Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О глобальном виртуальном классе

При поддержке бизнеса МИМ-Киев создал высокотехнологический прецедент для украинского образования
19 июля, 19:58

«День» уже несколько лет внимательно следит за событиями в бизнес-школе МИМ-Киев. В одном из интервью с преподавателями МИМа («День», 5 февраля 2010 года) мы задали вопрос: как долго ожидать критической массы прогрессивных менеджеров и бизнесменов, способных осуществить качественные изменения в украинской экономике? И «День», и мимовцы убеждены: автоматически профессионалы и граждане нового качества не появляются, этот процесс требует последовательной ювелирной работы и среды, которая показывает, что может быть иначе. В октябре этого года Наблюдательный совет Международного института менеджмента «МИМ-Киев» заслушает результаты аудита. МИМ-Киев, вероятно, единственное учебное заведение в Украине, которое ежегодно проходит международный финансовый аудит, являющийся требованием Наблюдательного совета МИМа. Параллельно здесь продолжается разработка новых программ и идей, которые выходят за пределы одного вуза. Детальнее об этом мы говорим с президентом МИМ-Киев Ириной ТИХОМИРОВОЙ.

— На прошлой неделе МИМ-Киев создал прецедент в украинском образовании. С помощью высокотехнологического оборудования Cisсo мы провели трехдневный дистанционный модуль. Преподаватели находились в Киеве, а слушатели — в Ивано-Франковске. Мы считаем, что для украинского образовательного процесса это новая точка отсчета. Во время подготовки этого модуля мы опирались на опыт американских бизнес-школ.

Хотя еще даже перед началом модуля были опасения и со стороны слушателей, и со стороны преподавателей. Но оказалось, что это настолько удобно и естественно, что уже через полчаса проведения модуля все его участники забыли, что он дистанционный. Эта технология обеспечивает эффект полного присутствия. Преподаватель может видеть отдельно каждого слушателя, кто что пишет, кто отвлекается, абсолютно четкая картинка, нет никакой задержки изображения или звука. Третий день лекций закончился аплодисментами, и теперь у нас нет вопросов, проводить или не проводить дистанционную учебу.

С другой стороны, если на этот пример смотреть с позиции государства, открываются абсолютно другие горизонты. Эта технология дает возможность реализовать концепцию равного доступа к качественному образованию. Мы имеем возможность стереть предел между провинцией и столицей, между регионами и центром. Причем это также и возможность приобщения к лучшим мировым достижениям. Мы можем посадить слушателей во Львове, Киеве, Донецке, Одессе, а лектора — в Штатах, и они будут видеть друг друга. Такой глобальный виртуальный класс. Кстати, связь со США мы практиковали и раньше. А вот связь между украинскими регионами — это впервые в нашей стране.

— Эта технология действительно могла бы быть прорывом для украинского образования, ведь бесценные украинские интеллектуалы распылены по всей стране, и очень часто просто не имеют возможности быть услышанными. Но насколько я понимаю, это достаточно ценный проект. Есть ли в Украине люди, готовые поддержать такие технологии для некоммерческих вузов? Готов ли украинский бизнес поддержать украинские университеты?

— В нашем случае, конечно, без поддержки не обошлось. Нам помогла компания Cisсo и член нашего Наблюдательного совета Виталий Гайдук. Кроме того, что это обременительно финансово, это предусматривает еще и соответствующую инфраструктуру, ведь технологии должны быть во всех точках, между которыми осуществляется связь, а также необходима подготовка ИТ-администраторов и преподавателей... Это должно быть движение навстречу: с одной стороны бизнес должен быть готов поддержать государственный университет, с другой — университет должен быть готов использовать новейшие технологии. Готовы ли преподаватели перестроиться на дистанционную учебу? Я могу сказать, что мы повысили оплату тем преподавателям, которые будут работать с помощью технологий дистанционной учебы. Должна быть конкуренция за право работать с этими методами.

— То есть вы планируете продолжать обучение такого типа?

— Уже осенью мы открываем новую программу — это МВА в ИТ-менеджменте (магистерская программа по бизнес-администрированию в информационных технологиях. — О. Р.). Раньше считалось, что финансы — это «кровь» предприятия, без знания финансов не может быть успеха. Потом начали делать ставку на маркетинг, ориентацию на клиента, и это тоже важно. Но теперь информационные технологии перешли от функции поддержки предприятия к критически важной роли. Поэтому ИТ-шник сегодня — это не обслуживающий персонал для бухгалтерии или администрации, это полноценный администратор, от которого в значительной степени зависит успех предприятия. Но для этого ему нужно сделать важный шаг — понять, как работает предприятие, научиться организовывать работу, стать управленцем, а не техническим работником. Именно этим мы руководствуемся, открывая МВА в ИТ. Эту программу мы будем реализовывать при поддержке Александра Кардакова, владельца «Октава Капитал», кстати, нашего выпускника. Также в реализации этого замысла нам помогут Cisco, Mikrosoft, «Лаборатория Касперского», Novell — гранды ИТ-бизнеса поддерживают программу МВА в ИТ, и я думаю, недаром.

С другой стороны мы говорим, что это будет национальная программа. Мы планируем открыть удаленные классы в четырех миллионниках Украины.

— Можете назвать конкретные города?

— Донецк и Днепропетровск — это уже точно. Каких еще два города мы приобщим — вопрос открытый. По-видимому, правильно было бы добавить Юг и Запад. Но, откровенно говоря, большинство наших клиентов на Востоке Украины. Поэтому мы еще колеблемся. Хотя очень бы хотелось, чтобы были представлены разные регионы. Ведь мы хоть и называемся МИМ-Киев, в действительности считаем себя бизнес-школой Украины.

— Вы часто сотрудничаете с конкретными компаниями, разрабатываете для них корпоративные образовательные программы. Отслеживаете ли дальнейшее развитие этих предприятий? Насколько ощутим там рост после обучения сотрудников в МИМ-Киев?

— Да, мы немало программ провели, например, для Банка «Аваль», после чего состоялась очень успешная продажа украинского Райффайзен Банка. Владельцы Райффайзен Банка не скрывали, что такую высокую цену они платят также за высококлассно подготовленных специалистов. Инком, Киевстар, МТС, Киевэнерго — специалисты этих, без сомнения, успешных компаний учились в МИМ-Киев.

— В МИМ-Киев учебный год нестандартный. У вас еще продолжается учеба. Однако если условно говорить об итогах учебного года — для многих вузов Украины очень непростого — каким этот год был для вашего института?

— Со знаком минус для нас был принят Налоговый кодекс. Мы имеем лицензию на право образовательной деятельности по специальности «бизнес-администрирование» четвертого уровня — это так называемая аккредитация специальности. А Налоговый кодекс предоставил льготы исключительно высшим учебным заведениям, которые аккредитованы в целом. Таким образом, не взирая на то, что мы работаем в соответствии со всеми государственными стандартами, с 1 января этого года мы платим НДС. К тому же мы вынуждены платить НДС и по тем договорам, которые заключали еще до принятия Налогового кодекса. Конечно, мы законопослушны и будем платить, но считаем это непродуманным со стороны государства решениям.

— Многие учебные заведения в Украине оказались в такой ситуации?

— Думаю, что многие. Но здесь другой вопрос: кто-то платит налог, кто-то нет. Мы обращались в Налоговую инспекцию за разъяснением, нам, разумеется, ответили, что нужно платить, что налоговые льготы нас не касаются. Так и будет. Теперь мы должны лучше работать. Чтобы на нас это нововведение не отразилось, будем предлагать новые продукты, больше работать над привлечением слушателей. К тому же если посмотреть на новый законопроект «О высшем образовании», то там такая норма как «образовательное учреждение, аккредитованное в целом» исключена вообще. Если этот законопроект будет принят без соответствующих поправок, то возникнет юридический казус: льготы предоставляются вузам, аккредитованным в целом, а Закон «О высшем образовании» не предусматривает существования таких учреждений.

— У вас такие влиятельные выпускники. Неужели не нашлось никого, кто мог бы пролоббировать интересы МИМ-Киев при разработке и принятии законопроектов?

— Не могу сказать, что это было лоббирование, но соответствующие изменения к проекту обсуждались в сессионном зале Верховной Рады. Было пять поправок к Налоговому кодексу, которые предлагали эти изменения. Они были учтены по сути, но НДС нам оставили. Тем не менее, мы продолжаем придерживаться принципа, что единственной константой в бизнесе являются изменения, а также принципа устойчивого развития. Мы хотели перебороть эти изменения, но не смогли. Значит, работаем в новых условиях.

— Помню, во время первой встречи «Дня» с мимовцами ваши преподаватели жаловались на низкий уровень подготовки журналистов бизнес-изданий, которые обращаются за комментариями и интервью.

— Мы уже готовы это исправить. Мы планируем в ближайшее время открыть школу журналистики для бизнес-обозревателей и работников PR-служб компаний. С этим предложением к нам обратилась Независимая ассоциация языковедов. Аналог такой программы для журналистов есть у компании Bloomberg (один из двух ведущих мировых поставщиков финансовой информации для профессиональных участников финансовых рынков. — О. Р.). Планируем, что программа будет состоять из трех частей: курсы по экономическим и бизнес-знаниям; блок сугубо журналистских дисциплин, направленных на журналистское мастерство и понимание того, что существуют четкие правила написания бизнес-статьи; серия гостевых лекций по узким отраслям — например, будет приглашен специалист по агробизнесу или банковской сфере.

— Для журналиста, как и для бизнесмена, кроме всего вами перечисленного, очень важно понимание того, для какой страны он работает. Возможно, стоит предусмотреть цикл гуманитарных дисциплин?

— Мы все время об этом думаем. В МИМ-Киев даже основана серия встреч «Жизнь — не только бизнес». Кстати, одной из первых таких встреч был разговор с главным редактором «Дня» Ларисой Ившиной, где речь шла не только о менеджменте в успешной прессе, но и о гуманитарной составляющей. Мы убеждены, что нельзя вести успешный бизнес в неуспешной стране. Недавно МИМ-Киев присоединился к Глобальному договору ООН (инициатива ООН, направленная на содействие социальной ответственности бизнеса и поддержку решения предпринимательскими кругами проблем глобализации и создания более стабильной экономики. — О. Р.). И наша позиция не зависит от того, какая это программа — бизнес-администрирование или журналистика.

— Не меньше, как нам кажется, обучение нужно и медиа-менеджменту.

— Мы тоже об этом думаем, и у нас уже есть некоторые предложения. Но я против того, чтобы начинать все и одновременно. Нужно сосредоточиться на чем-то одном. Если наша журналистская программа получится успешной, мы пойдем дальше.

— К социальной сети Мим-Киев в интернете просто так не попадешь, нужно пройти серьезную процедуру регистрации. Все же очень интересно, что мимовцы обсуждают там, какие идеи, проекты зарождаются в мимовском сообществе?

— Бесспорно, мимовцы там обсуждают свои бизнес-проблемы. Там есть раздел с открытыми вакансиями. Одной из наиболее активных и наиболее интересных рубрик является «Цитата дня», где каждый предлагает цитату, наиболее подходящую к событиям в этот день. Обсуждают общественные, политические проблемы. Это тоже своего рода работа мимовского сообщества — работа по взаимному воспитанию взглядов, позиции, гражданского темперамента. Официально зарегистрировано в мимовском сообществе около четырех тысяч людей. Но на самом деле их намного больше.

Нужно сказать, что в свое время мы развивали профессиональные сообщества — у нас есть маркетинговое кафе, есть финансовое кафе, HR-кафе. Мы видели это в форме небольших встреч, когда несколько людей собираются на профессиональный разговор, совмещая приятное с полезным. Но сейчас мы на эти «кафе» собираем по 150 человек. Причем это не только наши выпускники, они приходят с друзьями, коллегами, знакомыми. Таким образом, формируется сообщество. Этих людей привлекает то, что их здесь учат правильному бизнесу. Потом уже они сами проявляют инициативу. Вот и программа по ИТ-менеджменту — инициатива, собственно, самого бизнеса. Ему не хватает квалифицированных кадров, и он как никто, заинтересован в развитии образования.

— Поддержка образования — это давняя украинская традиция.

— Мы различаем понятие меценатства и социальной ответственности. Меценатство — это личная инициатива человека, зависящая либо от его моральных качеств, либо от каких-то внешних обстоятельств. Социальная ответственность — это значительно более глубокое понятие. Это неизменное правило цивилизованного мира, необходимая предпосылка успешного бизнеса. Социальная ответственность предусматривает и развитие общества, и заботу об экологии, и энергосбережение...

СПРАВКА «Дня»

Частное высшее учебное заведение «Международный институт менеджмента (бизнес-школа МИМ-Киев)» был основан в 1989 году. Это первое совместное украинско-швейцарское предприятие в тогдашней советской Украине, которое учредили Международный институт менеджмента в Женеве (позже IMD, Швейцария, одно из лучших учебных заведений Европы в сфере бизнес-образования) и Институт экономики Академии наук УССР. Это первая бизнес-школа на территории Советского Союза, и открыта она была в Украине.

Сегодня МИМ-Киев работает по признанным в мире стандартам бизнес-образования. Портфель программ МИМ-Киев рассчитан на управленцев разного уровня и владельцев бизнеса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать