Ответственность по-норвежски: этическое инвестирование в пенсию
В этот раз участники программы «Молодежь изменит Украину» от Благотворительного фонда Богдана Гаврилишина открывают «путь на север» с целью изучения его современного уклада и опыта
Немногие страны способны обеспечить достойный уровень жизни своим пожилым гражданам, ведь по всему свету их достатки под постоянным давлением старения населения, роста его численности, исчерпания природных ресурсов и тому подобное. На фоне этих глобальных сложностей есть единственная страна, которая не просто обеспечивает пенсионерам высокие доходы — она из этических соображений отказалась от формирования пенсий из тех бизнесов, которые не одобряют ее граждане. При государственном пенсионном фонде Норвегии работает Совет по вопросам этики, не имеющий аналогов во всем мире и являющийся примером глобальной ответственности этой страны. Мы имели возможность посетить этот совет (как и с десяток других учреждений Норвегии) во время визита в Осло, где исследовали успешные страницы истории и современного уклада Норвегии, которые можно воспроизвести в Украине.
В Совете нас встретил старший сотрудник Пабло Вальверде, испанец по происхождению и антрополог по образованию. Вспоминается, как на улице, прямо под большими незанавешенными окнами министерского здания, весело шумели дети, играя в футбол. Мы видели их, а они — нас. В целом в скандинавских странах существует своеобразный «культ прозрачности», который повсеместно воплощен в архитектуре и дизайне предметов повседневного использования. Кое-где на верхних этажах этот культ нарушали временные фанерные вставки вместо оконных стекол в окнах, напоминая о взрывах во время теракта двухгодичной давности.
Норвежцы с полной серьезностью отнеслись к нашему визиту: чувствовалось, что они обстоятельно готовились к встречам с нами. Примечательно, что в государственных учреждениях работают преимущественно молодые, амбициозные, высокообразованные и приветливые люди. И главное — они работают, чтобы реализовать свои ценности, которые идентичны ценностям и назначениям учреждений, в которых они работают. Создалось впечатление, что бюрократический аппарат Норвегии — это в первую очередь круг активных профессиональных единомышленников, а уже потом — функциональные конторы.
Пенсионная система Норвегии имеет накопительный характер. Ее суть заключается в том, что часть зарплаты отчисляется на индивидуальный накопительный счет в государственном пенсионном фонде, который десятилетиями приумножает средства своих вкладчиков путем инвестирования в компании, облигации других государств и недвижимость. По достижению вкладчиками пенсионного возраста фонд возвращает им как взносы, так и прибыль. На сегодняшний день фонд является самым большим инвестором Европы, а по всему свету он вложил 720 млрд евро. Чтобы выплачивать пенсии, достаточно распродавать только 4% инвестиций ежегодно. Учитывая то, что этот объем почти приравнивается темпу ежегодного роста инвестиций, будущие пенсии практически гарантированы.
Выполнив свою основную экономическую задачу, пенсионный фонд затронул вопрос высшего порядка — гуманитарного: «А готовы ли мы, норвежцы, своими инвестициями поддерживать те компании, которые игнорируют этические нормы?». Совет по вопросам этики при пенсионном фонде создан именно для недопущения этого. Он заботится о том, чтобы фонд не вкладывал средства в компании, которые производят определенные виды оружия, табачную продукцию, нарушают права человека (детский труд, принудительный и тому подобное), наносят непоправимый вред окружающей среде, являются систематически коррумпированными.
Итак, Норвегия принципиально прекратила инвестирование в мирового гиганта розничной торговли Wal-Mart из-за того, что тот вынуждал своих работников к сверхурочному труду. За непоправимый вред окружающей среде в списке исключенных компаний оказались крупнейшая российская горно-металлургическая компания «Норильский Никель», третья в мире по объемам горной добычи австралийская корпорация «Рио Тинто», а еще 21 производитель табачных изделий, 10 производителей ядерного оружия... Какими бы высокоприбыльными не были эти компании, для пенсионного фонда гуманитарные принципы выше сверхдоходов.
Важно отметить, что Совет никоим образом не преследует цель наказать компанию, отказавшись от ее акций, — она лишь следит, чтобы Норвегия своими инвестициями не способствовала неэтичному поведению таких компаний в будущем. Однако пенсионный фонд может продолжить инвестирование, если компания на его призыв устраняет текущие нарушения и обещает не допускать их в будущем.
ПРОЕКЦИИ НА УКРАИНСКУЮ СОВРЕМЕННОСТЬ
Тезис 1: Солидарная пенсионная система Украины коренным образом отличается от норвежской накопительной. Отечественный вариант является механизмом перераспределения и потребления или так называемой системой проедания средств, при которой потребности современных пенсионеров обеспечиваются не их индивидуальными результатами труда и сбережений, а налоговой нагрузкой на современных экономически активных граждан. В Норвегии же действует механизм инвестирования и экономического роста.
Тезис 2: Украина, к большому сожалению, сегодня не имеет возможности комплексно скопировать успешный опыт Норвегии. Пройдут десятилетия, прежде чем украинская пенсионная система достигнет такого расцвета, когда сможет отказаться от сверхдоходов в интересах этических норм. Кстати, Пабло признается, что вряд ли Совет по вопросам этики мог бы возникнуть в Норвегии без развитой пенсионной системы, которая, к тому же, имеет запасной парашют — самые большие в Европе залежи нефти и газа.
Тезис 3: Однако мы можем и должны копировать ответственность по-норвежски. Ответственность, которая начинается на индивидуальном уровне и расширяется вплоть до всемирного масштаба, — вот что мы увидели там и что может стать основным ингредиентом в воспроизведении норвежского рецепта развития в Украине. Наибольшая ответственность норвежцев заключается в том, что, найдя огромные залежи энергоресурсов, эта небогатая аграрная страна сделала их достоянием всех граждан, рожденных и нерожденных. Локальная их ответственность — в экономной добыче и направлении средств на энергоэффективность, снижении зависимости от традиционных топлив и сохранении окружающей среды, что способствовала превращению экономики в наукоемкую и инновационную. А примером глобальной ответственности являются нормы этического инвестирования по всему миру. Наконец, норвежцев не останавливает тот факт, что вклад только их страны, да еще и такой небольшой, мало что меняет в глобальных финансах. Они так поступают, потому что ответственность — это их принцип. Так же и нас, украинцев, не должен останавливать тот факт, что наша индивидуальная ответственность вряд ли что-то быстро изменит в масштабе всего государства. Вероятно, следует сначала возвести ответственность в ранг принципа, а не воспринимать ее в контексте досягаемости цели или индивидуальной целесообразности. Итак, за вдохновением и идеями держим курс на север.
Выпуск газеты №:
№159, (2013)Section
Общество