О наследии Михаила Жука
Благодаря фотовыставке в Одессе «День» познакомился с Тарасом Максимюком, который собрал уникальную коллекцию![](/sites/default/files/main/articles/05122014/16kartina.jpg)
«День» раньше писал об этом подвижнике украинского дела (см. материал «Виртуальная сокровищница Одещины» в №142 от 11.08.2010). Мое общение с коллекционером переросло в заинтересованный разговор о круге проблем, которыми, в фокусе одного лица, в настоящее время проникается украинская интеллигенция Одессы.
Прежде всего коллекционер, краевед, заместитель председателя Одесского отделения Украинского фонда культуры, заслуженный работник культуры Украины Тарас Максимюк поделился впечатлениями о наилучших работах ХVI Международной фотовыставки «День»-2014, которые в эти дни представлены в Одесском литературном музее:
— Это очень нужная для одесситов выставка в таком формате по количеству, размеру, художественному качеству и техническому выполнению фотографий, и главное — по содержанию. Это действительно событие. Также знаковым является тот момент, что после проведения выставки в базовом для «Дня» городе Киеве, Одесса стала следующим городом Украины, который поддержал культурно-просветительскую эстафету «Дня».
— Вы прилагаете много усилий для популяризации собственной украиники. Достаточно известное издание серии открыток произведений и фотографий из вашей коллекции.
— Свою коллекцию я назвал «Тарасів дім» в честь моего «патрона» Тараса Шевченко, потому что все , что есть в ней, так или иначе, выходит на эту фигуру — это и книжные издания, живопись и графика, фотографии, открытки, народное искусство, документы. Издавать открытки я начал где-то в 2009 году, и на сегодня выдал около сорока образцов. Мой подход таков: издаю лишь то, что есть в моем сборнике или к чему я лично причастен. Как сказал один из моих московских коллег из числа коллекционеров, на пространстве бывшого СССР я единственный, кто проводит подобную акцию. Буду продолжать, потому что есть с чем знакомить людей. Раньше я издавал по тысяче экземпляров, а сегодня до двухсот, и если они разойдутся, то это уже будет раритет.
— Кто финансирует этот проект?
— Финансирую сам, из своей пенсионерской тумбочки. Что-то покупают, что-то дарю, как, например, комплект из 11 открыток во время памятной встречи в Одессе с главным редактором «Дня» Ларисой Ившиной. Особый интерес у пани Ларисы вызвали открытки с работами Михаила Жука, в частности стилизации «Белое и черное», его «Автопортрет» и особенно три миниатюры: «Орхидея», «Цветок будяка» и «Жуки», выполненные в 1920-е годы.
— Михаил Жук — лицо нерядовое, целостное и трагическое в то же время. Как это бывает, его быстро забыли. Кстати, в этом году прошло 60 лет со дня смерти Михаила Ивановича Жука. Когда вы лично для себя открыли феномен этого мастера?
— Это случилось благодаря знакомству с известным одесским коллекционером Сергеем Зиноновичем Лущиком. Именно благодаря ему в начале 1960-х я увлекся Михаилом Жуком. Тогда начал собирать его оригинальные произведения, и впоследствии приобрел у сына художника панно «Белое и черное» — одной из самых выдающихся работ Жука в стиле сецессии. С того времени одно из моих заданий по жизни как украинского коллекционера, сформированного именно в Одессе, — собирать подобные древности и распространять украинскую культуру. Как коллекционер я начинал с античности. Тогда же распродал или обменял свою коллекцию по античности Причерноморья на украинику. Давно вынашиваю планы создать комплексный музей «Тарасів дім», который бы включал три музея: «Одещина — Шевченкові», «Амвросий Ждаха і його творчість» и «Пером і пензлем» — это Жук.
МИХАИЛ ЖУК. «ОРХИДЕЯ». 1920-е гг.
Два месяца назад я обратился с просьбой к главе Одесской областной администрации Игорю Палице выделить до 400 квадратных метров в бывшем Доме студентов на Маразлиевской улице (где определе нное время находилась областная «Просвіта»). Это рядом с парком имени Тараса Шевченко, где Кобзарю установлен известный монумент. Лучшего места в Одессе и не сыскать. Этот дом, площадью свыше 3 тысяч квадратных метров, в настоящее время использует одна строительная организация, которая взяла его на свое содержание. Нужно соответствующее решение Одесского областного совета, который бы мог передать необходимую для экспозиции площадь за символическую плату в вечное пользование. Как только такой музей будет создан, я готов подарить свою коллекцию городу.
— Вы являетесь автором беспрецедентного проекта — выставки одной картины, и именно панно Михаила Жука «Белое и черное» соответствует подобному формату. Как писалась эта одиссея сецесийного шедевра, которая из всеукраинской превратилась в межконтинентальную?
— Здесь я не повторяю современников, а лишь Куинджи, который в 1880 году в Петербурге выставил свою знаменитую картину «Лунная ночь на Днепре». Впервые произведение Михаила Жука я показал в 1988 году в Одесском художественном музее. В 1990 году эта выставка состоялась в Киеве в литературном музее, а в 1991-м, когда отмечалось 100 летие со дня рождения Павла Тычины, ее представили в музее-заповеднике имени М. Коцюбинского в Чернигове. Это знаменательно, ведь именно Михайло Коцюбинский был первым, кто видел панно «Белое и черное», на котором — первое портретное изображение Тычины. Это событие Михаил Иванович записал в своих воспоминаниях. Впоследствии этот проект нашел продолжение в Украинском государственном (в настоящее время — Национальном) художественном музее изобразительного искусства. Во время отмечания 105-й годовщины со дня рождения Тычины это произведение побывало в музее-квартире Павла Тычины в Киеве. В 1999 году в Одессе состоялся IV Международный съезд украинистов, где эта картина экспонировалась в библиотеке ОНУЮ имени И.И. Мечникова. А в 2001 году с предложением представить это произведение на выставке «Украинский модернизм 1910—1930-х годов» в Чикаго и Нью-Йорке ко мне обратились известные коллекционеры, в частности, Дмитрий Горбачев, на что я, конечно, согласился. По возвращении в Украину по просьбе тогдашнего директора Национального художественного музея Украины Анатолия Мельника, картина была размещена в постоянно действующей экспозиции возглавляемого им заведения, что по различным причинам продолжалось почти десять лет. В 2011 году я обратился к Борису Возницкому открыть выставку одной картины во Львовской галерее искусств. Открытие выставки по стечению обстоятельств (для меня мистическом) назначили на 16 сентября — дня смерти Павла Тычины.
— Вы поставили за цель показать работу Михаила Жука во всех областных центрах Украины?
— На сегодня это произведение презентовано, кроме Одессы и Киева, в восьми городах страны. Были выставки в Луцке, Ровно (2012), в Житомирском музее космонавтики, что знаменательно, ведь Короле в связан также с Одессой. Потом были: Музей имени М. Коцюбинского в Виннице, литературный музей в Хмельницком, и в Чернигове на тридцатилетие тамошнего художественного музея. В 2013 году картина экспонировалась в «Мистецькому Арсеналі». Для меня было честью показать произведение «Белое и черное» на подобной выставке мирового масштаба «Велике і Величне», где было представлено 1000 художественных артефактов от Триполья до современности. Потом картина фигурировала на выставке «Национальная линия модерн» в Национальном художественном музее в достаточно драматичное для Украины время, когда происходил Майдан. Чтобы попасть на выставку, я проходил все эти границы. Правильно сказала уже во время открытия продленной выставки «Українська лінія модерн» в Харькове директор тамошнего художественного музея Валентина Мизгина, что это была выставка «на линии фронта», потому что за сто метров от экспозиции, размеще нной на втором этаже национального музея, горели шины, было слышно снайперские выстрелы и автоматные очереди, грохот от ударов камней. Харьковчане сделали уникальную выставку. Они компактно в экспозиции показали работы, которые презентовались на одноименной выставке в Киеве. В настоящий момент ее функционирование находится на завершающей стадии, и я надеюсь, что следующим городом, где я покажу панно Михаила Жука, будет Полтава.
Выпуск газеты №:
№229, (2014)Section
Общество