«Отличать настоящее украинское от фейкового»
Уже более года члены этномастерской «Коло» отмечают важность создания в Виннице музея народного искусства Восточного Подолья
«Когда-то в одной семье старый отец передал трем дочерям свое наследство с установками сохранить его для потомков. Первая дочь сколько получила — столько и передала, вторая — нажила на своем веку вдвое больше, род ее рос и прославлял родную землю, а третья выбросила отцово наследство как старый хлам. Когда же ее сын спросил: «Мама, а что ты мне оставила?» — женщина не знала, что сказать, потому что, не оставив наследства, не имела и будущего для сына» — так символично изображают важность сохранения народного искусства участницы общественной организации «Этномастерская «Коло». Говорят, что еще несколько лет, и нам уже не будет что сохранять и передавать потомкам, потому что лучшие образцы предметов старины исчезнут.
«Любители украинского народного искусства хорошо знают, что по древней традиции, художественному уровню и глубине символики искусству Восточного Подолья сложно найти равных. Это и не удивительно, ведь местная художественная традиция тянется еще с культуры Триполья. А наше Поднестровье сохранило свою культурную самобытность даже во время «советов» — слишком удалено от центра. И сейчас эта территория — неисследованный космос — архаика сохранена в формах, символике, в обрядах. Сегодня эти сокровища хранят местные ценители. Всякий раз при встрече они задают вопрос: что будет с их достоянием? Действительно, кому достанется это сокровище? — говорит председатель ОО «Этномастераская «Коло» Наталия СЕНТЕМОН. — Именно для того, чтобы сохранить наследие Восточного Подолья, и нужен музей, который позволил бы собрать в одном месте панскую керамику и бубновские миски, бершадские ковры и клембовскую вышивку, стенянские сорочки и подольскую икону, рушники Восточного Подолья и бершадские ковры, — и это лишь несколько названий, которые уже стали настоящей визитной карточкой нашего края. Это тренды, которые можно и нужно использовать для рекламы и промоушна региона. Изделиям наших мастеров восторженно аплодируют в разных странах мира, но в родном городе мы, к сожалению, не можем продемонстрировать единое полноценное собрание произведений народного искусства. Нет открытой экспозиции, которая бы давала возможность составить общее впечатление о народном искусстве, потому что, если турист приезжает в Винницу, он не поедет посмотреть на сорочки в Клембовку, а на керамику к Бубновку, он захочет получить все в одном месте».
«МЫ ХРАНИТЕЛИ, А НЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ»
Наталия Сентемон рассказывает, что на сегодняшний день «Коло» уже имеет десятки уникальных экспонатов, которые стали бы изюминкой музея, если бы он только был! Более того, приобщиться к наполнению экспозиции вызвались коллекционеры, причем не только из Украины, но и из-за рубежа. Среди них бывшая винничанка, а ныне жительница Лондона Елена ОРЕНЧАК. Женщина уже несколько лет собирает коллекцию предметов старины Восточного Подолья, а все потому, что не могла смотреть, как ее земляки с неуважением относятся к своим традициям.
«Четыре года назад попала в мои руки старинная сорочка из Полтавщини, она и привела меня в этот далекий и непорочный мир предметов старины. Сегодня в моей коллекции преимущественно восточноподольские сорочки, и хотя живу я вдалеке от родного края, духовную связь помогают поддерживать именно вот такие вещи, — убеждает Елена. — Сейчас в моем современном гардеробе отшитая шаргородская шерстяная юбка с полоской плиса, полтавская корсетка. Не так давно я воспроизвела восточноподольский каптур. А еще имею несколько старинных тканых ковров и полотен. Все это должно было бы храниться не у меня дома, а в музее, потому что мы хранители, а не владельцы. И как только он появится в Виннице, я передам землякам свою коллекцию, потому что эту красоту должны видеть все, а не единицы. Главная беда в том, что у нас не воспитывалось чувство уважения и гордости к нашему славному прошлому, к истории, к культуре, к семейным реликвиям, потому что, как известно, все начинается с семьи. Я уже не говорю о государстве, о состоянии и роли музеев, библиотек, клубов. Имею надежду, что со временем все станет на свои места, люди поймут и начнут отличать настоящее украинское от фейкового. А когда мы это поймем, то и мир нас будет воспринимать серьезно».
«СРЕДСТВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАМЫСЛА В БЮДЖЕТЕ НЕТ»
Готовы поделиться своими раритетами и супруги-коллекционеры Евгения и Татьяны ПРИЧЕПИЙ из Киева, которые много лет собирали в экспедициях по селам Восточного Подолья аутентичные вещи. Не так давно, кстати, раритетные вышитые сорочки и рушники они подарили в фонды Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара». Был бы в Виннице музей — бесценные подарки получили бы мы. А так приходится любоваться подольскими рушниками в чужих экспозициях. И, похоже, будет продолжаться так еще долго — несколько лет точно, говорит директор департамента культуры Винницкой ОГА Станислав ГОРОДИНСКИЙ. Он соглашается с тем, что музей народного искусства Восточного Подолья должен быть на Винничине, но для его создания нужные средства. Их в бюджете на 2018 год нет.
«Мы инициировали создание на базе бывшего предприятия «Винницакино» этнографического общества для популяризации народного творчества — это один из приоритетов, но средств на реализацию замысла в этом году нет, в бюджет их не заложили, — объясняет Станислав Городинский. — В этом году мы начинаем разрабатывать концепцию будущего музея, который будет расположен в павильоне и под открытым небом, где будут созданы локации для гончаров, кузнецов, вышивальщиц. Но сказать точно, получит ли наш замысел одобрение руководства и тем более депутатов облрады — сейчас нереально».
МУЗЕЙ КАК СПОСОБ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Кое-кто может упрекнуть: а для чего винничанам отдельный этнографический музей? Прежде всего для того, чтобы наши дети в эпоху глобализации имели возможность познать себя, понять, сформировать собственную идентичность. Потому что только это может стать залогом крепкой государственности в будущем. Если мы это не воспитаем в детстве украинцев на собственной истории и традициях — нас ждут следующие «Крымы» и «Донбассы».
«Сегодня Украина, и Винничина в частности, начали активно сотрудничать с ЮНЕСКО, готовя к Списку всемирного нематериального культурного наследия объекты нашего края, что требует полного собрания, всестороннего исследования, систематизации нашего культурного и художественного наследия, — резюмирует Наталия Сентемон. — Музей народного искусства Восточного Подолья и должен стать тем современным многофункциональным научным, художественным, учебным центром, где гармонично объединится культурное наследие и современные образцы народного искусства, где будут действовать интерактивные локации с мастерскими и творческими площадками, где каждый желающий сможет попробовать себя в любом виде народного искусства. Историки и этнографы, художники и мастера, реконструкторы и реставраторы, художники и искусствоведы, музыканты и хореографы, школьники и студенты, дети и взрослые, винничане и гости города, украинцы и иностранцы — те, кому нужен будущий музей. Потому что именно национальная культура в ее широком смысле всегда сохраняла нашу нацию как единый организм с собственным мировоззрением и ценностями, даже в период безгосударственности. История подтверждает, что сохранение национальной культуры — это прямой путь к сохранению государства. Потеряв ее, мы потеряем себя».
Выпуск газеты №:
№18-19, (2018)Section
Общество