Перейти к основному содержанию

«Несгораемый» Авиценна, или История болезни медицины

28 апреля, 19:38

ВИТКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В первой статье о Нострадамусе («День» за 18 марта), я возражал расхожему мнению о том, что «юные» народы отвергают или уничтожают достижения «цивилизованных» предшественников. Ведь остались же труды и имена великих! А может, больше имена? «А в какой степени мы знаем первоисточник?», — подумалось мне. Тут моя собственная «цивилизованность» забуксовала. Например, труды Авиценны, которые легли в основу современной медицины.

Авиценна (полное имя — Абу Али аль-Хуссейн Ибн Абдаллах Иб Сина): медик, философ, поэт и политический деятель. Под «политическим деятелем» я понимаю то, что он был «многократным» визирем — при разных правителях. Карьеру начинал с того, что вылечивал какого-нибудь начальника, но впоследствии из-за своих обширных талантов вынужден был спасаться от интриг «коллег».

Так же довольно часто удирал от попытки эмиров закабалить окончательно. Но это так, биографические детали.

Им созданы 68 книг по теологии и философии, 11 по астрономии, 16 по медицине и четыре поэтических сборника. Главный труд — «Канон врачебной науки». Именно он — основа европейской медицины.

Беру «Канон» и выясняю интересные вещи.

Оказывается, Авиценна начинал установление диагноза с определения НАТУРЫ человека.

Природа (тело человека, лекарства и все остальное) делилась на четыре противоположных элемента: огонь, вода, воздух, земля.

Четыре элемента определяли и четыре человеческие натуры: горячую (огонь), влажную (вода), холодную (воздух), сухую (земля).

Авиценна толковал, что здоровье — это равновесие этих четырех первоэлементов.

Теплота уравновешивается холодом, сухость — влажностью. По этому принципу делились и лекарства. И — окружающая среда (рекомендуемый климат).

Горячая натура: повышенная утомляемость, чрезмерная жажда, частый пульс. Поправляются от холодного, летом чувствуют себя хуже.

Холодная натура: малая потребность в жидкости, замедленные обменные процессы. Зиму не любят.

Влажная натура : рыхлое телосложение, отечность, сонливость.

Сухая: сухость кожи, склонность к бессоннице. Натура зависит от пола, возраста и темперамента.

Женщины — холоднее мужчин. Старики — молодых. Дети, понятно, горячие, но более «влажные». И т. д.

Идеал, гармоничная натура — когда стихии в равновесии. Но совершенство редко, обычно имеется сдвиг в какую-то строну. Задача врача — сбалансировать его. Довольно ясное и логичное представление.

Кроме четырех элементов, Авиценна указывал, что тело человека состоит из четырех «соков» (жидкостей): это кровь, источник — артерии и вены. Это желтая желчь, источник — печень. Черная желчь, источник — селезенка. И флегма, источник ее — мозг...

Тут меня зацепило слово «флегма». Не от него ли — флегматик? Но ведь это обозначение одного из психологических темпераментов. Вроде, не слишком давно открытых. Самой психологии — лет двести (Фрейд, Юнг — XX век).

Гляжу в словарь и делаю для себя небольшое открытие. Читаем:

«Флегматик (от греч. phlegma — слизь) — восходящее к Гиппократу обозначение одного из четырех темпераментов, характеризующегося медлительностью, спокойствием, внешним слабым проявлением чувств».

Ну и остальные три:

«Сангвиник (от лат. Sanguis, род. п. sanguinis — кровь, жизненная сила) — обозначение одного из четырех темпераментов, характеризующегося живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменяемостью эмоций.

Холерик (от греч. chole — желчь) — обозначение одного из четырех темпераментов, характеризующегося быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

Меланхолик (от греч. melanos — черный, chole — желчь) —...характеризующимся замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью».

Все названия темпераментов происходят от «соков» Авиценны. Да и с его НАТУРАМИ совпадают. Значит, Авиценна (980—1037) творчески развивал принципы еще древнегреческого Гиппократа ( 460—377 до н. э.), о котором мы только знаем по клятве врачей (смысл: не навреди).

То есть «флегматик» был открыт две с половиной тысячи лет назад. (А может, и раньше, поскольку Гиппократ заимствовал знания у «передовых» (до греков) египтян. А их фамилии совсем потерялись). И вовсе он не означал только психотип, поскольку завязан на физиологических особенностях всего тела. Получается, мы отделили психологическую характеристику от НАТУРЫ, то есть организма в целом. Зачем?

Ведь становится понятно: если у тебя, к примеру, умственная работа, ты держишь в напряге мозг и он автоматически вырабатывает много слизи (флегмы). Она, попадая в кровь, делает ее «вязкой», и тело «оплывает». Отсюда эти бесформенные фигуры экспертов и ученых на всевозможных круглых столах по ТВ. Они могут рассуждать о чем угодно, только не о жизненном тонусе. На их фоне, кстати, очень выгодно выглядят обсуждения поджарых бизнесменов (гляньте на первую десятку украинских бизнес-монстров: почти атлеты, кроме банкиров). Видно, что их умственная работа сбалансирована физической нагрузкой.

Соответственно, у того же Авиценны — и лекарства такого же назначения: согревающие, охлаждающие, увлажняющие и высушивающие.

(Славянские народы под «согревающими» больше понимают «сорокоградусные». Авиценна из алкоголя рекомендовал только разбавленное вино... Хотя древние подчеркивали, что любое вещество, включая еду, в зависимости от воздействия, можно считать лекарством).

Соответственно, ученым первый рецепт — в спортзал.

О, как мне самому знакомо это чувство: когда «флегма» с большим трудом разгоняется в тренажерном зале! Буквально после каждого движения хочется обратно — к телевизору... Лень — это отдельное тяжелое заболевание наших дней.

Короче, Авиценна (и, как позднее я выяснил, все древнегреческие, древнеиндийские и древнекитайские врачи) сначала определял конституцию, темперамент и исходя из этого прикидывал, чем уравновешивать ваш «сдвиг» (по фазе!). Поскольку болезнь — его следствие.

И где это все сейчас?

ПУГОВИЦЫ — ОТДЕЛЬНО, РУКАВА — ОТДЕЛЬНО

В наше «цивилизованное время» врач лечит саму болезнь. Не вас персонально! Он определяет симптомы, глядит в справочник и выписывает, что стоит в графе напротив. Что-нибудь вроде «тринитроглюконата кальция».

Толстый ты или тонкий, «холодный» или «горячий» — ему «по барабану». Он пытается угадать болезнь ВООБЩЕ. Может, для тонкой «больной» ноги этот «глюконат» — слишком, а для толстой — мало?

Проглотил «снадобье» — и эксперимент пошел. Выжить — всегда есть шанс. Пока, как говорит Жванецкий, «организм не соберет себя сам». А ведь на это — на силу исцеления природы — и уповали древние врачи, желая уравновесить «излишество».

Откуда же пошел этот подход — ВООБЩЕ? Ведь и принципы Гиппократа, и «Канон врачебной науки» Авиценны были основами вплоть до... средних веков в Европе.

Страсть Запада к анализу, стремлению все разобрать «на запчасти» (уместная игра слов) привела к развитию химии (через алхимию) и физики (через метафизику). Изучили человека неплохо (чтобы составить анатомический атлас человека, много, конечно, надо было поработать), но абсолютно утратили представление о человеке как ЦЕЛОСТНОЙ МОДЕЛИ. А модель древних работала (и работает!) тысячи лет.

Такое «специализированное» направление в западной медицине, думаю, задал швейцарский врач Парацельс (1493—1541). Он, кстати, послужил прообразом гетевского Фауста.

«Канон» он публично сжег, считая личную практику главным критерием. Химическим способом добывал основное действующее начало («квинтэссенцию») трав. Ввел диеты, открыл действие минеральных вод и, конечно, был великим врачевателем. Но после него развилась «узкая специализация». «История болезни» отделилась от «истории человека».

С развитием точных наук эта тенденция усилилась. Появились десятки «школ» — противоречащих в методах лечения друг другу. Каждому врачу досталось по «участку тела». И каждый лечил свою «территорию»: невропатолог, ухо-горло-нос и т.д. По идее, эту функцию должен был выполнять терапевт. Но на эту тему лучше промолчать.

У того же Михаила Жванецкого описывалось ателье, сшившее жуткий костюм всем коллективом. На жалобы клиента один из портных заметил: «Лично я пришивал пуговицы. К ним претензии есть?» — «К пуговицам нет, — обескураженно заметила жертва специализации. — Пришиты крепко — не оторвешь. Вот только пиджак не застегивается...»

ВСЕ ЕДИНО

Сейчас, во время интеграции Запада и Востока, врачи начинают убеждаться, что мировоззренческие модели древних врачей эффективны. К тому же, они все похожи, что лишний раз подтверждает их точность.

В Древней Греции и древней Азии: взаимодействие четырех первоэлементов.

В индо-тибетской традиции — трех: огонь, вода, воздух.

В китайской — пяти: огонь, вода, земля , дерево, металл.

