Образованию нужна «дружественная конкуренция»
Симон СТЕН: Реформирование средней школы нужно начинать с открытия частных школ![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20101220/4234-6-2.jpg)
Современные глобализационные процессы ставят новые вызовы перед обществом, когда преимущество отдается высокообразованным людям, хорошо осведомленным в новейших технологиях и конкурентным на рынке труда. Чтобы иметь таких специалистов, каждой из стран нужно реформировать систему образования, приближая ее к новейшим стандартам. Однако если сначала Украина держала курс на Болонскую систему, то после отмены 12-летнего срока учебы, уменьшения роли внешнего независимого оценивания при вступлении старшеклассников в вузы, написания украинско-российских учебников, говорить о том, что и дальше держим курс на Европу, несколько труднее.
В ближайшее время образовательную систему Украины ожидают очередные изменения. Президент Украины издал указ, что 2011 год будет Годом образования и информационного общества. Как говорится в указе, основные задачи в этом году — разработать государственные программы по развитию дошкольного и профессионально-технического образования, улучшить состояние инновационного образования, а также интегрировать нашу систему в европейское пространство. Каким образом мы будем приближать среднее образование к европейским стандартам, пока еще неизвестно. Зато отечественные и зарубежные эксперты советуют делать ставку на частные школы, которые превращают всю образовательную систему страны в более конкурентную. Пока что, по данным Агентства развития образовательной политики, из 21 тысячи школ, которые функционируют в нашем государстве, частных — больше 200. Для сравнения: в Москве насчитывается 625 частных школ, а в Санкт-Петербурге — 245.
Что еще нужно изменить в украинской системе образования, чтобы действительно приблизить ее к европейским стандартам, к каким вызовам должна приспосабливаться Украина, «День» спросил председателя Европейской ассоциации независимых школ (Нидерланды) Симона СТЕНА, который недавно посетил Украину и принял участие в I Международном и ІV Всеукраинском форуме «Образование и современные глобализационные процессы: украинское измерение».
— Господин Стен, как бы вы охарактеризовали современные вызовы и тенденции образовательной системы Европы?
— Ныне перед школами стоит задача: они должны добиться большего и быть более успешными в процессе развития учениками своих талантов. Учебные заведения должны находить новые дидактичные подходы, чтобы каждый ребенок чувствовал, насколько серьезно он воспринимается в школе. Это будет способствовать развитию его талантов. Вторая позиция — мы должны улучшить положение учителей. Мы знаем, что учителя — это высококвалифицированные и высокообразованные профессионалы, поэтому должны предоставлять им больше свободы в использовании дидактичных подходов к ученикам. Очень важно, чтобы они имели возможность совершенствовать свою компетентность в течение всей жизни, занимаясь учебным процессом. Третье, что я хочу подчеркнуть, — чем больше места в обществе для частных школ, тем больше вероятность того, что общество будет процветать. Это очень хороший шаг для демократизации общества. Конечно, все это должно базироваться на уважении, плюрализме и разнообразии. Например, две трети школ в Нидерландах относятся к частной форме собственности, но их финансирование осуществляется государством. Государство обеспечивает поддержку частных учебных заведений из-за того, что это значительно повышает общий уровень образования. Следует понимать: чтобы воспитывать национально сознательных и конкурентоспособных граждан, необходимо поднимать общий уровень свободы в образовании, когда учитель может выбирать из множества методик какую-то одну, и ученик также может выбирать учебное заведение, чьи методы учебы для него наиболее приемлемы.
Современные глобализационные процессы ставят новые вызовы перед обществом, когда преимущество отдается высокообразованным людям, хорошо осведомленным в новейших технологиях и конкурентным на рынке труда. Чтобы иметь таких специалистов, каждой из стран нужно реформировать систему образования, приближая ее к новейшим стандартам. Однако если сначала Украина держала курс на Болонскую систему, то после отмены 12-летнего срока учебы, уменьшения роли внешнего независимого оценивания при вступлении старшеклассников в вузы, написания украинско-российских учебников, говорить о том, что и дальше держим курс на Европу, несколько труднее.
В ближайшее время образовательную систему Украины ожидают очередные изменения. Президент Украины издал указ, что 2011 год будет Годом образования и информационного общества. Как говорится в указе, основные задачи в этом году — разработать государственные программы по развитию дошкольного и профессионально-технического образования, улучшить состояние инновационного образования, а также интегрировать нашу систему в европейское пространство. Каким образом мы будем приближать среднее образование к европейским стандартам, пока еще неизвестно. Зато отечественные и зарубежные эксперты советуют делать ставку на частные школы, которые превращают всю образовательную систему страны в более конкурентную. Пока что, по данным Агентства развития образовательной политики, из 21 тысячи школ, которые функционируют в нашем государстве, частных — больше 200. Для сравнения: в Москве насчитывается 625 частных школ, а в Санкт-Петербурге — 245.
Что еще нужно изменить в украинской системе образования, чтобы действительно приблизить ее к европейским стандартам, к каким вызовам должна приспосабливаться Украина, «День» спросил председателя Европейской ассоциации независимых школ (Нидерланды) Симона СТЕНА, который недавно посетил Украину и принял участие в I Международном и ІV Всеукраинском форуме «Образование и современные глобализационные процессы: украинское измерение».
— Господин Стен, как бы вы охарактеризовали современные вызовы и тенденции образовательной системы Европы?
— Ныне перед школами стоит задача: они должны добиться большего и быть более успешными в процессе развития учениками своих талантов. Учебные заведения должны находить новые дидактичные подходы, чтобы каждый ребенок чувствовал, насколько серьезно он воспринимается в школе. Это будет способствовать развитию его талантов. Вторая позиция — мы должны улучшить положение учителей. Мы знаем, что учителя — это высококвалифицированные и высокообразованные профессионалы, поэтому должны предоставлять им больше свободы в использовании дидактичных подходов к ученикам. Очень важно, чтобы они имели возможность совершенствовать свою компетентность в течение всей жизни, занимаясь учебным процессом. Третье, что я хочу подчеркнуть, — чем больше места в обществе для частных школ, тем больше вероятность того, что общество будет процветать. Это очень хороший шаг для демократизации общества. Конечно, все это должно базироваться на уважении, плюрализме и разнообразии. Например, две трети школ в Нидерландах относятся к частной форме собственности, но их финансирование осуществляется государством. Государство обеспечивает поддержку частных учебных заведений из-за того, что это значительно повышает общий уровень образования. Следует понимать: чтобы воспитывать национально сознательных и конкурентоспособных граждан, необходимо поднимать общий уровень свободы в образовании, когда учитель может выбирать из множества методик какую-то одну, и ученик также может выбирать учебное заведение, чьи методы учебы для него наиболее приемлемы.
— Если вы немного знакомы с системой украинского образования, то какие пробелы назвали бы, и над чем нам нужно работать активнее? Например, одна из наших проблем — непрестижность учительской профессии...
— Я недостаточно осведомлен в аспектах украинского образования. А по поводу престижности профессии учителя отмечу, что это проблема не только Украины, но и многих европейских государств. Социальный статус учителя, к сожалению, снижается. Несколько лет назад одна консалтинговая компания проводила исследование, и результаты были такие: чем больше вы требуете от учителя знаний, которые он должен передать ученикам, чем больше вы ему платите, тем быстрее его социальный статус поднимется. Если говорить о реформировании украинской системы образования, то следует начинать с открытия частных школ. Особое внимание следует уделять равным условиям функционирования частных и государственных заведений образования, потому что это исследование доказало, что в странах, где рядом с государственными созданы условия для существования частных школ, общие результаты образования, полученного в школах обеих форм собственности, намного выше. Есть две предпосылки для успешной работы школы — сделать равным доступ к образованию, это в свою очередь предусматривает финансирование со стороны государства частных школ, и предоставлять больше автономии и свободы школам в их повседневной деятельности. Не бойтесь свободы в учебе и свободы родительского выбора. Потому что родители всегда пытаются найти лучшую школу для своих детей. Если рядом с государственными будут существовать частные школы, то это создаст так называемую дружественную конкуренцию и в результате приведет к улучшению образовательных стандартов. Это пойдет на пользу обществу в целом. И это не только моя мысль, а результаты международного исследования.
— А по каким принципам ныне работают нидерландские школы, какие образовательные стандарты у них действуют?
— Благодаря тому факту, что частные школы у нас финансируются в таком же объеме, как и государственные, они должны отвечать одинаковым стандартам, которые закреплены в законодательстве. Но преимущество частных школ в том, что они могут использовать разные педагогические, религиозные или культурные подходы для совершенствования учебного процесса. Они добавляют определенные ценности к государственной программе. Учебные заведения отличаются методами обучения, учебной программой, дополнительными предметами или методикой. Это позволяет учителю выбирать школу, которая близка ему по идеям и принципам и где он сможет раскрыться как личность. В целом наша система учебы выглядит так: начальные школы, где срок учебы восемь лет (дети приходят сюда в четырехлетнем возрасте); средняя школа, которая начинается с 12 и длится до 18 лет. Кроме средней школы, есть гимназии и школы технического направления. Есть ученики, которые требуют больше времени для учебы, но правительство не очень поддерживает это, поскольку ему нужно оплачивать дополнительные годы учебы. Одна из тенденций — то, что мы сейчас пытаемся детей с недостатками развития или здоровья устроить на учебу в обычные школы, а не в специализированные (это так называемое инклюзивное образование, которое в Украине тоже медленно внедряется. — Авт.). Конечно, как я уже сказал, для таких детей нужно больше времени для учебы.
— В Европе ныне пропагандируется увеличение срока учебы в средней школе. Наоборот, Украина в этом году отменила 12-летний срок учебы, вернувшись к 11-летке. Как вы оцениваете такой шаг нашего правительства?
— Вообще-то это не очень хороший подход, если инвестируется меньше денег в образование ребенка. Конечно, я не могу судить об этом решении, потому что я не знаю финансовую ситуацию Украины. Но следует считаться с тем, что социальные задачи школы намного сложнее, чем в предыдущие годы. Школы должны не только учить учеников каким-то предметам, но и брать на себя ответственность за общее образование ребенка, за уровень его знаний. И, наконец, школа должна подготовить ребенка до того, чтобы он имел желание учиться на протяжении своей последующей жизни. И именно из-за того, что задачи, которые стоят перед школой, усложняются, ситуация, когда количество лет, проведенных в школе, сокращается, является в известной мере опасной для ребенка.
— Судя по новым тенденциям и практикам, которые распространяются в Европе, как бы вы нарисовали образ современной европейской школы?
— Школа должна функционировать как сообщество учеников, родителей и учителей. Для учителей самым главным ориентиром должно быть не соблюдение программ, а совершенствование своего мастерства и квалификации, чтобы они могли использовать разные подходы к учебе детей. Если будет индивидуальный подход к каждому ребенку, то в этом случае он лучше сможет раскрыть свой потенциал, и в конечном результате это приведет к улучшению качества образования. Современная школа не должна быть замкнутым пространством. В ней должна быть своя культура. Но каким образом ее создать — нет готовых ответов. Она состоит из нескольких элементов: умные руководители, которые анализируют ситуацию в обществе и готовы быть лидерами, эффективные учителя, которые понимают цель школы и претворяют ее в жизнь, и серьезный диалог между родителями и учителями. Основная задача школы — не отбить у детей желания познавать мир, а дать уверенность в своих силах и чувство собственного достоинства.
Выпуск газеты №:
№234, (2010)Section
Общество