Открыватели космоса: первые...
К 120-летию со дня рождения Юрия Кондратюка
«История когда-то скажет, кто я был и где делся», — написал в последнем своем письме к родным в полтавской тюрьме перед казнью атаман партизанского отряда Надднепрянщины Иван Савченко-Нагирный, один из активных участников украинского восстания в Холодном Яру. Так о себе мог бы сказать и Юрий Кондратюк, который с этим именем и фамилией прошел большую часть своей жизни в страшное время сталинских репрессий.
ДЕТСТВО
21 июня 1897 года в Полтаве в семье Игнатия Бенедиктовича Шаргея и Людмилы Львовны Шаргей родился мальчик, который вскоре был крещен в Свято-Успенском кафедральном соборе, — там малышу дали имя Александр. Судьба оказалась неблагосклонной к Саше Шаргею: когда ему было пять лет, его мать заболела тяжелой психической болезнью, в результате чего попала в приют для душевнобольных, где в 1913 году и умерла. Отец мальчика после рождения сына создал новую семью, а закончил свой земной путь еще раньше — в 1910 году.
Рано став круглым сиротой, Александр воспитывался в семье деда со стороны отца — земского врача Якима Никитича Даценко. Помимо французского, немецкого и латинского языков, которые изучал по-настоящему, мальчик погрузился в литературу по математике, физике, естественным наукам, увлекался также книгами писателей-фантастов. С 1910 по 1916 годы учился во Второй полтавской мужской гимназии, которую закончил с серебряной медалью.
Где-то там, на грани детства и юности, в Саши возник серьезный интерес к инженерному делу. Еще во время учебы в гимназии что-то охотно рассчитывал, чертил, разложив на полу листы ватмана.
ПОД ЧУЖИМ ИМЕНЕМ
В 1916 году юношу без экзаменов зачисляют в Петроградский политехнический институт. Началась новая жизнь! Однако мировая война стала препятствием к последующему образованию. В ноябре того же года, на семьдесят первом дне учебы, Александру Шаргею вручили мобилизационную повестку и сразу же зачислили в школу прапорщиков при одном из юнкерских училищ. Потом был Закавказский фронт, Турция. Прапорщик Шаргей — командир взвода, воевал около года. Когда через год заключили Брестский мир, российская армия распалась.
После октябрьского переворота Шаргея как военного царской армии дважды мобилизовали в Белую армию, но он, не желая участвовать в братоубийственной войне, дважды дезертировал. В любую минуту парня могли арестовать.
Помог случай, который изменил жизнь Александра Шаргея раз и навсегда. Родственники, которые проживали в Киеве, передали ему в местечко Малая Виска (нынешней Кировоградской области. — Ред.) метрику на имя Георгия Васильевича Кондратюка, уроженца Луцка, который, будучи студентом Киевского университета, внезапно умер от туберкулеза. Идею сменить фамилию Александр принял. Это облегчит его жизнь, так как позволит покончить с вынужденной белогвардейщиной. 15 августа 1921 года он таким образом оформил свою прописку в волостном исполкоме: «Юрий Васильевич Кондратюк. Родился в Луцке 26 августа 1900 года».
В метрике, правда, стояло имя Георгий, но в исполкоме не отрицали: по церковным святцам, что «Георгий», что «Юрий» — одинаково. Ну, а новому обладателю документов все же хоть какая-то разница с покойником. Тогда же зарегистрированный житель местечка стал на военный учет, как рядовой — не обученный военному делу. И тут прошу читателя учесть вот какой факт — в первой анкете, не задумываясь, он написал правду: закончил гимназию в Полтаве. Потом это приходилось повторять снова и снова... Такая конспиративная неосмотрительность потом и помогла обнаружить его настоящее имя.
АВТОР УНИКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Длительное время Юрий Кондратюк работал на юге Украины, Кубани, Кавказе, в Сибири, Москве, Харькове. И везде инженер без диплома проявлял творческие амбиции, делал то, что, казалось бы, сделать невозможно.
После на удивление успешной работы механиком зернохранилища на кубанской станции Крыловская в 1927 году мозговитого Кондратюка пригласили в Новосибирск для работы в «Хлебопродукте». Именно тогда он построил в городе Камень-на-Оби знаменитый элеватор «Мастодонт» — самое большое в мире деревянное зернохранилище на 10 тысяч тонн зерна. Громадное сооружение на Алтае построили как типичный русский дом — из круглых колод, которых навалом на берегах сибирских рек. Без использования кирпича, цемента и даже... гвоздей, сэкономив значительные средства! Но именно из-за этой экономии Юрий Кондратюк подвергся жестоким преследованиям сталинского режима: 30 июля 1930 года он был арестован по обвинению во вредительстве в хлебопоставках. 10 мая 1931 года его приговорили к трем годам ссылки (реабилитирован посмертно 26 марта 1970 года решением судебной коллегии Верховного Суда РСФСР из-за отсутствия состава преступления). А элеватор простоял более полувека и сгорел в середине 1990-х годов.
Вместо лагерей Ю.Кондратюк был привлечен к работе в образованном в Новосибирске специализированном бюро №14 для узников-инженеров, которые занимались разработкой оборудования для шахт Кузбасского угольного комплекса.
Именно там Кондратюк случайно узнал об условиях конкурса на эскизное проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции, объявленного Наркоматом тяжелой промышленности. Взявшись за эту работу, он сделал эскизы, осуществил расчеты и отправил их организаторам конкурса. Проект Кондратюка, выполненный в соавторстве с инженером П.Горчаковым, был признан лучшим. В результате нарком тяжелой промышленности С.Орджоникидзе приказал в 1933 году досрочно освободить Юрия Кондратюка и отправил его в филиал Института промышленной энергетики в Харькове доделывать технический проект. В 1937 году на горе Ай-Петри в Крыму началось строительство фундамента ветровой электростанции, однако после смерти Орджоникидзе в 1938 году было решено прекратить реализацию этого проекта, и Кондратюка отозвали в Москву. В последующие два года он занимался проектированием малых ветровых электростанций.
В целом же за свою жизнь, по подсчетам писателя Андрея Подволоцкого, он получил почти 50 патентов и авторских свидетельств.
САМОЕ ВЫДАЮЩЕЕСЯ ДОСТИЖЕНИЕ
Еще юношей, учась в старших классах полтавской гимназии, герой нашего рассказа начал мечтать о полете в космос на Луну. Через много лет в частном письме он откроет то, что было тайной для его родных и близких. Как-то, вероятнее всего летом 1914 году, в его руки попал роман немецкого писателя Бернгарда Келлермана «Тоннель», переведенный на русский. Книга и сегодня производит сильное впечатление. Инженер Мак-Аллан ценой невероятных усилий пробивает под дном Атлантического океана супертоннель, по которому несутся скоростные поезда из Америки в Европу.
Кондратюк потом всю свою жизнь станет подражать неистовому Мак-Аллану. Вот строки из того давнего письма: «...Впечатление от келлермановского «Тоннеля» было таким, что сразу же после его прочтения я принялся прорабатывать, насколько мои силы позволяли, почти одновременно две темы: пробитие глубокой шахты для исследования недр земли и утилизации тепла ядра и — полет за пределы Земли». Правда, вскоре понял: реализовать проект с шахтой невозможно. Поэтому решил полностью посвятить себя давней мечте — полету человека в космос.
Именно в те годы Юрий Кондратюк работал над фундаментальными проблемами ракетного движения, изложив их в своем труде «Тем, кто будет читать, чтобы строить», который увидел свет в 1919 году. Уже тогда наш земляк подал математические формулы движения ракеты в космическом пространстве. В связи с этим важно подчеркнуть, что он их вывел независимо от К. Э. Циолковского и не будучи знаком с его исследованиями. Этим фактически все сказано.
Весьма значимым является и то, что скитания, которые в дальнейшем выпали на долю Юрия Кондратюка, не помешали ему настойчиво разрабатывать идеи освоения космоса, которые захватили его еще в молодом возрасте. И вот чрезвычайно значимый результат — в январе 1929-го на собственные средства в Новосибирске Кондратюк издает книгу «Завоевания межпланетных пространств», в которой была предложена последовательность первых этапов освоения космического пространства и развиты некоторые идеи, сформулированные в первой книге. В ней всего 73 страницы, 6 листов схем и чертежей, но именно она принесла автору мировую славу. Именно здесь он изложил основные идеи, которые потом были реализованы на практике в историческом для человечества 1969 году.
По свидетельству авторитетного историка Владимира Сергийчука, в предисловии к первому изданию своей самой выдающейся книги Юрий Кондратюк отмечал: «Этот труд в его основных частях написан в 1916 году, позже трижды дополнялся и в корне переделывался. Автор надеется, что ему удалось подать задачу освоения солнечной системы не в виде теоретических основ, развитие которых и практическое приложение принадлежат науке и технике будущего, а в виде проекта, хоть и не детализированного, но уже с конкретными цифрами, осуществление которого вполне возможно и в настоящее время для нашей современной техники после серии экспериментов, которые не представляют никаких трудностей. Осуществление это, к тому же, начиная с предварительных экспериментов и каканчивая полетами на Луну, потребовало бы, наскольку об этом можно судить предварительно, меньше материальных средств, чем строительство нескольких больших военных кораблей...» И он прав.
Все это, а также оригинальные проекты космических кораблей, их двигателей, были в 20-30-х годах обстоятельно проработаны Юрием Кондратюком, который стал признанным классиком мировой теоретической космонавтики. И когда американцы решили лететь на Луну, то использовали наработки инженера Кондратюка, который «разработал все детали высадки» на эту планету, «рассчитал все варианты экспедиции по лунной орбите». Напомню, что руководитель программы «Аполлон» Джон Губолт по этому поводу написал в журнале «Лайф»: «Когда я на рассвете 16 июля 1969 года с замиранием сердца следил на мысе Кеннеди за стартом ракеты, которая несла корабль «Аполлон» в направлении Луны, я думал в это время об украинце Юрии Кондратюке, который 50 лет назад разработал ту же трассу, по которой надлежало лететь нашим астронавтам: Боже мой!...»
Преисполненная драматизма жизнь украинского гения завершилась трагически — зимой 1942 года ополченец Юрий Кондратюк погиб в бою с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой. На этом история Александра Шаргея, то есть Юрия Кондратюка заканчивается. Больше никто и никогда, как утверждают его биографы, не видел Шаргея-Кондратюка ни живым, ни мертвым.
* * *
Жизненный путь Юрия Кондратюка — для нас яркий пример, как можно сквозь все испытания судьбы проносить свою мечту и цель, бороться и не сдаваться. Талант изобретателя и талант мужества в высшей степени был присущ этому человеку, проявляясь и в оригинальных разработках, и в жизненных поступках. За это ему память в народе, почетное место в истории и заслуженное уважение.
Выпуск газеты №:
№105, (2017)Section
Общество