Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Об «Истине» и сосудах,

Или как методом допплерографии излечивают бесперспективных пациентов
02 декабря, 00:00

Завязка этой истории, увы, характерна для нашего времени. В осенний вечер 1999 года директора деревообрабатывающего предприятия во Владимир-Волынском Василия Ивановича Илюка подстерегли на темной улице. Тяжелейшим ударом по голове ему проломили череп. Срочная нейрохирургическая операция в Луцке — и смерть, казалось бы, отступила. Однако шел день за днем, а больной не приходил в сознание. Со временем возник апаллический синдром — вегетативное существование человеческого организма фактически на уровне растения.

Этот синдром в специальной литературе описывают так: «Больной в прострации, не спит, но и не разговаривает. Его глаза открыты, неосознанно перемещаются и ни на чем не фокусируются.. Попытки привлечь его внимание безуспешны. Утрачена даже способность расслабляться, поэтому больной может находиться в случайно приобретенной позе. Наблюдаются примитивные инстинкты, такие как хватание, сосание и жевание. Синдром отличается от комы появлением чередования сна и бодрствования». Если кома длится две-три недели, классическая медицина считает пациента бесперспективным. А в данном случае кома продолжалась более четырех месяцев. И вдруг нашлась спасительница Василия — научный руководитель центра «Истина» доктор медицинских наук Ульяна Богдановна Лущик.

10 января 2000 года Ульяна Богдановна приехала к нему домой. Обследовав Василия, она назначила курс лечения, и мало-помалу Василий стал оживать. Вначале легонько стискивал руку своей жены, потом начал сидеть, попробовал удерживать ложку, стал самостоятельно кушать. А спустя восемь месяцев молчания заговорил. В течение трех с половиной лет он неоднократно по вызову Ульяны Богдановны приезжал в «Истину» для продолжения лечения, теперь уже с участием психолога, логопеда, кинезитерапевта. Сейчас Василий читает, ходит без палочки, пишет левой рукой. И собирается выйти на работу...

Специалисты «Истины» уверены: никогда нельзя опускать руки, отступать перед болезнью, надо бороться до конца. Здесь накоплен уникальный опыт наблюдения за сорока тремя пациентами в коматозном состоянии и с апаллическим синдромом, успешного выведения некоторых из них из этого состояния до уровня самообслуживания и социальной реабилитации.

Как же возникла и окрепла «Истина» — пока единственное в Украине негосударственное научно-исследовательское учреждение? Перед нами детище неустанных и, без преувеличения, героических усилий доктора Ульяны Лущик.

Она родилась в Тернополе в семье врачей Богдана Васильевича и Надежды Григорьевны Лущик.. Конечно же, Ульяна избрала медицину. Но не бездумно, не в наивно-сентиментальном порыве, как это иногда бывает, а вкусив сперва ее «черный хлеб», поработав санитаркой и медсестрой. Зато и студенткой стала, можно сказать, образцовой, зачастила в научный кружок при кафедре нервных болезней Тернопольского мединститута.

Как раз в это время, в 1980 году, на кафедре появился первый в Украине допплерограф — прибор, графически изображающий скорость потока крови и позволяющий по-новому исследовать состояние сосудов. И хотя через несколько лет после распределения врач Лущик стала участковым терапевтом в Киеве, тайны допплерографии продолжали ее увлекать. Она была уверена: пришла эпоха нового метода.

С огромной теплотой вспоминает Ульяна Лущик время работы в Киевском НИИ клинической и экспериментальной хирургии, ныне Институте хирургии и трансплантологии АМН Украины. Как она сама считает, главное, чему научил ее институт, — это истинность результатов в научном поиске под постоянным контролем хирургов. Наставником молодого ученого стал Георгий Андреевич Григораш, внедривший тут допплерографию и ультразвуковое цветное картирование сосудистого русла. В этом знаменитом институте, где имелись две мощные клиники сосудистой хирургии профессоров И.И. Сухарева и Н.Ф. Дрюка, допплерография использовалась повседневно в качестве решающего диагностического приема. Но хотелось идти дальше, исследуя и углубляя возможности метода.

И вот Ульяна Богдановна, неустанно торя дорогу «Истине», приступила к исследованиям сосудов мозга в отделении сосудистой нейрохирургии больницы скорой помощи. Ее союзником и вдохновителем стал известный нейрохирург Николай Ефремович Полищук, ныне глава комитета ВР по вопросам здравоохранения, материнства и детства. Доктор Лущик сравнила возможности нового метода с потенциалом компьютерной и магнитно-резонансной томографии, электроэнцефалографии, доказав как нейроангиолог, что именно этот метод заслуживает особого внимания. Ее методика допплерографии была признана открытием и в 1995 году защищена патентом Украины.

Однако, в сущности, марафон лишь начинался. Как бы по-своему истолковав слова «Познаете истину, и истина сделает вас свободными», Лущик ушла в одиночное плавание. Впрочем, почти сразу же оно стало парным. Ульяну Богдановну в ее замыслах и борениях поддержал ее муж и единомышленник Виктор Владимирович Новицкий, ведущий научный сотрудник Института математики НАН Украины, доктор физико-математических наук. Он верил в счастливую звезду своей жены. Карта сосудов мозга, гидрогемодинамические эффекты в них влекли его и как математика.

Долго ли коротко ли, «Истине» исполнилось семь лет. В минувшем году она арендовала пустующий дом и за непродолжительное время превратила его в удивительную клинику. Около шестидесяти врачей из разных городов прошли здесь обучение — и не только новой диагностической методики, а и новой доктрине клинического мышления.

Интереснейшее направление в исканиях «Истины» — цветовое умозрение, колоризация ультразвуковых изображений. Это новая страница в ультразвуковой диагностике, и написана она в Киеве.

— Первое знакомство с колоризацией, цветовой расшифровкой скопированных изображений, — рассказывает Ульяна Лущик, — произошло у нас случайно, при встрече с учеными-биофизиками. Затем вместе с Виктором Владимировичем и нашими инженерами мы сконструировали специальную компьютерную приставку для различных модификаций цветовой шкалы. Вы спросите, что она дает врачу? Вот один показательный случай: к нам с сердечной недостаточностью обратилась пациентка. Черно-белое сканирование сердца привело к предположению о послегриппозной склеротизации миокарда. А цветное — позволило сделать совершенно иные выводы: о наличии скрытого отека сердечной мышцы и снижении вследствие этого ее кровоснабжения. Понятно, это требовало совершенно иного подхода. После лечения на протяжении трех лет наша подопечная сейчас практически здорова.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать