Перейти к основному содержанию

Они уже это видели

Гоголь, Франко, Кулиш и Шевченко... о «харьковских соглашениях»
29 апреля, 19:53

«Все повторялось: і краса, й повторність. / Усе було: асфальти й спориші» — это слова из прекрасного стихотворения Лины Костенко о том, что история знает столько всего, что выдумать что-то новое очень трудно. Мы, конечно, не фаталисты, однако события последней недели до слез напоминают что-то такое, что уже когда-то было в украинской истории. И, наверно, литературная классика не прошла мимо этого в своих произведениях. Поэтому мы и обратились к литературоведам с вопросом: какой фрагмент из украинской или мировой классики вам напомнили последние политические события?

Конечно, литературная классика чему-то да учит. Но люди разные. И по-разному ее читают.

Лично для меня «харьковские соглашения» вовсе не стали неожиданностью. Наблюдая за той примитивно-продажной политикой, которая «успешно» реализовывалась у нас в последние годы, рассчитывать на что-то другое было бесполезно. И это, похоже, не конец. Подобное не раз и не два случалось в нашей истории — Переяславская Рада, разные «прагматичные» соглашения наших славных гетманов, которых Т.Шевченко назвал «Раби, подножки, грязь Москви / Варшавське сміття...» Можно еще вспомнить поиски в 1917—1920 гг. представителями нашей будто бы элиты разных покровителей, в результате чего украинские земли были расчленены между четырьмя государствами. Это, очевидно, у нас ментально запущено.

Я не в восторге от Н.Гоголя как личности, но в восторге от его художественных текстов. Немногие сумели так тонко почувствовать и репрезентовать нашу украинскую душу. Узнав о харьковских «исторических» решениях, я невольно вспомнил «Ночь перед Рождеством». Летит Вакула на черте (!) в столицу российскую, чтобы для своей капризной Оксаны выпросить у императрицы черевички. Иначе — любви не будет. И начихать Вакуле, что его земляки-запорожцы хотят просить у царицы вольностей. Какие вольности, когда нужны черевички! Поэтому лезет он со своей челобитной к царице, отстранив казаков.

Любят наши Вакулы менять вольности на красивые игрушки! Мы ведь «эстеты»! В голову приходят даже не строки Франко: «Народе мій, замучений, розбитий...», а Кулиша: «Народе без пуття, без честі, без поваги...». Дальше цитировать не буду — слишком горькие слова...

Конечно, хочется верить, что народ изменится и будет иметь новых и более удачных руководителей. Но, боюсь, это надежда без надежды (почти по Лесе Украинке).

Еще почему-то (сам не знаю почему) вертится в голове Шевченковское:
«...А щоб збудить
Хиренну волю,
треба миром,
Громадою обух сталить,
Та добре
вигострить сокиру,
Та й заходиться
вже будить.
А то проспить собі
небога
До суду Божого
страшного!
А панство буде колихать,
Храми, палати мурувать,
Любить царя свого п’яного
Та візантійство
прославлять,
Та й більше, бачиться,
нічого».

Страшная украинская анархия, перерастающая в руину.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать