Общество продемонстрировало толерантность
Как в Одессе проходил фестиваль квир-культуры, посвященный проблемам равенства и соблюдения прав человека в УкраинеНесмотря на то, что суд запретил проведение Марша равенства, а активисты радикальных организаций попробовали физически помешать участникам фестиваля собраться, мероприятие все же состоялось.
Активисты ЛГБТ-движения в Одессе не скрывали своих намерений провести фестиваль еще за несколько месяцев до него, однако последняя неделя перед мероприятием прошла в напряжении. Сначала против Марша равенства выступили представители разных религиозных конфессий и известный актер «Дома клоунов» Георгий Делиев, которые выразили свою обеспокоенность пропагандой греховных, по их мнению, связей. Позже атмосфера вокруг запланированного на три дня мероприятия начала нагнетаться в соцсетях. Пользователи активно угрожали активистам и обещали принять в отношении их насильственные меры, заверяя, что Одесса — не город, в котором можно пропагандировать нетрадиционные сексуальные отношения. Впрочем, организаторы были спокойны, ведь за несколько дней до старта договорились с традиционными противниками подобных мероприятий, в частности с лидерами Автомайдана и одесской организацией «Правого сектора», ведь именно их киевские соратники напали на Марш равенства в Киеве в этом году. Как рассказали корреспонденту организаторы фестиваля, договориться с членами «Правого сектора» было тем более несложно, что офисы ЛГБТ-организации и «Правого сектора» до недавнего времени находились в соседних помещениях, поэтому активисты хорошо знают друг друга.
Впрочем, и политологи, и политики заподозрили в планах провести Марш равенства желание устроить провокации. Кое-кто даже увидел в этом «руку Кремля». «Не имею ничего против представителей секс-меньшинств, хотя и не приветствую их вкусы. Проведение этого мероприятия в военное время провокационно и очень опасно, в городе много фронтовиков, ультра и простых горожан, которые не закроют глаза на это событие», — заявил накануне лидер одесского «ПС» Сергей Стерненко.
Ситуация усложнялась и тем, что именно в дни проведения фестиваля, 14 и 16 августа, в Одессе проходили футбольные матчи, в город съехалось немало болельщиков и ультра, которые традиционно не поддерживают ЛГБТ-движение.
НОЧНОЙ СУД И ПЕТАРДЫ
Досадной неожиданностью для организаторов фестиваля стал иск Одесской мэрии в суд. Из-за появления угроз в адрес участников власть решила запретить проведение мероприятия, поскольку не была уверена, что сможет обеспечить покой в городе и безопасность участников гей-прайда. Наконец, в половине третьего ночи 12 августа Окружной административный суд частично удовлетворил иск мэрии, запретив только Марш равенства. Однако запрещение стало не единственной неприятностью для организаторов. Как рассказали активисты, в канун фестиваля, по их данным, сотрудники милиции посетили все площадки, которые были арендованы для проведения лекций, встреч и дискуссий, и посоветовали владельцам помещений отказать ЛГБТ-организации. В конечном счете именно так и произошло. «На фестиваль зарегистрировалось около 200 человек. В последний момент нам пришлось искать хоть какое-то помещение, в котором согласились бы нас принять. В конце концов, такое помещение нашлось, однако из-за катастрофической нехватки мест мы были вынуждены отказать большинству участников. К нам присоединилось около 70 человек, поскольку людей просто негде было разместить», — объяснила организатор фестиваля Анна Леонова.
Поскольку Марш равенства был запрещен, активисты решили ограничиться небольшими пикетами и флешмобами. «Мы сделали плакаты с надписями: «Равные права для всех», «Права человека — превыше всего» и устроили флешмобы и пикет. Люди интересовались, спрашивали, кто мы, чего хотим. Внимательно слушали, соглашались с нашими аргументами. Конечно, кто-то был против, но мы услышали много слов поддержки. Ведь мы это делаем не только ради себя. Пока в обществе есть дискриминация хотя бы одного слоя, хотя бы одного меньшинства, все другие меньшинства также не будут чувствовать себя в безопасности. А что такое общество? Это и есть совокупность разнообразных меньшинств, не так ли? Поэтому и в без того непростые времена нам нужно пытаться отстаивать гражданские права и свободы для всех», — рассказал участник флешмоба Александр.
Самая досадная ситуация возникла вечером 15 августа, когда участники фестиваля собрались на лекцию в подвальном помешении на улице Старопортофранковской. Молодые люди в масках налетели на офис и забросали помещение дымовыми шашками и петардами. Впрочем, милиция действовала достаточно оперативно, сразу же задержав всех нападающих. Их оказалось тринадцать и все они назвались членами ВО «Свобода». В местной парторганизации также подтвердили, что задержанные их соратники, которые просто пытались таким способом «сдержать пропаганду дегенеративных ценностей». Позднее задержанных отпустили, но расследование инцидента пока продолжается.
«ОЖИВЛЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ВЫЗВАЛИ ВОПРОСЫ ФЕМИНИЗМА, ПАТРИАРХАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ...»
В дальнейшем мероприятия фестиваля продолжались без инцидентов, однако в большинстве СМИ освещение получили только нападение и флешмобы участников.
«Мы провели ряд лекций, дискуссионных площадок. Оживленное обсуждение вызвали вопросы феминизма, патриархальных ценностей, развития современного общества, примеры зарубежных стран. Интересными были и встречи, посвященные искусству. Досадно, что журналисты большей частью были настроены на освещение каких-то скандальных моментов. Наверное, кто-то все же ожидал, что мы выйдем на улицы, одетые в перья и полуобнаженные, зато послушать лекции ученых и искусствоведов было, очевидно, менее интересно. Но участники довольны, и это главное. На будущее мы учтем организационные ошибки. Отныне будем пытаться регулярно проводить в Одессе круглые столы, научные конференции, встречи, посвященные правам человека. Чем больше мы будем общаться с горожанами, тем лучше поймем друг друга», — рассказала после окончания фестиваля Анна Леонова.
С ней соглашается участница фестиваля из Минска Анастасия. «Мне весьма приятно побывать в Одессе, пообщаться с единомышленниками, поделиться опытом отстаивания гражданских прав и свобод. В Беларуси тоже есть несколько ЛГБТ-движений, но все они действуют фактически в условиях подполья. Мы слишком часто сталкиваемся с преследованием властью, но надеемся, что украинский опыт нам также поможет», — рассказала участница.
В то же время участники отметили как важный позитив общую реакцию городской общественности на мероприятие. «Нас поддержали многие активисты различных организаций, просто неравнодушные граждане. Одесситы подходили к участникам флешмобов, спрашивали, кто они такие, а затем говорили слова поддержки. Это очень вдохновляет нас, мы понимаем, что наступило время для общения. Чем больше горожан будет узнавать о нас, тем меньше страха перед неизвестностью будет, тем меньше они будут ожидать от нас аморальных поступков или непристойности. Ведь теперь в обществе есть немало негативных стереотипов, которые нужно постепенно преодолевать», — уверена Анна Леонова.
РАДИКАЛЫ СТАНОВЯТСЯ БОЛЕЕ АКТИВНЫМИ
Впрочем, далеко не все выглядит радужным. Немало одесситов-участников фестиваля рассказало корреспонденту, что за последний год количество преступлений против представителей ЛГБТ в Одессе начало расти.
«За последний год в городе начали действовать несколько пока еще небольших радикальных организаций, членами которых преимущественно являются подростки и молодежь. Несколько моих друзей и знакомых были жестоко побиты. Несколько раз против людей, которые носили на себе символику ЛГБТ — цвета радуги — были применены перцовые баллончики. Но самый страшный случай произошел несколько месяцев назад: на парня напала толпа неизвестных, которые побили его так, что через некоторое время он умер в больнице. Но хуже всего то, что в Уголовном кодексе Украины отсутствует формулировка: «преступление, совершенное на почве ненависти к представителям ЛГБТ». Есть формулировка в отношении ненависти на почве расового, религиозного и других признаков, но о нас такого нет. Это значит, что подобные преступления не фиксируются в отношении именно представителей ЛГБТ, а правоохранители формулируют это как преступление, совершенное на почве личной неприязни», — рассказал участник фестиваля Александр.
Наши источники в городской милиции подтвердили эту информацию, однако специальную статистику и отслеживание подобных преступлений сотрудники МВД не проводят, поскольку для этого нет никаких законных оснований. Эксперты также отмечают, что из-за сложной ситуации в Украине и боевых действия на востоке государства общество постепенно радикализируется, поэтому одна из задач власти — не пытаться остаться в стороне этих проблем, а, наоборот, способствовать налаживанию диалога между разными слоями населения.
Выпуск газеты №:
№149, (2015)Section
Общество