Об изменениях климата – на каждом уроке
В Украине инициируют междисциплинарное изучение глобальных тем об окружающей средеОбщественные организации совместно с Министерством образования и науки, а также активными учителями школ, экологами и учеными сегодня работают над интеграцией в учебный процесс тематики, касающейся изменений климата, экологии, сохранения ресурсов— буквально в каждый предмет в дошкольном, общем, неформальном и высшем образовании. Опыт такого обучения в Украине есть, и он требует поддержки. По словам инициаторов экологических программ, климатические проекты в образовании можно реализовывать даже без больших ресурсов. Основное— инициативность учителей, желание руководства школы и заинтересованность учеников.
Климатическое образование— это необходимая часть обучения, считают специалисты. Общественные активисты совместно с Минобразования подготовили и недавно презентовали пособие экологических игр «Играя, изменим мир»: игры помогают донести информацию об изменениях климата в доступной интерактивной форме взрослым и детям. Идея пособия— ввести тематику игр в учебный процесс.
«Экологическое образование является составляющей государственного стандарта— одной из сквозных линий с первого по 11-й классы. В школьной программе на сегодня мы имеем 30 климатических тем (уроков). Но если бы я назвала цифру 300 или три тысячи— все равно будет мало, потому что поведение человека формируется всю жизнь, с рождения. Эти 30 уроков интегрированы в предметы, но это не означает, что такие знания касаются непосредственно изменений климата, потому что, когда мы говорим о защите зеленых насаждений, загрязнении Антарктиды— мы говорим и об изменениях климата,— отметила заместитель директора департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Наталия БЕСКОВА.— Мы приветствуем инициативность общественности, рады сотрудничеству. Тем более, пособие «Играя, изменим мир» является составляющей методики, которая будет интегрирована в образование. Мы понимаем важность данной тематики: сколько бы мы ни говорили о климате, этого мало, ведь здесь нужно активно действовать. От педагога зависит больше всего, у него огромная просветительская роль, потому что, кроме детей, он должен, к сожалению, воспитывать и родителей... Уроки важны, потому что ученики школ— это самая большая и самая благодарная аудитория в государстве. Важная роль внешкольной работы— участие учеников в акциях, которых проводится очень много. Такой опыт воспитывает ответственное отношение к окружающей среде и климату».
В школах сегодня значительное количество времени отведено на предметы по самостоятельному выбору. Речь идет о так называемой вариативной части: учебное заведение может выбирать предметы, которые в нем будут изучаться, среди них— курсы, касающиеся экологической тематики. По словам специалистов, сегодня в Украине существует большая потребность обобщить такой опыт и поделиться им.
«У нас действует международный образовательный проект по изменениям климата и энергосбережению SPARE, в котором принимают участие 200 школ Украины. Есть проект, в котором дети наблюдают за природой, делают метеорологические замеры— небольшие базовые исследования, своего рода летопись природы около своей школы. Есть у нас множество локальных инициатив: например, некоторые естествоведческие школы приглашают специалистов— орнитологов, зоологов, ботаников и т.д., которые во время экскурсии рассказывают о природе. В частности, в Украине этим занимается организация «Зелений Ліхтарик» — у них хороший опыт неформального естествоведческого образования. И такие инициативы нужно объединять для лучшего результата», — убеждена исполнительный директор общественной организации «Экологический клуб «Зелена Хвиля» Александра ХАЛАИМ.
По словам представителей общественности, очень много проектов касается обращения с отходами. Есть как всеукраинские, например, «Сделай Украину чистой!», так и локальные, когда дети убирают реки, сортируют мусор, делают на территории школ компостные ямы для органических отходов. Есть проекты, в рамках которых дети учатся делать полезные в повседневном использовании вещи из вторсырья.
Специалисты едины в том, что экологическое, климатическое образование должно развиваться «снизу»— из небольших инициатив школ, громад. Кстати, так оно развивалось и в Норвегии, где сегодня интегрировано в учебный процесс. Как рассказала координатор проектов развития в посольстве Норвегии в Украине Марина Дышлевская, в этой стране в общеобразовательных школах есть экологические послы, ученики, которые заинтересовывают детей экологическими и климатическими проблемами местности, где они живут. Также в норвежских школах дети организуют так называемые международные конференции по вопросам климата. Это ролевая игра, во время которой ученики самостоятельно готовят программу «конференции», определяют, кто какую страну будет представлять, и потом ищут пути решения определенных вопросов. Также детей побуждают писать статьи или делать видео, касающиеся экологических проблем, для СМИ.
Выпуск газеты №:
№143-144, (2016)Section
Общество