Невостребованность культуры как первопричина кризиса
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010202/421-20-1.jpg)
4. ВАЖНЕЙШИЙ КРИТЕРИЙ ЖУРНАЛИСТИКИ — умение подчинить объективной ПРАВДЕ собственные симпатии или даже «сверхзадачу» редакционной политики конкретного издания.
Это редчайшее качество во все времена. Но особенно в «смутные» времена объективность и вовсе подобна глотку чистого воздуха. До мурашек по телу — то ли от восторга, то ли от... ужаса вдруг открывшейся перспективы.
Особенно сейчас, когда мы, и без того все поголовно «атомизированные», еще и обостренно беззащитны. Все поголовно — от бомжа до «олигарха» и Президента. Все живут под постоянными непрекращающимися угрозами.
Особенно сейчас, когда постоянно работающими считает себя менее половины всего населения. А даже среди работающих большая часть также подвержена риску пополнить ряды безработных...
Хронический кризис власти переживаемого переходного периода коснулся не только законодательной, исполнительной (вместе с «автономной» президентской), судебной, но и, конечно же, «четвертой» ветви власти — СМИ. Потому что и весь кризис в целом, и в каждой своей отдельной ветви объясняется общими мотивами.
Это невостребованность КУЛЬТУРЫ как общей, так и профессиональной. В результате и чисто СПЕКУЛЯТИВНАЯ ЭКОНОМИКА, с присущей ей постоянной нервозностью: «хапок» — «рывок», и так постоянно. С неизбежно сопутствующим комплексом неуверенности практически всех и во всем.
Потому же и необычайно редко встречающимся, но и одновременно бесконечно ценным является проявление у журналиста дара необоримой объективности. А если учесть, что при таком самовыражении журналиста у него непременно приоткрывается и душа... И уже «душа с душою говорит», и эффект доверительных отношений достигается наиполнейший...
И наоборот, если изначально душа журналиста захлопнута, или того хуже — придавлена, то и потуги натягивания объективистской маски тщетны. Без движенья собственной души «поймать» другую душу невозможно. Если с одной стороны будут лишь потуги нечто сказать, то и с другой стороны будут лишь потуги нечто понять. И никак не более.
Очевидно, именно потому и появляются у журналистов с закрытой (затемненной или «черной») душой столь нудные жанры — «скучнистики» и «нудистики». И в смысле нудности, и в смысле «оголенной», но неодухотворенной простоты, которая порой хуже воровства.
Вот и информация «из неофициальных источников» делится по сходным признакам. Если, скажем, это была информация в «Дне» перед выборами 99, то мы ей преимущественно доверяли. Потому что это шло в русле единой и четкой концепции газеты, почти адекватно улавливающей настроения общества.
А вот если некая «раскрученная» газета полюбила нынче публиковать сплетни, то и цена им соответствующая: «грош цена в базарный день». То есть градация ценности информации, очевидно, такова:
1. Объективная.
2. Проблемно-дискуссионная.
3. «Из неофициальных источников» и... сплетни.
Первая и вторая, в зависимости от превалирования в реальном развитии субъективно- объективных составляющих, могут меняться местами. При локальных «прорывных» событиях исключительной оперативной важности на первое место имеет право претендовать и третья разновидность информации.
Конечно, во многом эти реальные критерии профессионализма конкретного СМИ определяются спектром качеств личности главного редактора. При нормальном финансировании (лучше — самоокупаемости, в идеале — прибыльности) именно «главный» определяет столь легко исчезающую грань между читательской («спонсорской», властной...) потребностью и классическим просветительством. Или иначе — между «злобой (!..) дня» и вечной Гармонией...