«Нет уз святее товарищества!»
Картины, представленные на выставке «Художник как модель» в галерее «КалитаАртКлуб», наполняют людей энергиейСвоим новым проектом — коллективной выставкой портретов и автопортретов: шесть известных киевских художников (Елена Придувалова, Алексей Белюсенко, Борис Фирцак, Матвей Вайсберг, Алексей Аполлонов и Ахра Аджинджал) впервые заявили о себе как о творческом объединении друзей. Как говорил гоголевский Тарас Бульба: «Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества»! На самом деле, руку на братство они подали давно: кто-то учился вместе в художественной школе, кто-то в вузе, жили и творили в едином арт-пространстве, встречались на общих выставках, ездили в путешествия-пленэры...
Сегодня их содружество явилось магическим элементом выставки: на открытии по галерее, где собрались авторы и гости, летали незримые, но абсолютно реальные флюиды нежности и добра. Друзья рисуют друг друга — представляете, сколько квантов любви в каждом мазке кисти и штрихе карандаша! Чуткий зритель, потрудившись над расшифровкой кода хранителей модернистских традиций, сумеет выйти на путь сатори — мгновенного постижения красоты замысла.
Инициатор проекта Алексей Белюсенко рассказал, что идея возникла, когда он начал осваивать собственную мастерскую: «Я обнаружил среди старых работ немало автопортретов и моих портретов, подаренных коллегами, написанных в разное время и совсем разных по стилю. И подумал: было бы интересно, если бы художники нашей группы поискали у себя подобные работы — результаты нашего пребывания по другую сторону мольберта, в роли модели».
Связующие нити тянутся от картины к картине — и столько вспыхивает миров, и реализуется посланий. Своих друзей, участников выставки, в чудных ландшафтах Канева изобразил Алексей Белюсенко. А вот он, собственной персоной, на узнаваемой лестничной площадке времен, почти канувших в Лету: это его Алексей Аполлонов запечатлел. Невероятно «звонкого» колорита автопортрет Бориса Фирцака. Полные жизни и скрытой улыбки — автопортреты Елены Придувалой в тающих интерьерах, а рядом ее портреты кисти Аполлонова и Фирцака. Удивительная картина-символ Ахры Аджинджала называется «Апостол Матфей», но присмотритесь — это же Матвей Вайсберг!
АЛЕКСЕЙ БЕЛЮСЕНКО. «ХУДОЖНИКИ НА ОСТРОВЕ»
Работы Вайсберга на выставке сложились в своеобразную семейную хронику. Помимо автопортретов, представлен «Портрет отца», на котором Матвей написал себя рядом со своим самым главным учителем — и рассказал о своем преклонении перед его личностью. И совсем свежий «Автопортрет с сыном», наполненный божественным светом благоговения перед жизнью.
Впечатлением о выставке поделился художник и арт-критик Дмитрий Корсунь: «У художников существует «институт дружбы» — не художественный институт, не общая аудитория, которая объединяет в порывах молодости, а институт дружбы как фактор художника вообще. Ведь художник в некотором смысле — друг каждому, он открыт всем зрителям, и это по-настоящему заметно на выставке. Неожиданно и то, что работы 30-летней давности актуальны. Я смотрю на картины 1980-х и диву даюсь: «Боже мой, он тогда все умел!» Потом подхожу к работе 2013 года и думаю: «Так он и сейчас все это умеет». Мудрая философичность выставки заключается в том, что жизнь продолжается, художники остаются самими собой в любой ипостаси — и всегда находят верную интонацию по отношению к бытию, к людям, к такому явлению, как дружба.
БОРИС ФИРЦАК. «ПОРТРЕТ ЕЛЕНЫ ПРИДУВАЛОВОЙ»
Галерист Татьяна Калита считает, что выставка, проходившая в самое напряженное для Киева время, подчеркнула единение художников: «Их объединяет то, что они настоящие — и в живописи, и в жизни! В их работах, как и в них самих, всегда было и есть достоинство, и поэтому они не могли не поддержать «Революцію гідності». Не могли закрыться в мастерской — и с самых первых дней все эти художники были на Майдане. Матвей Вайсберг и Алексей Белюсенко создали хронику революции в фотографиях, а у Матвея это воплотилось в новые работы — продолжение его живописной библейской серии «Стена» на современном материале. Это нерушимая стена, сотканная из человеческого духа...»
Фотореподукции картин Данилы КРАСНОВА
Выпуск газеты №:
№46, (2014)Section
Общество