Но принципы взаимодействия во всех системах сходны.

В Китае и Индии эти модели как были, так и есть. А вот «цивилизованная» Европа сейчас возвращается к утраченному наследию Гиппократа и Авиценны.

ИДИТЕ В БАНЮ!

Читая «Канон», приходишь к выводу, что основной рецепт Авиценны: «Идите в баню!» В прямом смысле.

То есть то выражение, которое на нашей территории стало ругательным, на самом деле — добрый совет. Если мы в сердцах посылаем туда обидчика, мы желаем ему здоровья.

Не все, правда, пользуются этим советом сразу, а надо бы прислушаться к великому арабу. Ибн Сина посылал туда всех: и худых, и толстых. Правда, с разными рекомендациями. Но это вы можете прочитать у него и сами.

Напоследок интерпретированные мной советы великого врача от несчастной любви. Он успешно лечил и от этого. И, по-видимому, так успешно, что сам не женился.

СТРАСТНАЯ ЛЮБОВЬ, ИЛИ «ПОПАДАЛОВО»

С точки зрения такого неслабого мудреца и ученого, как Авиценна, любовь — болезнь. Можно, конечно, поспорить, но в некоторых случаях «приступы любви» похожи на то: глаза вваливаются, но при этом сухие. Увлажняются они только когда ты либо ржешь, как лошадь, либо впадаешь в депресняк.

Ощущение, что ты вроде как не в себе, потому что ты — в ком-то. Или кто-то — в тебе (в том то и дело, что не в буквальном смысле). И жить ты без этого не можешь. Если вчера какая-нибудь попсовая песенка о любви тебя просто раздражала (например, стоны Игоря Николаева вроде «Мы не склеили чашку любви»), то сейчас вся эта туфта воспринимается как шедевры, в которых в краткой, но доступной форме излагается твое «попадалово». Замираешь у радиоприемника: вот-вот, опять — ну точно про тебя! Можно так и за полночь заслушаться. Тем более — не засыпаешь ни черта. А выключишь радио — слушаешь свой беспорядочный пульс. А он меняется в зависимости от того, что ты подумал о предмете своих желаний. А уж если в реальности столкнешься в коридоре или на улице — полдня как пришибленный.

Авиценна описывает случай, когда один тип похудел на сорок килограммов! Из мяса на нем остались только кости. Правда, там это дело уладили — получилось «дорваться». Буквально за неделю он свой вес добрал. А если у вас не получается?

Великий врачеватель дает несколько советов.

Во-первых, жертву любви следует отвлечь всеми способами, занять разными делишками, спорами. Тащить на корт, в бассейн, в спортзал. Отвлечь, и только когда страсть поутихнет — переключать на другой объект, более подходящий.

Если влюбленный — человек спокойного нрава, в принципе, могут помочь даже дружеские советы, насмешки, рассказы, дескать, любовь — разновидность безумия. В древности для этого были специальные старухи. К их услугам обращались, как в службу сервиса. Старушенции выдавали черный пиар по поводу объекта любви. Под видом правды. И кто она такая на самом деле, и с кем ходит, и что ты у нее не первый.

Сейчас вместо старушенций вполне могут сгодиться друзья и подруги.

Черных красок не жалейте, грузите на всю катушку. Особенно успокаивают рассказы о ее (его) жестокости. Можно всячески придираться к внешности. Этот ход Авиценны близок к тому, который обыграл в «Собаке на сене» Лопе де Вега. Вроде, «пухленькую назовем толстухой, худенькую — тощей...» Из зоологических определений вполне сгодятся «корова» (фигура), «свинья» (поступки), «змея» (нрав).

Султаны, как пишет Авиценна, могли невольниц подкупить и, так сказать, развеяться. Но если вы не султан, можете эффективно пользоваться и нашими методами самовосстановления. Заостряйте внимание на сексуальных качествах проходящих мимо женщин, сослуживиц. Искусственно, но настойчиво постарайтесь переключиться на других.

Если «в любовь попал» ваш друг или подруга — тащите их на курсы английского языка, на танцы, куда угодно, где вероятность познакомиться велика. Даже сама возможность выбора — отвлекает. Подчеркивайте положительные стороны «разрыва» или невозможности дальнейших отношений: «Тебе, пацан, еще повезло, а если бы она на вечеринке — с таким характером — бросила тебя? Прикинь?!»

Чего категорически не советуем — играть в компьютерные игры. Подсядете — засосет. Это больше похоже на «электронный мазохизм». Не сидите на месте, тащите за собой свое тело — и башка быстрее вернется на место. Ей станет просто не до того.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать