Перейти к основному содержанию

Нина МАТВИЕНКО: «Я еще до сих пор не напелась»

11 января, 00:00
Голос этой певицы не спутаешь ни с чьим. Каждое произведение в ее исполнении — маленькая исповедь обо всем, что волнует человека. Нина Митрофановна не стоит в стороне от событий, которые происходят в нашей стране, и заставляет других не ждать «манны небесной». Что ее волнует, над чем работает — наш разговор.

ПРОШЛЫЙ ГОД НАПОМИНАЕТ ЗАЛЕЖАЛЫЙ КОВЕР

— Год был трудным, горячим и нестандартным, — говорит Нина Митрофановна. — Как-то странно, что так быстро все мы оказались в новом тысячелетии. Было столько событий в мире и в Украине. Впервые наша страна отметила десятую годовщину Независимости. Хотя не все мечты осуществились, много проблем прошлого тянется до сих пор. Были неожиданности, но потом все понемногу улеглось. Знаете, мне прошлый год напоминает залежалый ковер. Каждый на нем топчется, хочет лучше его использовать: нагреться, посидеть, а в конце года его выносят на двор и дубасят так, что перья сыпятся. Я не буду ругать 2001 год, а его пожалею и скажу: «Боже, я же живая, здоровая». Сейчас такое время пошло, плохая экология, что не знаешь, что тебя завтра ждет. Поэтому живу сегодняшним днем и далеко вперед не заглядываю. Когда появляются проблемы — решаю, но заранее стараюсь не загадывать. В творческом плане год принес мне интересные встречи. Я много выступала с концертами. Запомнились гастроли с трио «Золоті ключі» в Грузии. Там такие прекрасные люди, но, по-моему, немного непредсказуемые. Сейчас в стране непростая политическая и экономическая ситуация. Им трудно, плохо, но они держатся. Много безработных, бедность — еще большая, чем у нас. Смотрела на женщин и удивлялась их мудрости. Мужчины могут часами стоять на дороге и о чем- то разговаривать, а их жены ни слова укора, крутятся с домашними делами, ухаживают за детьми, на вид очень спокойны. Я подумала, что нам не помешает быть такими же стойкими, как грузины. А мы хотим все сразу. Так не бывает. Поэтому очень хочу, чтобы 2002 год всех нас объединил. Чтобы не было так много партий (их уже больше сотни), чтобы государственные мужи не паниковали, не бросались в разные стороны, а повернулись лицом к Украине и думали об интересах страны, а не о собственных амбициях.

По словам певицы, в этом году нас ожидают многие политические события и в первую очередь выборы в Верховную Раду. В 1998 году, когда выбирали депутатов в парламент, фамилия Матвиенко была в списке РУХа, но позже она отказалась от кресла народного избранника и сняла свою кандидатуру. Сейчас много «ходоков» обращаются к Нине Митрофановне с разными предложениями, чтобы она приняла участие в новой избирательной гонке.

— Себя не считаю политиком, — честно признается актриса, — я певица и никогда не думала работать в Раде. Просто в предвыборный период имела возможность пообщаться с людьми, понять, к чему они стремятся и каким видят будущее. Я никогда не произносила речей. Но слышала за спиной, как говорили, что лезу не в свое дело. На эти слова скажу одно: «Хочу, чтобы наша страна не поворачивала на старые пути, а продвигалась вперед, поэтому стоять в стороне не могу». На новых выборах буду помогать всем демократическим силам и хорошим людям. Мечтаю, чтобы они объединились. Хотя мои друзья предупреждают, что меня просто используют в агитационных целях и нужно быть осторожной.

Впрочем, хотя политикой певица очень интересуется, менять профессию совсем не собирается. Она много выступаете с концертами, у нее огромный репертуар, но новых записей: альбомов, компакт-дисков, кассет почти нет.

— Мне надоело искать деньги и просить помощи, — утомленно говорит Нина Митрофановна, — а еще мне, по-видимому, не везет на делового партера. Уже три года как отдала Сергею Ступаку из общественного объединения «Оберіг» целую гору записей. Он много обещал, но время идет, и ничего не сдвинулось с места: ни альбомов, ни кассет, даже назад забрать свое добро не могу. А одними концертами на записи заработать очень трудно. Хотя по центральным каналам телевидения не часто, но все же демонстрируют мои выступления. Несколько лет назад я записала камерную музыку наших современных композиторов: Евгения Станковича, Мирослава Скорика, Ирины Кирилиной и Анны Гаврилец. Очень интересна была работа, и мне приятно, что слушателям она понравилась.

Иногда думаю, а разве много надо? В жизни певца может остаться две-три песни, которые становятся визиткой его творчества. Я мечтаю переписать покладовские «Дикі гуси». Недавно Игорь Дмитриевич настоял, чтобы мы вернулись к его первому варианту, а меня он не устраивает — считаю, что нужен более медленный темп, тогда песня получается очень лирической. Во время записи я себя не очень хорошо чувствовала и, признаюсь вам, не умею с наушниками работать. Мне легче петь под живой оркестр, тогда совсем другое настроение. И еще есть недостаток — не умею петь под фонограмму. Вы знаете, стою за кулисами и всегда волнуюсь, а когда выхожу на сцену, то становится так хорошо. Сколько лет выступаю, а еще до сих пор не напелась. Столько хочется сделать, все успеть, ибо на тот свет ничего с собой не заберешь, как говорила моя мать. Она очень красиво пела. Какой же у нее был сладкий голос! Такой бесконечный; как-то я прислушалась: да у нее же открытое «фа» вверху!

Как считает Нина Митрофановна, если бы у матери судьба сложилась иначе, то она могла стать Певицей с большой буквы. Сколько она себя помнит, в их хате звучала песня. Мать всегда знала, когда дочка должна приехать, и всегда встречала ее вместе с кошкой и собакой на остановке автобуса. Она переживала, как выглядит Нина Митрофановна на сцене, ругала за косу, считая, что нужно делать красивую прическу, одевать шикарные костюмы, ибо актриса дарит праздник и должна быть как фея. Знала сотни песен и дарила их людям. «Перед смертью у нее пропал голос из-за тяжелой болезни — рак, — с грустью говорит певица. — Это была трагедия. Когда я исполняю «Пісню про матір» или «Куди це ви, мамо», то едва сама сдерживаю слезы, ибо каждая моя песня — это посвящение ей».

КОЛДУНЬЯ ИЛИ ЗЕМНАЯ ЖЕНЩИНА?

В творчестве Нина Матвиенко все время в поиске. Несколько лет назад в рамках «Березілля» она провела оригинальные театральные эксперименты, которые заинтересовали не только наших зрителей, но и зарубежную публику. Сейчас ведутся переговоры о новой работе. В рамках проекта «Гранды искусства» планируется поставить впервые в мире буто-оперу. Это будет международный проект. Там певица опять встретится с прекрасным танцовщиком Тадаши Эндо, который сейчас преподает хореографию в Геттингене в Германии. «Мои театральные попытки удались благодаря Сергею Проскурне — организатору творческого фестиваля «Березілля», — рассказывает Матвиенко. — «В 1995 году он выступил продюсером, а спектакль «Водоспади/Відблиски» поставила Вирляна Ткач. Это довольно интересная работа, в которой принимали участие американки — выходцы из разных стран мира — Африки, Монголии, Аргентины, Японии и я с Украины. По сюжету мы исполняли старинные обрядовые песни, импровизировали. В Америке, в театре «La Mama», где проходили наши спектакли, был аншлаг. Мне приятно, что довольно придирчивые американские критики одобрительно отнеслись к этой работе. Потом, через два года, Проскурня, уже как режиссер, поставил спектакль «Під сонцем», где я выступала вместе с японским танцовщиком Тадаши Эндо и гитаристом Александром Нестеровым. Идея возникла после того, как Тадаши и Сергей побывали у меня в гостях. После ужина мы начали обмениваться песнями. Я исполнила «Колискову», а Эндо какую-то народную японскую песню. У него оказался довольно высокий голос. Когда мы спустя некоторое время начали репетиции, то Сергей предложил нам в финале поменяться местами, и я стала танцевать, а Тадаши запел».

