Перейти к основному содержанию

Образование и Георгий

11 декабря, 14:46
ФОТО C САЙТА news.accept.ge

Я видела этого человека дважды. Впервые - 21 мая этого года в Киевском национальном университете. Это была очередная конференция USAID по вопросам образования, одна из тех многочисленных научных конференций, которые эта солидная организация проводит для наших педагогов. Должна сказать, это произвело впечатление. Представьте себе группу уважаемых профессоров и доцентов из уважаемых украинских высших учебных заведений, которые важным тоном дискутируют о качестве образования. О качестве, о стандартах, о разных там «состояниях и перспективах», «инновациях или вариациях» и т.д. в таком же духе. Вдруг заходит молодой человек, выступление которого, оказывается, тоже заявлено в программе. Он ведет себя немного эмоционально. Говорит о частном образовании. О том, какое неудобное украинское законодательство для развития частного образования. О том, что во всем мире частные высшие учебные заведения - это флагманы национального образования и науки. И очень жаль, что в Украине, к сожалению, этого не понимают. О том, что они в Грузии приватизировали почти все высшие учебные заведения и этим достигли привлечения крупных инвестиций в высшее образование, обеспечили для грузинских вузов хорошие рейтинги. Да, они. В том числе этот человек — Георгий Арвеладзе. Бывший глава администрации президента М. Саакашвили, министр экономики Грузии тех времен, когда там проводились либеральные реформы. Он приехал в Украину и пытается создать здесь частный университет. Те препятствия, на которые он наткнулся, вызвали у него, мягко говоря, недоумение...

Я должна сказать, что этот человек говорил как бы в пустоту. Его речь выглядела как разговор с самим собой. Глухая стена молчания, непонимания, даже какого-то удивления встретила его. Люди вокруг, все эти уважаемые профессора, доктора, и эксперты смотрели на него как на инопланетянина. Было видно, что они привыкли разговаривать о другом, думать о другом и вообще находятся в другом дискурсе. Он сказал свое слово, оставил кому-то какие-то визитки и ушел.

Собственно, частное образование у нас уже давно воспринимается как второй сорт. Многие почему-то считают, что оно является причиной низкого качества нашего высшего образования. В прессе постоянно ходят слухи о том, как какие-то меркантильные люди хотят продавать дипломы, поэтому якобы и существует частное образование. Бытует мнение, что образование в целом - это слишком важное общественное благо, чтобы за него платить из собственного кармана. И что все, кто хотят обогащаться на образовании, - это аморальные, бесчестные люди, в глазах которых только доллары и больше ничего. С другой стороны, существует и такое понимание, что если тебе действительно необходимо хорошее образование, то совершенно бесплатно ты его не получишь. Есть четкая группа родителей, которые ориентированы на платное образование и другого для своих детей не представляют. Есть и хорошие вузовские программы, на которых интересно учиться, которые не переполнены ненужными предметами, пройдя которые, ты гарантированно найдешь работу. Такие программы тоже обычно платные и дорогие. Все относятся к этому с пониманием, хотя и не все могут себе это позволить. Т а к о е платное образование - для богатых. А поскольку богатые у нас почти всегда являются объектом зависти и ненависти, то и платное образование воспринимается как элемент роскоши.

Впрочем, качественное платное образование могло бы стать доступным при двух условиях: 1) если бы таких заведений стало больше и они стали бы конкурировать между собой (многие из них сами могли бы выдавать стипендии своим студентам),  2) если бы государство взялось адресно оплачивать обучение студентам и ученикам - выдавать им стипендии и гранты, с которыми они могли бы пойти учиться туда, куда хотят, в том числе в дорогое, частное заведение. Пока государство оплачивает только социальное образование, дает деньги не студентам, а учебным заведениям, причем только «своим» - государственным, аккредитованным по какой-то малопонятной бюрократической системе. Доступ к такому образованию в целом лучше, но оно по определению не может быть качественным. Никогда. Ведь действительно качественным хорошим образованием может быть только платное образование. Даже если вам скажут, что где-то «за бугром», в Швеции или в Норвегии, бесплатное образование, не надо этому верить. Нигде в мире не относятся к образованию как к «бесплатному благу». Образование стоит. И стоит дорого.

Несколько дней назад я еще раз встретилась с Георгием Арвеладзе. Мне хотелось спросить, как обстоят дела с его проектом. Наша беседа длилась час. Я передам ее приблизительно, по памяти, потому что не вела аудиозаписи. Наверное, это воспроизведение будет неточным, но, в конце концов, мы всегда слышим именно то, к чему готовы.

Разговор происходил в таком духе:

— Георгий, расскажите мне, пожалуйста, что сейчас происходит с вашим проектом? В чем основные проблемы?

— Сейчас мы на стадии подписания договора аренды. Мы планируем арендовать помещение для нашего университета. Это одно из помещений Экспоцентра (ВДНХ). Конечно, мы будем строить и свое помещение, но, чтобы построить высшее учебное заведение в Украине, нужно пройти очень сложные процедуры. ГСН (государственные строительные нормы) прописаны так, чтобы ничего невозможно было построить. Поэтому для начала мы решили взять в аренду павильон. Но даже с этим мы оформляем документы уже пять месяцев. Для бизнеса пять месяцев - это очень много. Договор аренды очень невыгодный и неудобный для нас. Нам приходится соглашаться на невыгодные условия. В частности, мы инвестируем два миллиона долларов в эти здания, но суммы аренды при этом не уменьшаются. Мы согласны даже на это. Мы согласны на очень многие неудобные и невыгодные условия, но даже при этом бюрократическая машина тормозит оформление документов. Мы решаем все эти вопросы с Фондом госимущества и с ГУД, но пробиться сквозь стену их непонимания очень трудно.

— Может, им нужны дополнительные деньги?

— Я не думаю. Никто не говорил мне о взятках. Наоборот, все эти люди в целом относятся доброжелательно. Но законодательство Украины такое, что невозможно ничего сделать.

— Вы говорили с чиновниками? С политиками?

— Да. Я три раза встречался с министром образования. Он вежливый, дружелюбный человек. Но дело не движется. Заинтересованности нет. Еще я несколько раз говорил с пани Гриневич, председателем Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования. Она рассказала мне, как так получилось, что частные вузы настолько зарегулированы. Они фактически существуют по тем же сложным правилам, что и государственные, только не получают бюджетного финансирования. Раньше правила были немного легче, но тогда представители государственных учебных заведений собрались и сказали: «Как это так, что частные вузы так же, как и мы, не платят НДС, но при этом могут получать прибыль? Давайте примем закон, что частные вузы могут быть только некоммерческими организациями». Частных, конечно, никто не спрашивал. Теперь они существуют по всем тем маразматическим правилам, которые прописаны в Законе о высшем образовании и которые почему-то являются общеобязательными. Но это нонсенс. Владельцу частного вуза нет необходимости создавать в своем университете все те бюрократические структуры, которые требует этот закон. Наша цель - это удобство и качество образования.

— Вы хотите частный университет, но у нас социальное государство.

— Социальное государство не развивается. Люди никогда не выберутся из нищеты, если вы не найдете способ это преодолеть. К тому же проблема не только в этом. Ваше государство хочет контролировать все. Оно не доверяет людям. Оно централизованно создает такие чрезмерные правила, что это выходит за рамки здравого смысла. Люди не идиоты. Они не будут делать сами себе вред только потому, что государство перестанет их контролировать. Скажем, что такое пожарная инспекция? Если ее не будет и некому будет проверять, насколько больше станет пожаров в городе? Я вам скажу: не станет больше. В Грузии мы ликвидировали пожарную инспекцию. Количество пожаров от этого не изменилось. То же самое и с контролем  государства в сфере образования. Для чего мне, владельцу, указывать, сколько квадратных метров должна быть библиотека моего учебного заведения? Неужели если мне этого не укажут сверху, то я сам не смогу построить такую библиотеку, чтобы это было удобно моим студентам и преподавателям? ..

— Но обучение в таком заведении, как вы хотите создать, будет дорогим для рядовых украинцев. Вы верите в то, что найдете желающих там учиться?

— Это не будет настолько дорого. У нас довольно умеренная цена как для серьезного образования. Я верю, что желающих найдется много. Во время кризиса люди вкладывают в собственное образование, ведь оно открывает для них новые перспективы. Иногда мне задают вопрос: почему я делаю это в Украине, а не в Грузии. Грузия маленькая страна, и там уже есть много учебных заведений, которые дают прекрасное образование. У вас этого почти нет.

—  Какой это будет университет?

— Это должно называться American University of Ukraine. Мы взяли за основу американскую модель и сотрудничаем с американским университетом Джорджия. Там будет четыре отделения - инженерно-технологическое, государственного управления, школа бизнеса и медиа и коммуникации. Уже сегодня мы вложили в разработку программ для обучения 100 тыс. долларов. Этим отличается хороший частный университет. Кто в обычных государственных университетах разрабатывает программы? Почти никто. Их просто воруют, заимствуют и все. Мы же вкладываем в разработку, нанимаем хороших специалистов.

— Почему именно американская модель?

— Есть разница между европейским высшим образованием и американским. Она в динамике развития. Европейское образование обслуживает экономику, которая существует сегодня. Американское образование смотрит вперед, создает технологии будущего.

— Вы уверены, что ваши выпускники найдут работу в Украине, если будут учиться по американским программам?

—  Да, я не сомневаюсь в том, что они будут востребованы здесь в разных организациях. Это люди, которые будут нести изменения. Они будут строить новую, процветающую Украину.

—  Кто будет работать в вашем университете?

— Сейчас мы сотрудничаем с рекрутинговыми агентствами. Они подберут нам тех специалистов, которые нам нужны. Конечно, мы ориентируемся в основном на украинских специалистов. Но они должны иметь хорошее образование и соответствующие показатели. За рубежом есть много украинцев, которые соответствуют критериям и одновременно очень хотели бы вернуться сюда и работать для Украины. Я думаю, с ними у нас хорошие перспективы.

— Образование не может быть бизнесом. Наши люди не понимают этого.

—  Образование - это хороший бизнес. Оно должно приносить прибыль, иначе никто не будет вкладывать в него. Мы уже сегодня вкладываем сотни тысяч инвестиций в этот университет, которого еще даже нет. Технологии, знания, инфраструктура образования - все это требует денег. Больших капиталовложений, которых у государства нет и в ближайшее время не будет. Это должны быть частные деньги, деньги частных инвесторов, которых надо заинтересовать. Для того, чтобы высшее образование смогло выйти на качественно новый уровень, надо привлечь к нему частных инвесторов. В Грузии мы приватизировали большинство высших учебных заведений. Наш аграрный университет, о котором ходили анекдоты, мы продали за один доллар. Каха Бендукидзе вложил в него миллионы долларов. Сейчас это лучший грузинский университет.

—  Я должна вам сказать такую вещь. Мне на самом деле очень приятно, что вы приехали сюда и хотите делать здесь свой бизнес. Мне очень жаль, что вам приходится сталкиваться со всеми этими препятствиями украинской бюрократии и ментальности. Если бы я могла вам помочь, я сделала бы это с радостью. Мне бы очень хотелось, чтобы вы чувствовали себя уютно в нашей стране...

—  Вы - первая, кто сказал мне здесь такие слова. То же самое мы говорили своим инвесторам в Грузии. Мы оформляли для них все необходимые документы в течение одного дня. Они удивлялись и спрашивали, на какой оффшорный счет им надо перечислить дополнительные деньги. А я говорил им: «Не надо. Достаточно, что вы вкладываете свой капитал в нашу экономику. Мы хотим, чтобы вам было комфортно работать в нашей стране...»...

На протяжении всей нашей беседы я думала о следующем: мы привыкли помогать бедным, несчастным, обделенным людям. Они в нашем понимании имеют моральную правоту. Наше государство существует для них. Оно подсознательно ненавидит богатых и успешных и создает им всевозможные преграды. Поэтому у нас есть все шансы, что бедных и несчастных у нас еще долго будет подавляющее большинство. С другой стороны, люди бизнеса у нас тоже есть. По крайней мере пока. Человек бизнеса - это человек специфической психологии. Он воспринимает мир как возможность, а препятствия - как задачу, которую надо решить. Даже препятствия несовершенного законодательства, бюрократии и равнодушия для него становятся личным вызовом. Он преодолевает эти препятствия, чего бы это ни стоило, при своем упрямстве, настойчивости, энергии и предприимчивости. В конце концов, даже у нас такой человек может достичь успеха. Но при этом происходит странная вещь: в общественном сознании закрепляется мнение, что все эти препятствия являются делом личным, частным. Нам кажется, что это касается только отдельных людей, энергия которых обычно вызывает у нас зависть. Мало кто задумывается над тем, что такие трудности «съедают» наши совместные ресурсы, забирают те отдельные человеческие силы, которые могли бы быть направлены на создание важных общественных благ, необходимых многим. Бюрократия и равнодушие к частным инвесторам - это не проблема отдельных людей, это проблема наших общих интересов, будущего нашей страны. Это то, что касается всех нас.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать