О духе надежды, Голодоморе и... соцсети
Светлана ЧЕРНЯК: «Главное — чтобы грядущие поколения никогда не пробовали коржики из лебеды...»
Светлана Черняк живет в городе Славутиче. По профессии — инженер-электрик и менеджер общественных организаций. По призванию — исследователь темы Голодомора. Написала пьесу об этой странице украинской истории «Летела черная галка», главную героиню которой списала со своей двоюродной бабушки Евгении. А в канун 80-летия Голодомора Светлана инициировала в социальной сети Facebook виртуальную акцию «Месячник, посвященный Голодомору». В течение месяца она едва ли не ежедневно выкладывала на своей странице в ФБ отрывки из исследований и книжек, посвященных Голодомору, фрагменты свидетельств очевидцев, фотографии и картины, цитаты, статистику и т. п. «День» расспросил Светлану Черняк, когда и почему она заинтересовалась темой Голодомора, как писала свою пьесу и зачем инициировала виртуальную акцию в соцсети.
— У меня две профессии: инженер-электрик и менеджер общественных организаций. О Голодоморе я слышала с детства от своих бабушки и дедушки, которые жили на Черкащине, в городе Звенигородка. Но шире я заинтересовалась событиями уже в зрелом возрасте, когда начали открыто говорить на эту тему. Меня все время, когда я слышала об этом, сопровождала мысль: «Но я обо всем этом уже знаю...»
«МНЕ ХОТЕЛОСЬ В ЭТОЙ СТРАШНОЙ ИСТОРИИ ПЕРЕДАТЬ ДУХ НАДЕЖДЫ НА ЖИЗНЬ...»
— Когда вам поступило предложение написать пьесу о Голодоморе, сразу ли согласились, не показалась ли вам эта тема слишком сложной, необъятной?
— У нас в Славутиче есть местный театр. А театр — это мое большое увлечение. Именно поэтому я начала писать пьесы — эдакий местный аматор. Режиссер этого театра предложила мне написать на тему Голодомора. Тем более что эта история была мне известна, хотелось, чтобы как можно больше людей узнали об этой трагедии украинского народа. Сложность заключалась только в том, что мне хотелось в этой страшной истории передать дух надежды на жизнь. И то, что, несмотря на все страшные обстоятельства, жизнь побеждает. Жизнь сильнее смерти!
Я работала над пьесой где-то полгода, основываясь на воспоминаниях своих родственников из поколения 1930 годов. Причем, когда я спрашиваю о Голодоморе уже их детей — свою маму и тетю, которые родились перед войной, они мне отвечают, что им об этом ничего не рассказывали. Тогда говорить об этом боялись. Мне же рассказали еще в 1970 годах, когда мне было 12 лет.
«КОГДА СОБИРАЛА МАТЕРИАЛ, ТО НИКАКОЙ ОСОБЕННОЙ ЦЕЛИ ПЕРЕД СОБОЙ НЕ СТАВИЛА»
— Работая над пьесой «Летела черная галка», вы списали главную героиню с двоюродной бабушки... Как вообще Голодомор коснулся вашей семьи?
— В нашей семье есть предание о двоюродной бабушке. Моя двоюродная бабушка Евгения была очень красивой девушкой. В доме висел ее фотопортрет. Так вот, однажды, проезжая через их село, один высокопоставленный чиновник из Москвы, который работал в ОГПУ, зашел в дом и увидел этот фотопортрет. Посмотрел на фотографию и сказал, что приедет через год и женится на этой девушке, хотя вживую ее не видел. Все посмеялись и забыли. Но через год он появился и женился. А затем, в 1933 году, бабушка Евгения приезжала в село и вывезла в Москву малолетнюю дочь своей сестры. Но удочерить ее они побоялись, ведь она была из Украины, а тогда за это могли наказать. Такая была в то время политика партии. Что же касается моих родных дедушки и бабушки, то когда они рассказывали о Голодоморе, то чувствовалось, что они пережили самое большое потрясение в своей жизни. Даже рассказы о Великой отечественной войне у них звучали не так трагически. Выжили же они за счет того, что дедушка был директором школы, получал заработную плату и мог купить хоть какие-то продукты. И то не в местном сельмаге, а когда ездил в область на совещания. Стоит отметить, что колхозники в то время деньги не получали — им засчитывались лишь трудодни, у них не было паспортов.
— Как вы собираетесь распорядиться дальше собранным материалом — ведь пьеса уже написана?
— Когда я собирала материал, то никакой особой цели перед собой не ставила. Но в этом году отмечаем 80-летие трагедии, преступления против человечности. И я подумала, не сделать ли мне в социальной сети Facebook такую личную виртуальную акцию «Месячник, посвященный Голодомору», поделиться своими материалами с друзьями. Хотя это и не первая моя тема. Например, одна из тем — очерки «Великие сиделицы» — о выдающихся женщинах-заключенных в разные исторические периоды.
«ДЛЯ МЕНЯ ГЛАВНОЕ — ЧТО Я ОБЩАЛАСЬ СО СВИДЕТЕЛЯМИ ТЕХ ТРАГИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ»
— С чего начались ваши поиски? Вы искали в архивах, библиотеках или искали живых свидетелей трагедии?
— Можно сказать, что когда я стала искать информацию о Голодоморе, то она тоже находила меня сама. Например, я в социальной сети «Одноклассники» списалась со своим бывшим однокурсником. Он в то время жил в Германии. И когда узнал, что пишу о Голодоморе, то сказал, что в Германии видел письма с рисунками на эту тему. Сфотографировал их для меня и переслал в электронном виде.
— Расскажите детальнее о поисках свидетельств — возможно, есть интересные люди, интересные находки, скажем, рисованные воспоминания, о которых стоит знать...
— Для меня главное, что я общалась со свидетелями тех трагических событий. Но больше всего меня поразило, когда я читала документы и материалы «Советское село глазами ОГПУ — НКВД» (Центральный архив ФСБ РФ Институт истории новейшего времени (Франция)), что в действительности в органах о том, что в Украине массово от голода погибают люди, все знали, но никак не предотвратили смерти людей.
— К каким личным выводам пришли, собирая свидетельства?
— Главный мой вывод: поступками людей движет страх или любовь. Когда ими движет страх, они и рождают таких политических монстров, как Сталин, готовых ради своей личной или партийной идеи пожертвовать миллионами человеческих жизней. Еще один вывод: главной мотивацией действий политиков и простых людей должна быть любовь к своей стране. И то, к каким страшным событиям может привести страх. Когда-то Иоанн Павел II призывал: «Не бойтесь! Don’t be afraid! Non abbiate paura!». Поэтому людям нужно не бояться отстаивать свою достойную жизнь.
— Чем лично для вас является сбор этих историй и свидетельств? Вы говорили, что это очень важно для вас. Почему?
— Для меня важно, чтобы люди знали правду, даже такую трагическую, чтобы никогда такое не повторилось.
«ХУДОЖНИКИ ЕЩЕ НЕ СКАЗАЛИ СВОЕ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО — ВСЕ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ»
— В мире начали активно интересоваться этой темой. Более того, не в научном контексте, а в художественном. В 2008 году, например, крымский драматург Гарольд Бодыкин написал пьесу о Голодоморе «Маршрут Сталина». Продолжаются последние репетиции перед мировой премьерой оперы о Голодоморе американского композитора украинского происхождения Вирка Балея «Красная земля. Голод». Есть пьеса «Зернохранилище» Наталии Ворожбит, графический роман итальянца Игоря Тувери «Украинские тетради» и т. п. С чем, по-вашему, связан такой интерес к теме Голодомора сегодня в мире и какие он может иметь результаты?
— Эта тема была долгое время скрыта для массового не только украинского, но и мирового читателя, зрителя. Поэтому не удивительно, что деятели искусства и культуры стали осваивать и возрождать тему Голодомора. Тема жизни и выживания человека, когда сверху властью было приказано умереть, не может не волновать как творческого автора, так и тех, кто хочет знать историческую правду. И я думаю, что художники еще не сказали свое последнее слово — все еще впереди.
«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ДЕТИ ВСЕХ ГРЯДУЩИХ УКРАИНСКИХ ПОКОЛЕНИЙ НИКОГДА НЕ ПРОБОВАЛИ КОРЖИКИ ИЗ ЛЕБЕДЫ»
— В прошлом году в Украине вышла детская книжка о Голодоморе. Она вызвала дискуссию в обществе — нужно ли детям знать об этих трагических страницах нашей истории? И если да, то как лучше им эту информацию подать?
— Книгу я эту видела. Информация в ней подана корректно. Я положительно отношусь к тому, чтобы дети знали правду. Действительно, дети не такие уже изнеженные существа, чтобы не могли понять истину о тех событиях. Я сама узнала о Голодоморе в 12 лет. Помню, как бабушка мне рассказывала, что они в Голодомор пекли коржики из лебеды. И помню, что меня это очень заинтересовало, ведь меня бабушка баловала всевозможными вкусностями. А здесь, думаю, все никак эти коржики из лебеды не испечет. Вот я и потребовала: «Испеки, бабушка, мне коржики из лебеды». А она как заплачет и говорит: «Не дай Бог, чтобы ты, мое дитятко, хоть когда-нибудь их в своей жизни попробовала!» Главное, чтобы дети всех грядущих украинских поколений никогда не пробовали коржики из лебеды вместо хлеба!
— Если просматривать вашу страницу в ФБ, то особое внимание вы уделяете женщинам в 1932—1933 гг.
— Я сама женщина. Поэтому меня интересует женщина: ее поведение, ее душа в разных исторических и жизненных обстоятельствах. Для меня женщина — это синоним жизни. Когда жизнь побеждает смерть, тогда именно женщина побеждает.
— Днепропетровская исследовательница Голодомора Ирина Рева на днях презентовала свою книгу — исследование ментальных последствий Голодомора для Украины «По ту сторону себя»: социально-психологические и культурные последствия Голодомора и сталинских репрессий». В ней, в частности, говорится, что люди, пережившие эту трагедию, чувствуют «стокгольмский синдром» к этой системе. А еще, что страх и неуверенность передается через поколение. А что заметили вы, собирая материалы?
— Исходя из рассказов тех людей, что я слышала, я бы сказала, что они где-то приспособились к коммунистической системе. Но я не слышала, чтобы они ее расхваливали или были верны ей. Или не рассказывали ничего, или говорили о коммунистах в негативном ключе.
— Какие уроки Голодомора 1932-33 гг. еще должна усвоить Украина?
— Главный урок: надо сделать все, чтобы Голодомор не повторился никогда, и не только в Украине, но и в других странах. А для этого нужно понять причины, почему эта трагедия произошла с украинским народом? Не только внешние, но и внутренние. А для этого нельзя замалчивать и скрывать от всего мира эту трагедию.
Выпуск газеты №:
№214, (2013)Section
Общество