Перейти к основному содержанию

Ольга СИДОРЕНКО: «Настоящая благотворительность далека от рекламного спонсорства. Она анонимна»

23 июня, 00:00

Недавно меня пригласили на необычный семинар — там готовили тренеров. Только не спортивных, а, так сказать, — психологических. Программа «Центра «Дебаты», которая носит интригующее название «Практическое право», собрала тренеров со всей Украины, которые уже на протяжении нескольких лет разрабатывают новые методики групповых занятий, помогающие детям разрешать конфликты ненасильственными методами. Как раз перед летними заездами в детские лагеря они «проходили» некоторые новые методики, чтобы летом попробовать поработать с ними, отобрав лучшие. Очень важная психологическая работа с детьми ведется в течение нескольких лет без шумихи: терпеливо воспитываются тренеры, педагоги абсолютно новой для нашей страны специализации, создаются экспериментальные площадки по всей стране, адаптируется зарубежный опыт и разрабатываются оригинальные методики, внедряется настоящая социальная профилактика. И все это — вместе с детьми и для детей, тем самым готовя новое поколение сознательных граждан Украины, которое не будет настолько растерянным перед психологическими сложностями межчеловеческих отношений, как нынешнее.

Заинтересовало меня и то, что деньги на такую деятельность ищутся в очень разных организациях. Соорганизатором этого семинара и его частичным спонсором выступил львовский женский клуб «Зонта», с организатором которого мне удалось поговорить более предметно.

— Пани Ольга, недавно вы создали во Львове женский клуб, отличающийся от многих женских организаций, которых в последнее время в Украине появилось немало.

— Когда на одной встрече я произносила тост за то, чтобы были здоровыми, богатыми и веселыми, на него немецкие коллеги мне ответили: у нас есть другой тост — чтобы вы были здоровыми, богатыми и чтобы у вас было время на веселье. Так получается, что когда ты — здоровый и богатый, у тебя нет времени на то, чтобы быть веселым. Конечно, в этом есть доля шутки. Но Зонт-клуб был создан именно для того, чтобы находить радость общения не только в профессиональном или домашнем кругу.

Клуб создавался не как обычное объединение граждан, а как часть известной международной организации «Зонта Интернейшенл». Это одна из старейших женских организаций в мире, недавно она отпраздновала свое 80-летие. С начала нашего века, когда устанавливались конкурентные отношения, началось бурное развитие капитализма в Америке. Наряду с так называемыми «мужскими», классическими клубами начали появляться и женские. Зонта — это сервисный клуб, основной целью которого является поддержка будущих поколений. Клановость является определенной частью европейского принципа жизни, когда находятся наиболее активные дети, которым взрослые члены общества активно помогают. Зонта — это также организация женщин, которые добились успеха в образовании и бизнесе, которые создают определенную практику поддержки, помощи женщинам-коллегам, имея определенный положительный опыт.

Клубная форма существования негосударственных организаций, общественных объединений не имеет в Украине больших традиций. У нас как только люди объединяются в партию, в организацию, они тут же кристаллизуются в такую тоталитарную структуру, где «во главе» стоит учредитель или президент, и стоит там долго, «пожизненно», жестоко и насмерть. Очень быстро наши общественные организации бюрократизируются, превращаясь в министерства, подразделения, партии и т. д. Клубные организации отличаются тем, что смена главы, президента происходит постоянно. В Зонта- клубе через каждые два года сменяется весь управляющий состав. Трудно добиться власти, трудно быть при власти, но еще труднее — спокойно отказаться от власти. Ибо есть гордыня, и общественная тоже, которую искоренять в себе — это таки подвиг. В теории групповой динамики существует положение: группы в 20 — 30 человек являются наиболее активными и жизнеспособными, поэтому Зонт- клубы не могу быть слишком большими.

Наш клуб не ставит себе грандиозных задач. Мы делаем очень конкретные дела в локальной среде. Этот клуб никем не финансируется, работает от членских взносов. В Украине сейчас, как грибы после дождя, растут общественные организации, но в основном для того, чтобы где-то получить финансирование. В кризисной ситуации — это понятно, но выживают те организации, которые могут трансформировать начальный капитал в такие проекты, которые приносят доход.

Клуб получил признание от городских властей как единственная организация, которая работает за собственные деньги. Поскольку мы объединяем известных, влиятельных людей, они помогают решать немало организационных вопросов. Организовывая некоторые акции, мы ощущали, что можем уже опираться только на тех, кто заангажирован этой идеей. Нет сомнения, что у этих женщин, несмотря на их занятость, есть определенная мотивация и к такому сотрудничеству. Это — огромная ценность, которую нельзя терять.

— Что значит для вас акция, благотворительность в чистом виде?

— Мы поддерживали конкурсы молодых поэтов-детей, мы раздавали подарки в школе, детском доме, поддерживали постановки спектаклей, концертов классической музыки для молодежи. Культура в Украине в большом упадке, хотя у нас есть большие силы, не задействованные в активной общественной жизни, и это то, что требует нашей помощи и активности. Важно также, что «Зонта Интернейшенл» объявляет ежегодно конкурсы — на лучшую бизнез-женщину, молодую девушку от 16 до 20 лет, которая является активной в локальной среде, на лучшую журналистку, на женщину, которая работает в области аэронавтики. Недавно наша львовская девочка выиграла конкурс, который предоставил ей возможность учиться в американском университете, который она сама может выбрать. Первый взнос даст Зонта, а потом, если это действительно талантливый человек, найдутся спонсоры на дальнейшее обучение. В мире так принято, это норма. — Для таких международных клубов спонсорство также является нормой?

— По моему мнению, настоящая «харитативность» далека от рекламной благотворительности типа спонсорства. Это тоже нормально, когда спонсор хочет получить широкую огласку своей деятельности и на этом делает себе положительный имидж. Но есть другая благотворительность, когда человек делает подарок без ожидания чьей-то благодарности. Ведь благодарность — это не хорошее чувство.

— Вы считаете, что благодарность создает определенную зависимость ?

— Да, благодарность — это зависимость. Настоящая харитативность является анонимной. Например, недавно мы получили большой подарок из Франции, но, когда захотели узнать — от кого, нам сказали, «нет, это анонимный взнос, человек это делает для себя, а не для рекламы».

— Как вы складываете в понятия «сервисность» и «харитативность», ведь они являются довольно новыми и необычными для украинского общества?

— В общем смысле — это жертвенность. Для Запада богатые женщины, которые имеет свои собственные замки, корабли, земли, не являются какой-то редкостью. К тому же уже довольно много появилось таких женщин, которых называют self-made woman, т.е. тех, кто создал себя сам. Тот же Зонта-клуб, который начинался с женщин-аристократок, сейчас демократизируется, ибо в него входят такие женщины, которая сами сделали свою судьбу, карьеру, не будучи такими по рождению, по крови. Они привносят в клуб большую активность и открытость.

— А во Львове?

— Кто у нас есть? Интеллигенция, так как это клуб, не связанный никоим образом с политикой, не поддерживает ни политических партий, ни националистических движений. К тому же он не является феминистским. Здесь мы должны определить, что такое современный феминизм в мире и в Украине. Понятно это не то движение, которое было в начале века в Европе и Америке, когда боролись против дискриминации женщин. Но что самое первое делает раб, когда освободится? Он берет палку и убивает хозяина, который его тысячу лет притеснял. В начале любого освобождения возникает острая конфронтация, борьба и различные «измы», так как именно это меньшинство вынуждено доказывать: «мы — лучшие». Эта воинственность появляется, чтобы создать собственные ценности. Это — первый этап идентификации. Но сейчас уже стал непонятным и во многом неприемлемым тезис, что женщины лучше мужчин. Мы — равны с мужчинами, и можем сотрудничать. Конкурентные отношения — это и есть отношения сотрудничества. Я очень горжусь тем, что я определила девиз, философию для львовского клуба Зонта: «То, что нас объединяет, сильнее того, что нас отличает».

— Но почему нет подобных львовскому клубу в других городах Украины?

— Опыт первого клуба довольно труден, поскольку в нашей украинской ментальности нет сильного ощущения, что объединять может большая позитивная сила. Клуб во Львове вынашивался мною семь лет, длительное время мы существовали как группа, которой еще нужно было досказывать, что мы можем быть членами Зонта-Интернейшенл. Это довольно длительный процесс. К тому же есть очень серьезный индикатор: членство в любой международной организации чего- то стоит. Членство в Зонта стоит каждой женщине 50 долларов в год, чтобы организация могла существовать и реализовывать проекты. Когда я создавала этот клуб, мы зарабатывали 7—10 долларов в месяц, а членские все ровно платили. И для европейки, и для американки, и для украинки — сумма фиксированная. Да, нам кажется, что это не совсем корректно, ибо для них 50 долларов — одно, для нас — совсем другое. Но есть довольно сильные аргументы, чтобы поступать так: отвечать целям Зонта может человек, для которого эта ежемесячная сумма не является большой проблемой. Если у меня нет этих денег — я не могу помогать другим. Я могу делать все, что угодно, но не имею морального права быть в сервисной организации. Ибо если меня возьмут на дотацию, то снова будет «игла», раскрывание рта, инфантилизм. Что же касается создания такого женского клуба в Киеве, то столица имеет намного больше возможностей для коммуникации, здесь женщины задействованы в массе других организаций, к тому же принципы ротации кадров приживаются здесь не так быстро, как хотелось бы.

— Давайте мы вернемся к теме зависимости, о которой вы вспомнили бегло. Знаю, этим вы длительное время занимались.

— Это очень трудный и большой разговор, ибо женщины становятся зависимыми, например, от спиртного, намного быстрее и труднее из этого выходят, чем мужчины. Когда я создавала программу в Фонде «Відродження» несколько лет назад, только очерчивая впервые эту тему в Украине, я создала «группу поддержки», определенную среду взаимопомощи, солидарности. В кризисной ситуации боль жизни делается настолько нестерпимой, что необходима определенная «положительная бомба», которая бы взорвалась благодаря доверию, взаимопомощи и расшевелила бы «черную дыру» отчаяния.

Когда мы долго занимаемся зависимостями, мы обязательно приходим к такой теме, как семейное насилие. Работая с детьми, женщинами, я видела, насколько извращены отношения в семье, как долго дети страдают, и нужны очень действенные меры по ликвидации насилия. Кстати, так называется одна из стратегий Зонта. Есть программа, есть гранты, есть направления. Мы написали проект и недавно получили грант на распространение образовательных семинаров, тренингов среди молодежи по всей Украине. Вместе с Украинским союзом психотерапевтов, который является членом европейской ассоциации психотерапевтов, мы работаем над концепцией стратегии. Этот семинар, на котором мы встретились, делаем вместе с программой «Практическое право» центра «Дебаты», имеющих уже тренеров, экспериментальные площадки в отдельных школах, свою методику, которая нам подходит для пропаганды этики ненасилия. Когда нет большого движения социальной помощи, нет многих кризисных центров, нет государственной поддержки, такие действия не являются достаточно эффективными, но мы можем давать в этой ситуации определенные ориентиры, которые создадут условия для появления более широкого социального движения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать