Отпуск - отменяется?
Что будет с рынком туристических услуг после карантинаТуризм - это одна из сфер, пострадавших от карантина больше всего. С начала закрытия границ туристическим компаниям пришлось оперативно возвращать граждан Украины на Родину. А туры, которые должны были состояться уже в карантинный период, - переносить на неопределенный срок.
«Сейчас самая сложная ситуация с турами, которые уже были проданы, - объясняет директор туристической фирмы «Киевские фрески», гид Анжела Савченко. - Нужно понимать, как осуществлять переносы, куда переносить, как договариваться с авиакомпаниями. Это самый сложный момент, который нужно пережить. Туроператоры, с которыми мы работаем, в ситуации не виноваты, но они не могут отменить туры и вернуть деньги. Такой возможности не предоставляют ни перевозчики, ни отели. Каждый готов перенести на какую-то неопределенную дату, но не возвращать деньги».
Вести бизнес в условиях карантина для турфирм - невозможно. Чтобы планировать поездки, людям нужно точно знать, когда именно они будут разрешены и сколько это будет стоить. А ответов на эти вопросы пока нет. Как же рынок туристических услуг переживет карантин и как будет выглядеть туризм после пандемии?
ТУРИЗМ - ПО ДВУХСТОРОННЕЙ ДОГОВОРЕННОСТИ
Перспективы туристического рынка в ближайшее время выглядят очень неопределенно. Не секрет, что пережить эту непростую ситуацию смогут не все игроки рынка, рассказывает президент Украинской ассоциации туристических агентств Антон РУДИЧ: «У маленьких операторов - маленькие проблемы, у больших - они значительно больше. У крупных компаний большой штат персонала, огромные депозиты у некоторых авиакомпаний, огромные расходы. Поэтому им карантин переносить еще сложнее, чем малым нишевым игрокам. Потери возможны, и, к сожалению, это отразится на туристах. Если туристы заплатили оператору за тур, он перенесся, а оператор не сможет продолжить работу, то вряд ли он вернет деньги, которые уже перечислили отелям и авиакомпаниям».
Из карантина рано или поздно придется выходить, но никто точно не знает, когда именно. По самым оптимистическим прогнозам, туристический сезон начнется уже в конце лета. Правда, есть и варианты, при которых границы откроют в сентябре, а то и в середине осени. Страны, живущие преимущественно за счет туризма, заинтересованы в открытии границ как можно скорее. Но есть и те, кто занимает категорическую позицию. Например, Канада не собирается пускать туристов, пока не появится вакцина от COVID-19.
«Возможно, государства сами будут принимать решение об открытии воздушного пространства в двустороннем порядке, если у обоих ситуация будет стабильная, - рассказывает Антон Рудич. - Если у нас самих эпидемия не закончится - не будет иметь значение, как будут реагировать другие страны, нас нигде ждать не будут. Как видим, заболевание в странах Европы уже идет на спад. Турция, к сожалению, пока имеет рост заболеваемости. Египет эпидемия не коснулась, но как будут разворачиваться события - еще не понятно. Если смотреть на примеры других стран, активная фаза распространения болезни длится месяц-полтора. Время до лета пока еще есть».
Ко всему, чтобы восстановить транспортное сообщение между странами, а с ним и туристические поездки, все государства должны пересмотреть системы безопасности контроля, в частности в аэропортах. Антон Рудич объясняет: «Система контроля пока не представлена, так как все границы закрыты. Но она нужна будет для пересечения границ во всех случаях, на уровне всех государств. Важно минимизировать риски, ведь никто не захочет завозить к себе инфицированных людей».
УСТАЛОСТЬ СТИМУЛИРУЕТ СПРОС
Когда после карантина предпринимателям позволят открыть рестораны, кафе и непродовольственные магазины - поток клиентов у них, скорее всего, быстро восстановится до прежнего уровня. Ведь привычки и потребность в базовых товарах у людей никуда не исчезли. С туризмом ситуация несколько сложнее. Путешествия для большинства из нас относятся к вторичным расходам. Чем стабильнее наше материальное состояние, тем больше спрос на поездки. Поэтому, даже если границы откроют, отрасль не восстановится в тех объемах, которые были до начала эпидемии. В то же время, Антон Рудич убеждает, определенный спрос на путешествия все же будет.
«Люди выйдут из карантина очень морально уставшими. И именно отдых «все включено» - это то, что им сейчас лучше бы подошло. Вместо стен, которые они видят 24 часа в сутки уже четыре недели, смотреть на море и потягивать какой-то коктейль - это то, что наиболее привлекает. Поэтому мы надеемся, что спрос будет. Правда, не такой, как последние четыре года, когда он рос бешеными темпами», - прогнозирует эксперт.
Как объясняет Рудич, туристический рынок начнет работать, как только станет известно, когда откроют границы. Уже тогда туроператоры смогут строить планы, формировать стоимость и бронировать туры на месяц или два вперед.
БЕЗ МЫЛА, АНТИСЕПТИКОВ И С ДЕРЕВЯННЫМИ ТУАЛЕТАМИ
Пока очень вероятно, что карантин внутри стран завершится раньше, чем откроют границы. Поэтому часть экспертов сферы туризма прогнозируют, что сначала в каждой стране мира будет развиваться внутренний туризм, а уже потом - международный. В то же время украинские представители туристической сферы в этом отношении достаточно скептичны.
Анжела Савченко работает на рынке внутреннего туризма уже 15 лет. По ее словам, главное в работе с людьми - это безопасность. Пандемия, которую переживает мир, диктует свои требования безопасности, которыми наш внутренний туризм вообще раньше не занимался. Госпожа Анжела рассказывает о реалиях, которые европейскому туристу даже сложно было бы представить:
«Самое элементарное, что от нас требуют, - это соблюдение чистоты. Но если бы негласный ревизор проехался по музеям, которые сейчас закрыты, по дорогам Украины, где должны быть санитарные точки, и посмотрел, сколько у нас реально есть туалетов, из которых можно выйти и нормально помыть руки, он был бы шокирован. Например, Батуринский заповедник. При всем моем уважении и длительном сотрудничестве с ним, я озвучу вам наши реалии. Там единственная точка - Дворец Разумовского. Если вы выйдете из цитадели и воспользуетесь туалетом, который находится на улице и в котором дышать нельзя, о гигиене и речи нет. У наших туристов всегда с собой влажные салфетки и антисептики, но этих средств мало. Нету установки на гигиену в рамках государства. За последние 10 лет основное население у нас переехало в города, количество сельского населения уменьшилось, но подход к санитарно-гигиенических нормам у нас не изменился. Наличие туалета, сбитого из досок, для нас нормальное явление на музейных территориях. Это абсурд, но это так».
Также для туризма необходимы законодательно утвержденные правила работы. Например, должен ли быть температурный контроль туристов, и кто его должен осуществлять? Должны ли туристы носить маски? На каких условиях осуществлять автобусные перевозки? Отдельный вопрос и к работе местных музеев.
«Как они будут обеспечивать дезинфекцию помещений? Каким образом и сколько посетителей будут пускать на свою территорию? Заметьте, в большинстве своем музеи не построены с нуля - это здания, приспособленные под музеи. Там уже нарушены допустимые нормы пребывания людей на определенной площади. Например, краеведческий музей в Богуславе - очень мал. Обычно мы все там нормально размещались, но при сохранении дистанции — это будет сложно. Поэтому, на мой взгляд, если внутренний туризм и будет работать, то на уровне индивидуального туризма. Это не будет связано с туристическими фирмами», - резюмирует госпожа Анжела.
Антон Рудич готов дать внутреннему туризму шанс. Но, по его мнению, ситуация будет во многом зависеть от владельцев объектов туристической инфраструктуры:
«Шансы у внутреннего туризма появляются. При этом, если игроки этого рынка повысят цены при отсутствии сервиса, то это решение все испортит. Стоит отметить, что внутреннему туризму сейчас не будет помогать государство. Деньги, которые изначально заложили в бюджет на его развитие, сейчас забрали из-за секвестра. Внутренний туризм не получит 240 миллионов, которые планировались на продвижение и инфраструктурные объекты. Все это придется делать самостоятельно. Это возможно, ведь спрос должен быть. Нужно просто этим правильно воспользоваться. Кто будет более инновационным, будет пытаться модифицировать свой бизнес под карантинные условия, тот и сможет получить выгоду от ситуации».
БАЛАНС СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Путешествовать станет дороже или наоборот, поездки существенно упадут в цене? Однозначных ответов на эти вопросы нет, ведь для обоих вариантов развития событий есть свои предпосылки:
«Отсутствие туристов и падение спроса должно вести к уменьшению цены на услуги, - рассуждает Антон Рудич. - Но, с другой стороны, после карантина туристическая сфера потребует другого качества сервиса в части безопасности, что увеличивает себестоимость. Если в автобусе на 50 человек можно будет возить только 25, чтобы сохранять дистанцию, это увеличит стоимость перевозок, а работать в убыток - нет смысла. К тому же, видимо, не все отели в этом году откроются, кому-то не выгодно будет это делать. Соответственно, уменьшится как спрос, так и предложение. Это может сбалансировать рынок. Но предсказать цены сейчас невозможно».
Будут ли украинские туристы путешествовать за границу или по стране - пока под вопросом. Но сейчас уже можно сказать наверняка, что поток туристов из-за рубежа в Украину существенно упадет. Вопросы безопасности выйдут для иностранных туристов на первый план, а мы пока не в состоянии решить их должным образом. Поэтому ожидать, что кого-то привлекут наши относительно низкие, как для Европы, цены, сейчас не стоит.
Section
Общество