Нину Митрофановну называют берегиней украинской песни за то, что она возрождает традиции наших пращуров и исполняет произведения современных авторов, которые после ее исполнения становятся популярными. Не боится рисковать. Большой резонанс вызвало сотрудничество с такими молодежными группами, как «Танок на майданi Конго» и «Океан Эльзы». Называет ребят интересными музыкантами. Они не искажали народные песни, а просто сделали их в рок-аранжировке. Ни в «Весняночці», ни в свадебной «Рано, рано горіла я...» не изменили ни слова. Записали без единой репетиции.

Некоторые критики называют Н. Матвиенко женщиной мистической и загадочной, потому что она, как колдунья, пением завораживает слушателей. О загадке и феномене многолетнего успеха спорят, но так и не могут разгадать. Нина Митрофановна считает: главное — не фальшивить, петь сердцем и оставаться самой собой. Звезда на сцене и очень земная женщина в быту. У нее большая семья — трое уже взрослых детей. Когда певицу спрашивают, как сочетать творчество и домашние дела, она отвечает, что сама хотела бы знать, как уметь везде успевать.

— Для меня дома главное, чтобы было чисто на кухне, — улыбается певица. — Иногда дети помогают. Сыновья Иван и Андрей не музыканты, а как их отец — художники. Очень любят петь, но только для души. У нас в доме большая фонотека, так как где бы я ни ездила, всегда привожу чьи-то записи или мелодии. Дочка Антонина, закончив музыкальную школу им. Лысенко, решила стать менеджером и сейчас учится на третьем курсе Университета культуры и искусств, а поет своей дочке. Для меня самая большая радость, когда внучка Ульяна приходит в гости. Ей уже три года. Она такая эмоциональная, хитрая, столько в ней кокетства. С нею пообщаешься, и будто крылья вырастают. Скажу одно — когда дома все нормально, все здоровы, то могу спокойно ехать на гастроли, а пение помогает все невзгоды пережить. Меня успокаивает, когда работаю на огороде, что-то сажаю или собираю урожай. У нас есть дача. В подвале полно тыкв. Вот только картофеля мало выросло. Стараюсь выращивать экологически чистые продукты. Например, помидоры не покупаю, их собирают недозрелыми, а когда выращивают, то подсыпают нитраты. И вообще, совсем другое дело есть овощи, которые собственноручно выращены. Осенью смотрю на урожай, и сердце радуется. Заметила за собой, что когда не пою, то начинаю что-то вспоминать, даже стала записывать свои мысли. Может, когда-то книгу напишу. Не буду жаловаться на судьбу, но были интересные моменты в жизни. Думаю, выйдет небольшое эссе: размышления, зарисовки. Иногда что-то такое на меня находит. В основном по дороге: увидела что-то интересное — и записываю. Например, недавно ехали с трио «Золоті ключі» из Буковины и уже подъезжали к Киевщине. Смотрю — памятник воину, а козленок встал ножками на постамент и словно читает: «Ме-э-э-э... « А мама: «Ме-э-э-э» внизу. Такое впечатление, что она прочитала, что там написано. Пишу о гастролях, о песнях, о встречах.

Когда я спросила, будет ли в тех зарисовках о встречах с Иваном Миколайчуком, которого певица знала много лет, то Нина Митрофановна с грустью ответила:

— Почему-то не могу это описывать. Может, когда пройдет время. Когда начинаю о нем вспоминать, то сердце рвется, словно плачет. Сейчас я понимаю, что имела счастье общаться с гением, и нужно было не только каждое его слово, но и движение запоминать. Иван много знал, был философом, психологом, понимал человеческий характер, всем, кто нуждался, всегда помогал. Любил принимать гостей. Объединял разных людей. Ему было все равно, в чем одеты, имеют ли деньги. Сегодня Миколайчук стал историей украинского кино. Перед смертью очень мучался от боли (был рак щитовидки, а врачи говорили, что у него цирроз печени). Может быть, если бы Ивану сделали облучение, то он мог бы еще жить 10 лет... Жаль, что сгорел, как комета, и ушел из жизни в расцвете таланта. Таких людей, как он, нам сегодня очень недостает. Но надо жить...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать