Особая девушка в IТ
Наталия Шкребета, учась в педагогическом вузе и не зная языка программирования, создает яркие компьютерные игры и физкультминутки для детей
27 апреля мир отмечает День девушек в информационно-компьютерных технологиях. Праздник новый, но как напоминание – нужный. Ведь сейчас в этой индустрии работает совсем мало женщин. В Украине, например, от общего количества айтишников это число едва дотягивает до 15%. Но, как говорят эксперты, представительницы прекрасного пола быстрее добиваются успеха в этой сфере, потому что мыслят креативнее и продуктивнее. А их технические продукты всегда востребованы. Подтверждением этому стали ІТ-проекты Наталии Шкребетой. Девушка учится в магистратуре Винницкого государственного педагогического университета по направлению подготовки «Дошкольное образование» и активно использует ІТ-технологии в создании дидактических материалов для обучения детей дошкольного и школьного возраста.
Наталия Шкребета имеет функциональные физические ограничения, она передвигается с помощью костылей и, несмотря на это, активно занимается общественной работой. В декабре 2015 года принимала участие в тренинге от Британского совета «Активные граждане», в прошлом году в феврале была привлечена к участию в проекте «Украинская сеть блогеров по вопросам инвалидности и ВИЧ/СПИДа». Летом 2016 года стала участником летнего лагеря для молодежи с инвалидностью в Норвегии. А теперь проходит тренинги «Информационные технологии Microsoft в помощь учителю. Kodu-визуальный язык программирования». Именно в рамках этого проекта она разрабатывает веб-квесты, методические сайты и дидактические игры. А в свободное время еще и успевает писать стихи.
«Я родилась в небольшом селе Юрченки Летичевского района Хмельницкой области. Когда по окончании школы сказала родителям, что хочу поступать в вуз, они сначала испугались, волновались, смогу ли я самостоятельно передвигаться по городу на костылях, но отказывать не стали. Со временем удостоверились, что у меня все получится, и их поддержка придала мне сил и помогала работать еще больше ради своего развития, – рассказывает Наталия. – Проучившись первые два курса, я поняла, что могу больше, и начала принимать участие в разных общественных проектах, которые связаны с инклюзией людей с инвалидностью в здоровое общество. Вопрос инклюзивного образования не просто важен, он актуален, и им нужно заниматься здесь и сейчас. Когда я была на практике в детсаду, в группе была девочка с синдромом Дауна. Она нуждалась в значительно большем внимании, чем другие дети, но стремилась к знаниям так же, как и остальные воспитанники. Уже тогда я поняла, что нужно искать особый подход к таким детям. Повод появился во время практики в школе для детей с умственными дефектами. Решила разработать с ними сайт их проектов. Разумеется, что над разработкой сервиса работала я, но все наполнение к нему готовили дети. И это был познавательный, творческий процесс и для меня, и для детей».
Язык программирования Наталья не знает, но, работая информационным менеджером-волонтером в общественной организации «Паросток», научилась разрабатывать макеты для буклетов и плакатов, работать с изображениями и облачными технологиями. Кроме этого, в работе с детьми девушка начала использовать визуальный конструктор Microsoft Kodu Game Lab для создания физкульминуток, разработки демонстрационных материалов, дидактических игр для разных этапов урока, в том числе для закрепления материала. Все свои разработки она изложила в научной работе. Сейчас ожидает сертификации собственного сайта по программе Intel, который будет посвящен дидактическим играм и сказкам для обучения детей с особыми потребностями. В основе учебной программы стоит сказкотерапия, потому что именно сказка, по мнению Натальи, помогает ребенку успешно социализироваться и найти выход из любой ситуации.
«Недавно я разработала веб-квест «Галявина казок», цель которого – развить представление детей о вежливости, взаимопомощи, дружбе, научить их находить решение проблемных ситуаций, воспитывать культуру поведения и желание творить добро. О сайте со сказками смогу рассказать только после того, как получу сертификат на пользование. Ориентировочно это будет в июне, но, чтобы заинтересовать, скажу, что своего рода банка жизненных ситуаций, который можно будет активизировать для каждого ребенка, пока нет в Украине, – интригует Наталья. – В будущем я продолжу экспериментировать, буду совмещать обучение детей с ІТ-технологиями, ведь современный учитель должен миксовать все элементы, а не быть банальным и отсталым от времени. Когда дети видят, как развивается их наставник, они стремятся развиваться вместе с ним».
Пример Натальи в который раз подтверждает, что нет ничего невозможного. Никто не думал, и даже она не верила, что сможет учиться в вузе, работать с детьми, разрабатывать сайты и создавать трехмерные дидактические игры. Ее история – это напоминание, что чаще всего барьеры, которые мы ставим, у нас в голове. И если человек захочет, то, несмотря на стереотипы, ограничения и обстоятельства, несмелые шаги со временем принесут смелые результаты.
Section
Общество