Образовательные округа и равный доступ к знаниям
На Черняховщине выяснили, что дешевле сохранить малокомлектные школы, чем закрытьСогласно правительственным документам, за год в Украине создано 1500 образовательных округов. Именно на них возлагаются надежды в обеспечении равного доступа к качественному общему среднему, внешкольному образованию, допрофессиональной подготовке, непрерывному образованию. В их компетенции также координация деятельности учебных заведений, которые входят в него. На общественных началах действует совет округа, в который входят авторитетные руководители и педагоги, — то есть это одновременно педагогический и общественный проекты. На основании ее решения отделом образования того либо иного района определяются один или несколько опорных общеобразовательных учебных заведений, вокруг которых группируются другие, менее мощные. Данные идеи, отметил «Дню» начальник управления образования и науки облгосадминистрации Александр Пастовенский, предлагались еще в 2000 году. С 2006-го начались попытки их воплощения, а более активно их стали внедрять в 2007 году. В настоящий момент на Житомирщине создано 73 образовательных округа, но этот показатель может изменяться в зависимости от конкретной ситуации.
Признанием удачного опыта области на данном направлении стало совещание с участием педагогов Киевской области, министра Дмитрия Табачника, других правительственных чиновников, главы облгосадминистрации Сергея Рыжука, недавно прошедшее в Черняхове. Начальник Черняховского районного отдела образования Григорий Сташенко в связи с этим рассказал корреспонденту «Дня», что всего в районе 27 общеобразовательных учебных заведений, в которых насчитывается 540 классокомплектов. Создано шесть образовательных округов. Базовыми для них стали наилучшие общеобразовательные школы I-III степеней, в том числе Селянщенский спортивный лицей и Черняховская гимназия им. И. Саенко (там побывали участники совещания). Всего в районе в настоящее время семь школ нового типа — три лицея, три гимназии и один коллегиум. Опорные школы в первую очередь обеспечиваются автобусами для подвоза учеников и компьютерной техникой. Но главное, что они располагают мощным кадровым потенциалом — как административным, так и педагогическим. Например, в Селянщенском спортлицее, кроме директора, работают три заместителя, и в их задачу входит руководство соответствующими направлениями в других школах округа, в том числе малокомплектных. Плюс с ними работают специалисты лицея — психолог, педагог-организатор, социальный психолог, учитель музыки. В результате и в малокомплектных школах ведется научно-методическая работа, ученики принимают участие в предметных олимпиадах, а учителя конкурируют за звание «Учитель года», приезжают на заседание методических комиссий, участвуют в аттестациях. То есть педагогическая жизнь достаточно активна и богата различными событиями, что характерно для больших школ. Также в районе пришли к мысли, что малокомплектные школы можно сохранить. Г. Сташенко объяснил автору этих строк — по причине, что район считается самым бедным в области (отдельная тема, почему такая ситуация в регионе, где расположены карьеры с разработкой драгоценных пород камня. — В. К.), ему приходится считать каждую копейку и быть ловким менеджером. «Ноу-хау» от черняховцев — вопреки устоявшемуся взгляду — оказалось, что с учетом всех факторов в их районе оставлять начальные школы с несколькими учениками зачастую выгоднее, чем переводить этих детей в более крупные школы. Резоны — такие заведения размещены в малых помещениях, отапливаются обычно дровами, и выходит, что это дешевле. Кроме того, на наших плохих дорогах школьные автобусы для подвоза школьников очень скоро нуждаются в дорогом ремонте. (О ценах на горючее промолчим. — В. К.). А еще главный педагог района говорит: если раньше при реорганизациях малокомплектных школ было, где трудоустроить уволившихся учителей, то в настоящее время вакансий нет. И это серьезная проблема не только района, но и области и страны в целом. Поэтому трудно будет сохранить для школ опытных педагогов, доказавших, что они способны эффективно учить детей. В районе, например, десять лет назад было всего два победителя предметных олимпиад, а теперь таких учеников — 30, и каждый год воспитанники Черняховщины оказываются в числе победителей и призеров ученических олимпиад всеукраинского уровня, конкурсов по защите научно-исследовательских работ, других разнообразных конкурсов, спортивных соревнований. По этим критериям район идет рядом с наибольшими городами области — Житомиром и Бердичевом. Показателем педагогического уровня является и такой факт, что в ведущие школы района жители соседних районов просят принять и своих детей. А на Черняховщине поиск юных талантов, будущих звездочек, как высказался Г. Сташенко, начинают с детских садиков. Следовательно, детей с малых лет поощряют к знаниям и в то же время готовят к конкуренции на этой ниве. Вполне очевидно, что таким детям в будущем будет значительно легче занять достойное место в обществе.
Выпуск газеты №:
№88, (2011)Section
Общество