Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

От «идеологического воспитания» к продаже педагогического продукта

В «Артеке» состоялся пятый международный конкурс педагогов
12 июня, 00:00

«Артек» как детский курорт зародился не на пустом месте. С целью создания шикарного места отдыха в 1898 году урочище Хазары приобрел один из богатейших людей России, один из учредителей Транссибирской магистрали Владимир Березин. Курорт был создан во многом благодаря предприимчивости и энергии жены Владимира Березина Ольги Соловьевой, которая и продолжила развитие дела после смерти мужа. Построили великолепный дворец — с казино, рестораном, танцевальным залом. Рядом располагались помещение для бильярда, смотровая площадка, хорошо оборудованные пляжи и даже ресторан на скале, находящейся в море. Курорт имел телефонную связь и обеспечивал лечение привозными грязями. Революционные события заставили хозяев бросить начатое дело и уехать за границу.

Молодая Советская республика использовала это место для создания детского оздоровительного учреждения — «Артека». Тогда возникла идея создавать наряду с чисто лечебными детскими учреждениями и оздоровительно-воспитательные комплексы. Многие в этой идее усматривали противоречие в связи с тем, что оздоровление должно проводиться при щадящем режиме, а воспитание предполагает значительные физические и эмоциональные нагрузки. Однако было доказано, что научно-аргументированная учебно-воспитательная работа должна и может способствовать оздоровлению и всестороннему развитию ребенка. Для решения этой проблемы создали экспериментальную базу, где разрабатывались концепции, формы и методы такой деятельности. На первых порах оздоровительный момент имел первостепенное значение, а вот начиная с 60—70-х годов уже превалировала идеологическая программа деятельности детского комплекса. «Артек» стал школой пионерско-комсомольского актива. Путевка была поощрением даже не столько талантливым и высокоодаренным детям, сколько детям лояльным, являющимся активистами пионерских и комсомольских организаций. Пребывание в «Артеке» становилось еще одним дипломом, марочкой для более широкого открытия дверей для будущего карьерного движения.

До 1992 года «Артек» был обычным государственным бюджетным учреждением. ЦК ВЛКСМ утверждал весьма щедрый бюджет, обеспечивающий «Артек» всем необходимым, а также занимался распределением бесплатных путевок. В то время об экономике «Артека» еще речи не велось. Задумываться об этом стали уже в перестроечные времена. До этого «Артек» жил хорошо, зарплаты были выше, чем в других аналогичных учреждениях, не было проблем с финансированием строительства ни с финансовой точки зрения, ни с точки зрения поставок. Первые тревожные колокольчики зазвенели в 1985 году — стало труднее защищать сметы в ЦК ВЛКСМ, и «Артек» впервые почувствовал явление дефицита.

Нынешний генеральный директор «Артека» Михаил Сидоренко в то время был заместителем директора по хозяйственной работе и, чтобы рационально использовать средства на питание, пригласил в «Артек» для компьютеризации этого процесса руководителя фирмы по инженерным разработкам Александра Ешкилева. Фирма, которой руководил Александр Борисович, работала в русле новомодного для того времени движения по развитию центров научно-технического творчества молодежи под эгидой комсомола. Такие фирмы были первыми ласточками частного предпринимательства. Этим центрам разрешали зарабатывать деньги на научных и инженерных разработках. Предприятия не были частными, они принадлежали комсомолу, однако были выведены из госплана, а значит и не нужно было утверждать планы, не было лимитов...

В те годы гремел на всю страну в плане новых хозяйственных отношений офтальмологический центр Федорова по хирургии глаза, который отказался от привычного финансирования лечебных учреждений и стал получать деньги согласно количеству вылеченных больных, то есть оплату по результату. Полученные от государства деньги Федоров тратил по собственному усмотрению на нужды своего центра, выпадая из системы абсолютного регламентирования. Система финансирования Федорова в качестве эксперимента была введена со временем и в народное образование, где финансирование школы зависело от количества учащихся в школе. Когда об этом постановлении узнали в «Артеке», то попытались оформить работу «Артека» так, чтобы деньги получать не по статьям, а по количеству отдыхающих детей с возможностью расходовать эту сумму по своему усмотрению. План этот не реализовали, так как вышел закон о частых предприятиях и пошло акционирование, приватизация — у «Артека» появилась возможность стать предприятием. Теперь можно было продавать услуги по обслуживанию отдыха как на основе госзаказов, так и поставлять путевки в свободную продажу. Александр Ешкилев, заместитель директора по экономике и финансам МДЦ «Артек» рассазывает: «Люди тогда не понимали и не поддерживали эту идею даже внутри «Артека». Понятия продукта, прибыльности, рентабельности, продажа услуг — не укладывались в головах даже у сотрудников «Артека». Все думали, что «Артек» настолько хорош и уникален, что государство всегда будет заботиться о всех его нуждах и не допустит, чтобы у «Артека» возникали проблемы. Приходилось вести разъяснительную работу среди персонала и разрабатывать механизмы новых форм деятельности — думали, как находить покупателя и как определять цену путевки, чтобы сумма не пугала людей и покрывала затраты, как эффективно распределять полученные деньги (расставлять приоритеты, намечать финансовые потоки). Велась большая предварительная работа, а ее результаты оказались очень кстати в 1991 году на момент распада Советского Союза, когда «Артек» вдруг в одно мгновение стал никому не нужен, когда об «Артеке» просто забыли — никакого финансирования и никаких детей! Ведь даже из-за границы раньше детей приглашали в форме благотворительных акций. 1992 год показал, что «Артек», чтобы выжить, должен стать госпредприятием».

В 1992 году Международный пионерский лагерь «Артек» был ликвидирован, а на его месте создан Международный детский центр «Артек» как предприятие с подчинением Крыму. Понятно, что ни о каких государственных деньгах нельзя было даже мечтать, ведь в Крыму, как и во всей стране, было тяжелое положение с бюджетом. Цены на рынке стали свободными — все подорожало. Детей в «Артеке» практически не было, только летом 1993 года удалось добиться получения государственного заказа — оплату Украиной путевок для украинских детей. Цены были ниже себестоимости, но так удалось сохранить коллектив, инфраструктуру. По «Артеку» звонили колокола, вышел даже телесюжет Молчанова об «Артеке» как о кладбище, где все разрушено и восстановить уже ничего не возможно. Для закрепления педагогических кадров в 1993 году при Международном детском центре «Артек» создали Гуманитарный институт, который привлек внимание интересной программой и выгодными условиями обучения. Директор детского центра объезжал всю Россию и Украину в поисках покупателей путевок. Был заключен первый удачный бартерный договор с Башкирией. Однако поиск покупателей оказался не самым сложным делом, гораздо труднее было поломать сложившийся стереотип в сознании — люди не могли даже представить, что путевки в «Артек» могут продаваться. Этот стереотип ломали даже у сотрудников «Артека». А тем временем путевки продолжали поступать в свободную продажу через туристические фирмы. С 1994 по 1996 год Россия купила 600 путевок. В 1995 году родилось понятие — педагогический продукт, и продажа путевок уже перестала восприниматься большинством в штыки. Родителям нужно было представить на понятном им языке сущность этого педагогического продукта. Говорили о том, что ребенок из «Артека» вернется немножко другим — более дисциплинированным, более настойчивым, ему станет легче общаться с окружающими, не говоря уже о море и солнце. Просто море, солнце и воздух — перестали быть привлекательными, так как возник бум зарубежного туризма и «Артеку» приходилось искать пути быть конкурентоспособным на этом рынке. Состоятельные родители отправляли своих детей в Грецию, Болгарию, на Кипр. Было трудно аргументировать, чем в «Артеке» лучше. Тогда придумали целый ряд привлекательных педагогических проектов, которые действуют и по сегодня. Это фестивали киноискусства, детского творчества, всеукраинские спортивные соревнования на приз клуба «Кожаный мяч», школы лидерства, школы выживания и другие... Развитие этих программ решило проблему наполняемости «Артека» в летнее время, а на зимний период еще предстояло что-то придумать. Так родилась идея учительского конкурса. Алгоритм развития идеи был прост — индивидуально ребенка зимой привлечь трудно, группой привлечь легче, а группа — это класс, который может привезти учитель, а учителя можно заинтересовать идеей конкурса. Идея развития педагогического бизнеса и идея развития педагогических инноваций слились воедино в конкурсе учителей — проект перерос коммерческий замысел. В конкурсе принимает участие любой учитель, который привозит в «Артек» в зимнее время своих учащихся по выкупленным путевкам. Потом даются показательные уроки для отдыхающих в «Артеке» своих учеников и учеников артековской школы. В это время организуются семинары педагогического мастерства, обмен опытом, выставки инноваций. Победителям вручаются символические «Золотые глобусы» и премии, достигающие 10 тысяч гривен. Опасения, что экономический интерес конкурса повлияет на его профессиональный уровень, оказались напрасны. Совершенно неожиданно это стало предварительным испытанием учителя на уровень его мастерства — ведь ему должны были не на словах, а на деле поверить родители, спонсоры, коллеги. Из коммерческой операции конкурс превратился в явление, где каждый может найти что- то свое — испытание, семинар по обмену опытом, научную лабораторию, информационную базу или просто профессиональную тусовку. В 1999 году педагоги, принимавшие участие в конкурсе, объединились в международную общественную организацию «Образование без границ», а на пятом конкурсе педагогов в этом году уже происходила и презентация одноименного журнала. Кстати, завершающий этап V Международного конкурса педагогов проходил в конце мая этого года. В конкурсе принимали участие педагоги из Украины, России, Беларуси, Молдовы, а жюри состояло из представителей Италии, Соединенных Штатов Америки, Польши, Грузии, Литвы, России, Украины. Соревновались в педагогическом мастерстве не только учителя общеобразовательных школ, но и преподаватели высших учебных заведений. А специально организованная к конкурсу выставка педагогических идей охватывала еще более широкую географию стран-участниц. В следующем году задумано подключить к участию в конкурсе и педагогов дошкольного образования. В контексте проблем и тенденций образования начинающегося века организаторы Международного конкурса педагогов ставят перед движением «Образование без границ» три основные задачи. Первая задача — работать над созданием единого мирового образовательного пространства. Вторая — способствовать интеграции национальных систем образования в общемировое образовательное пространство. Третья — создавать предпосылки для открытости отечественного и других национальных образований.

Таким образом стало очевидным, что «Артек» не только выжил, но и вполне вписался в современную рыночную экономику государства и предлагает миру уникальный продукт — личностно-ориентированные педагогические технологии для решения одной из важнейших проблем современности — проблемы социализации личности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать