упомянутым направлениям нужно уделять особое внимание. Нерешение этих проблем приводит к тому, что молодежь идет на педагогическую работу очень неохотно, а много «старых» находят место в других отраслях, потому что за годы работы они получили самые лучшие качества работника: дисциплинированность, аккуратность, умение вести документацию, комплексное универсальное направление знаний, умение общаться, отличное владение родным языком. Если к этому прибавляются знание иностранного языка и компьютера — цены нет такому сотруднику. Как конкретно решать эти проблемы — отдельный разговор. Пока что необходимо осознание этих проблем обществом, правительством, руководством всех уровней и желание их решать. Иначе все опять закончится разговорами. Если же говорить о главном направлении реформирования — это необходимость сделать труд педагога привлекательным не столько материально (конечно, нужно довести зарплату до нормального уровня), сколько самими условиями работы, которые бы стимулировали творчество, с одной стороны, и делали ее необходимым фактором оценки этой работы — с другой. А это уменьшение нагрузки, обеспечение качественными учебниками и компьютерными программами, уменьшение наполняемости классов, переход на новый уровень контроля процесса обучения с использованием компьютерной системы и так далее.

Только комплексное решение всех проблем может дать позитивный результат. Учить и воспитывать детей — это престижно и интересно! Сегодня же для большинства — это тяжелый хлеб выживания.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать