Перейти к основному содержанию

Охота на «золотые гектары»

Легендарный завод «Большевик» пытаются сделать банкротом, дабы выбросить за пределы столицы
26 июля, 19:12

Последние 15 лет некоторые эксперты считают периодом деиндустриализации Украины: новых промышленных предприятий государство не построило, а вот многих из тех, что были раньше, уже нет. Например, в столице давно уже стали торговыми площадями магазинов цехи таких знаменитых заводов, как «Арсенал», «Дарницкий шелковый комбинат», «Станкозавод имени Горького» и многих других. Теперь, похоже, дошла очередь и до легендарного «Большевика». «Из столицы выселить! Навсегда!» — такой приговор местные власти вынесли этому заводу. Как убыточному, «экологически вредному» и такому, что не внедряет инновации. Кстати, по такой же аргументации вместе с ним за окраину города хотят «перенести» еще почти полдесятка киевских предприятий. Область уже готова для этой цели выделить участки в Броварской, Вышгородской промзонах и за Обуховом. С этой целью осенью прошлого года даже были проведены общественные слушания. На них представители столичной мэрии пытались убедить киевлян, что, мол, промышленность от такого «перемещения» не пострадает, поскольку тот же «Большевик» сейчас пребывает на грани банкротства. Но сами заводчане с этим не согласны, больше — они даже рассказывают о своих успехах. А главной версией «переселения» на предприятии считают земельный беспредел: просто кому- то приглянулась территория предприятия, ставшая нынче «золотой». Ведь стоимость земли, на которую здесь идет охота, известна: до ста тысяч долларов за сотку! А вот приватизировать предприятие, чтобы таким способом заполучить драгоценные гектары, нельзя, поскольку оно входит в перечень тех объектов, которых приватизации не подлежат. Поэтому сейчас тут фактически идет борьба не за завод, а за землю. Кто победит в этом бою пока прогнозировать трудно. Тем временем завод продолжает готовиться к своему 125-летию, которое будет отмечать в конце июля этого года.

«ЖЕЛАЮЩИХ ПОМОЧЬ ПРЕДПРИЯТИЮ ЕЩЕ НЕ БЫЛО, БЫЛИ ТЕ, КТО ХОТЕЛИ ЕГО КУПИТЬ»

О нелегких буднях Киевского завода «Большевик» рассказал его руководитель Виктор Шило.

— Виктор Иванович, это правда, что сейчас предприятие пытаются довести до банкротства?

— То, что завод «Большевик» якобы пребывает на грани банкротства — это всего лишь слухи, распространяемые людьми, которым они выгодны. Особенно абсурдны подобные заверения сейчас, когда уже можно говорить об успехах предприятия. Все последние 15 лет «Большевик» работал убыточно. Когда в марте 2006-го я пришел на должность генерального директора, то на предприятии существовала двухгодичная задолженность по заработной плате, 23 млн. гривен (а вместе со всеми штрафами и санкциями — 39 млн. гривен) составлял долг в бюджет и почти 3 млн. гривен — у пенсионный фонд. А вот взять кредит, чтобы рассчитаться с долгами, завод не может, поскольку он состоит в государственной собственности. Поэтому решили выходить из кризиса только за счет своей хозяйственной деятельности. Благодаря усилиям работников «Большевика» не только удалось сохранить трудовой потенциал предприятия, а и полностью избавится от долгов по зарплате. Сейчас мы вышли на тот уровень, что рассчитываем в ближайшем будущем получить прибыль. Если посмотреть с другой стороны, то предприятие имеет ежемесячный фонд заработной платы 1 млн. 900 тысяч гривен, с этой суммы платим 52 % разных отчислений и налогов. Кроме того, ежемесячно еще отчисляем 500—600 тысяч гривен налога из совокупной прибыли. Если в 2006-ом такова прибыль составляла более 24 млн. гривен в год, то в 2007-ом запланировали ее получить 37 млн. гривен. Это при том, что мы, хотя и принадлежим государству, но не имеем от него никакой помощи — ни финансовой, ни даже из заказами. После более чем десятка лет упадка, сами пытаемся стать на ноги. Единственное от чего нас спасает государственная принадлежность — от приватизации. Если бы не Фонд Госимущества, то завода давно уже б не было. Мы и так потеряли часть цехов, когда «Большевик» передали в Минпромполитики.

— Но, несмотря на имеющиеся успехи, завод все же планируют «выселить» из города.

— Стремления «переселить» «Большевик» совсем не связаны с его финансовыми результатами. Существует мнение чиновников о том, что промышленных предприятий не должно быть в Киеве. Но где вы видели город (особенно мегаполис) без промышленности? Это и налоги, и социальная инфраструктура. Например, мы и сейчас выдаем материальную помощь пенсионерам. Многие люди уже не работают на заводе больше десяти лет, но когда у них нужда, они идут не в мэрию, не в отдел социального обеспечения, а к нам. И мы им не отказываем.

— Как известно, главный аргумент переноса предприятия тот, что оно якобы «экологически вредное». Что можете сказать по этому поводу?

— Перед общественными слушаниями, которые проходили в прошлом году, я пригласил независимых экспертов, которые сделали замеры на территории предприятия и, для сравнения, возле станции метро «Шулявська». В результате оказалось, что возле метро вредных веществ у два раза больше, чем здесь. Это потому, что главными загрязнителями воздуха являются автомобили. Допустим, на этих 35 гектарах, которые сейчас занимает завод, построят 70 «высоток» и в каждой из них будет где-то по 200 квартир. Естественно, это жилье купят далеко не бедные люди, семьи которых будут иметь в среднем по два автомобиля. Таким образом здесь сосредоточатся больше 10 тысяч машин и можно только представить, как после этого ухудшится экологическое состояние в этом районе. А еще завод невозможно перенести с технической стороны и по материальным соображениям. Ведь, как подсчитали специалисты, сам процесс переезда для крупных киевских предприятий может вылиться в сотни миллионов, а то и миллиардов гривен.

— Собираетесь ли вы в ближайшем будущем внедрять в производство инновационные технологии?

— Обвинять нас в том, что мы не используем современных технологий, это как советовать пожилому селянину, который пришел в сельсовет с просьбой помочь вспахать огород, взять в банке кредит и купить себе современного плуга. Сейчас я чувствую себя в образе именно такого деда. Только немного рассчитались с долгами и вовремя начали выплачивать заработную плату, как уже спрашивают: когда будете модернизироваться? Я не против инноваций, но где отыскать на это деньги, если даже не можем взять банковый кредит? Еще не так давно у некоторых цехах были дырявые потолки, через которые шел дождь и мы едва нашли средства, чтобы их отремонтировать. Считаю, что сначала необходимо полностью погасить давнюю задолженность до бюджета (еще осталось 10 млн. гривен), а потом уже думать об модернизации. Если на заводе дела пойдут и дальше как сейчас, то, думаю, что в ближайшем будущем мы сможем закупить некоторую часть современного оборудования. А пока решаем куда перенести сталеварный цех, чтобы освободить территорию для расширения Шулявского моста, где собираются построить транспортную развязку к Евро-2012. К сожаленью, желающих помочь нам решить проблемы еще не было, есть только те, кто не прочь купить завод.

— Как собираетесь отмечать 125-летие предприятия?

— По этому поводу мы ни от кого не ожидаем никаких «пряников». Больше, когда обратились в Минпромполитики с просьбой присвоить двум нашим уважаемым работникам — Михаилу Шедову и Анатолию Губскому звание Заслуженных машиностроителей Украины, то получили отказ. Мотивация такова: за последние годы, мол, у предприятия нету особенных успехов. А то, что завод начал возрождаться и эти люди здесь честно проработали долгие годы — не в счет. И все-таки мы будем отмечать свой юбилей, хотя бы потому, чтобы показать людям, что «Большевик» не только живет, а и поднимается. Уже заказали к этой дате специальную атрибутику, делаем ремонты. Рассчитываем, что этот праздник сработает как психологический фактор. Зная, что завод возрождается, к нему потянется молодежь, рабочих рук которой нам так сейчас не хватает. Сейчас средняя заработная плата у нас составляет 1041 гривну. Это, конечно, ниже среднего уровня по промышленности Киева, но если за год удалось ликвидировать долги, то не за горами и повышения заработков наших сотрудников.

КОММЕНТАРИИ

Как сообщили в пресс-службе Фонда Государственного имущества Украины, инициатива будущего «переселения» завода «Большевик» (как и других промышленных предприятий Киева) принадлежит Киевской госгорадминистрации. С предложением переговоров по этому поводу представители столичной мэрии к руководству Фонда Госимущества (которому принадлежат 100% акций предприятия) не обращались.

В свою очередь заместитель главы Киевской госгорадминистрации Сергей Зимин, который курирует столичную промышленность, от комментариев отказался.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать