Перейти к основному содержанию

Ни программ, ни средств

Общественные активисты прифронтовых областей провели аудит: сколько средств потрачено на потребности переселенцев и сколько планируется...
03 марта, 15:50
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Соседние с зоной АТО области — Харьковская, Днепропетровская и Полтавская — провели общественный аудит финансовых расходов из бюджета на переселенцев. Эксперты посылали информационные запросы в органы власти, а также проводили анкетирование самих переселенцев. На основе ответов составили рейтинг потребностей внутренне перемещенных лиц. Он идентичен для всех регионов: на первом месте — вопрос регистрации, поиск жилья, трудоустройства, медицинская помощь и определение детей в образовательные заведения. Однако средства на решение этих проблем чаще всего ищут местные органы, перераспределяя свои резервы: из других социальных программ перенаправляют деньги в поддержку переселенцев. Так было в прошлом году, вероятно, будет и в дальнейшем. Потому что отдельных новых программ, специально для внутренне перемещенных лиц, ни районы, ни области не разрабатывают. Не идет речь пока и о финансировании каких-то долгосрочных стратегий, о чем уже давно говорит общественность.

ДНЕПРОПЕТРОВСК. В ГРАФЕ О ФИНАНСИРОВАНИИ — ПРОЧЕРК

В Днепропетровской области активисты добились от местной власти того, что такая долгосрочная программа для всего региона появилась. Документ, рассчитанный до 2016 года, утвердила областная администрация, но почему-то в графе об ориентировочных объемах финансирования цифры отсутствуют. Поэтому данный документ так и останется обычной бумагой.

— Областная программа охватывает четкий перечень мероприятий по социальной адаптации переселенцев, перечень ответственных лиц и план действий по предоставлению помощи, — рассказывает о важности проекта Инесса Мазур из БФ «Горение». — В 2014 году областной бюджет не выделил средства на потребности ВПЛ, не было средств и для местных бюджетов. На выплату материальной помощи переселенцам из резервного фонда было выплачено 33 миллиона гривен. Это средства на проживание людей и оплату коммунальных услуг, что предусмотрено постановлениями правительства. В городах области нет отдельных программ по предоставлению помощи ВПЛ, а такую поддержку оказывают за счет других программ, например, программы социальной защиты определенных категорий населения.

Активисты провели мониторинг финансирования переселенцев в Павлограде и Новомосковске. В последнем на помощь переселенцам средства не выделялись. В Павлограде нашли резервных 48 тысяч гривен. Хорошо, что хоть питание детей в школах и садиках взяло на себя управление образования.

Павлоград может ставить себе «плюс» разве что благодаря модульному городку. Инесса Мазур объясняет: сначала финансирование на себя полностью взяла немецкая сторона, но из-за девальвации гривны из павлоградского бюджета выделен почти миллион гривен на завершение монтажа домиков, подведение коммуникаций и содержание комплекса. А сейчас в бюджете нет средств, чтобы компенсировать проживание в этих домиках — это ложится на плечи переселенцев.

ПОЛТАВА. 1600 ГРИВЕН НА СЕМЕРЫХ

Полтавщина почувствовала поток  внутренних мигрантов в июле. Как говорит Вадим Штефан, эксперт аналитического центра «Бюро экономических и социальных исследований», в течение 2014 года проблема разрешалась за счет местных ресурсов. Здесь находили средства на проживание в общежитиях, санаториях, одноразовые адресные выплаты — на все пошло 20 миллионов гривен. Что будет в этом году — неизвестно.

Некоторые местные органы власти аудиторам откровенно сознаются, что никаких средств вообще не выделяли. Некоторые кичатся, что раздавали гуманитарную помощь, но собранную не самостоятельно, а ту, что предоставила ООН. А еще — до 1 сентября выдали школьникам канцелярские принадлежности, а на новогодние праздники пригласили деток на  утренник, устроенный городским головой. Есть ответ, что пособие из районного бюджета получили семь человек на общую сумму 1600 гривен (!). И эти средства выдернули из другой социальной программы. Поэтому такое перераспределение практикуется во всех регионах. Читать такие отчеты немного смешно и горько в то же время, насколько не профессионально и безразлично подходят чиновники к этой теме.

— Состоянием на январь 2015 года за весь год в Полтавской области зарегистрировано 3500 обращений жителей из зоны АТО, преимущественно семей. Из этих затронутых вопросов решено 2946. Так, предоставление жилья поднималось 837 раз, а удовлетворено только 318 заявок. В центрах занятости поставлено на учет свыше трех тысяч человек, но это не значит, что им нашли работу. Только 25 % детей переселенцев были устроены в детсады, — приводит собранную статистику Вадим Штефан. По его словам, самую первую преграду чиновники ставят еще при регистрации переселенцев, этот процесс блокируется любыми методами. А дальше идет банальная экономия средств на своих же гражданах.

ХАРЬКОВ. ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ — КЛИЧ СОСЕДЕЙ

Харьковские организации провели опросы переселенцев и местных органов власти в правовом поле. Их выводы — отсутствует система информирования в райцентрах и селах, куда люди могут обратиться за помощью. В органах регистрации отказывают во взятии на учет, потому что будто бы граждане приехали из населенного пункта, который не входит в зону проведения АТО (об этой проблеме «День» писал раньше: невзирая на приказ АТЦ при СБУ, что зоной АТО считается вся Донецкая и Луганская области, чиновники на местах считают иначе).

— Лица, которые работают  в центрах регистрации, или не знакомы с приказом, или, как говорят сами переселенцы, это приказ сверху, чтобы не выплачивать положенную помощь и вообще не ставить их на учет. Также эти люди сталкиваются с проблемой при регистрации в центрах занятости. Как правило, с предыдущего места работы они не увольняются, а в центрах предлагают отправить заказное письмо на свое предприятие, которое уже и не работает, что желают уволиться с работы. Но «Укрпочта» не работает с этими областями. Как тогда стать на учет? — спрашивает Орися Пекаренина, эксперт Чугуевской правозащитной группы.

Люди с хроническими заболеваниями, которым положены лекарства за государственный счет, не могут получить медикаменты. Им отказывают из-за нехватки средств или, собственно, отсутствия лекарств. А стать на учет — это, наверное, вообще счастье. Орися Пекаренина рассказывает, что в анкетах граждане описывали ситуации, когда чиновники требовали какую-то особенную отметку в паспорте, что человек прибыл именно из зоны АТО. Или требуют справки из жилищно-эксплуатационных контор, которые подтверждают факты проживания на территории боевых действий, просят и договоры аренды, да еще и засвидетельствовать данные акты должны минимум двое соседей. Во время войны, когда в первую очередь человек думает о собственной безопасности, это абсурдно. И здесь уже вопрос не только в средствах, которые из-за бюрократических преград не сможет получить переселенец, а в человеческой порядочности и достоинстве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать