«Параллельный мир»
Псевдонищие отбивают у украинцев желание помочь даже тому, кто действительно попал в трудное положение
Накануне Нового 2006 года, возможно, самое время вспомнить о тех наших соотечественниках, для которых в нынешние времена «либерального кучмизма» новогодние праздники имеют несколько другую тональную окраску. Речь идет о «параллельном мире», который словно в кривом зеркале отражает современные украинские социальные и экономические трудности. Этот «параллельный мир» всегда с нами — на киевских улицах, на вокзале и даже в «подземелье» метро. Его часто пытаются не замечать или игнорировать, но от этого он не рассасывается и не исчезает сам по себе. Проблемы и жизнь тех, кто находится в «другом измерении», остаются рядом с нами. Чаще всего мы сталкиваемся с этим миром в вагонах метро. Хочешь не хочешь, а поневоле сталкиваешься с теми, для кого нищенство стало прибыльной «профессией».
Метро. Человеческий поток стремительно выносит на платформу. Мгновения ожидания — и поезд подземки несет тебя в избранном направлении. Удобное средство передвижения стало еще для некоторой категории наших сограждан средством зарабатывать на сочувствии к человеческому горю. Что-то вроде бизнеса, если мерить современными мерками. Пока проедешь свои 5— 7 станций к центру города, то кроме настойчивых и надоедливых продавцов печатной продукции желтой прессы, которые шмыгают по вагонам друг за другом, и коммивояжеров всяких мелочей типа 4 батареек за одну гривню, «новейшей» карты Киева, неправдоподобно дешевых авторучек и фонариков или русскоязычного женского журнала «Единственная», который вам каждый раз пытаются навязчиво всучить по цене нескольких гривен, обязательно несколько раз успеешь столкнуться с «профессионалами подземки», лица которых мелькают перед вами день за днем калейдоскопом театрального действа.
Так за седым типом с орденскими планками ветерана Второй мировой войны, который изо всех сил пытается скрыть за стеклами черных очков свое видимое уголовное прошлое и по возрасту явно не дотягивает до ветеранских лет, по вагону шагает человек, который изо всех сил пытается эмоционально усилить уродливое выражение идиотизма на своем лице, чтобы вызвать жалость у зрителей этой транспортной импровизации. Неумело перекрашенные «блондинками» цыганки на ломаном украинском языке с сильным закарпатским акцентом просят подать на очередную операцию ребенка, которого крепко держат на руках как атрибут наглядной правды их очередных выдумок. Псевдослепой, который, видно, только недавно прошел ускоренный курс переобучения по избранной «специальности», хотя и делает вид, что спотыкается, с большой «натугой» перемещаясь между рядами ног, туловищ и сумок, едва выйдя из вагона быстро оглядывается по сторонам, мгновенно оценивая ситуацию, перед тем, как перейти в следующий вагон подземного поезда.
Цыганята всех возрастов часто «работают» в паре, то внезапно становясь на колени перед тем, с кого надеются «выбить» несколько монеток, то наспех хватая грязными руками за полы того, кто, как им кажется, может не выдержать подобного психологического прессинга и, наконец, капитулирует. Алкоголик на костылях, в защитной униформе, от которого несет за несколько метров вчерашним перегаром, выдает себя за искалеченного судьбой «афганца». А вот молодая женщина толкает перед собой коляску с притворно парализованным человеком, который в перерывах между «работой» на четко определенных «транзитных станциях» периодически встает, чтобы размять онемевшие от часов «параличного» позирования ноги.
Однако существует и другая категория попрошаек. Это — «квазимоды» от природы или искусственно искалеченные для большей прибыльности нищенского «бизнеса» лица. Они то передвигаются на костылях, то просто шагают, сгорбившись, выбрасывая одну ногу в сторону, как это делает «девочка-паук», у которой одна нога вдвое короче другой, но она умело вприсядку перемещается через все пространство вагона.
Нет сомнения, что попрошайничество в условиях столицы превратилось в прибыльную индустрию, а попрошайничать в метро, при условии, когда пассажир ни в коем случае не выйдет раньше нужной ему станции, предоставляет дополнительные возможности выбить слезу сочувствия у доверчивого гражданина. Время от времени «коллеги» собираются вместе и пр оводят что-то вроде «планерок». Так, на станциях, близких к железнодорожному вокзалу, часто можно увидеть нескольких «колясочников» с «поводырями», которые, как видно, бойко обсуждают детали текущего «рабочего дня» и делят между собой зоны влияния. Цыгане собираются кагалом ближе к конечным станциям в западном направлении. Здесь «ЦеУ» более четкие и категорические: план по сбору денег должен быть непременно выполнен, никакие смягчающие обстоятельства или объективные причины высоким «руководством проекта» во внимание не принимаются.
Попрошайничать посылают маленьких детей, нанимают старых бабушек, которых пассажирам трудно будет заподозрить в обмане. Между тем места для просителей разделены «корпорацией старцев» таким образом, что тот, кто имеет право, например, проводить свою попрошайническую деятельность на станциях от «Святошино» до «Берестейской», ни в коем случае не осмелится посягать на «чужую» территорию на станциях «Шулявская», «Политехническая» или «Вокзальная». Не говоря уже о возможности «работы» на Левом берегу или о передвижении без «договоренностей» на двух других линиях киевского метрополитена. Делается это, очевидно, с целью недопущения параллельного появления одновременно двух попрошаек в одном вагоне и поезде метро. Также график передвижения по вагонам имеет свою четкую регламентацию и прописанные правила. Просить милостыню можно, начиная только с «хвоста» поезда, перемещаясь из вагона в вагон в его «голову». И если кто-то когда-то нарушит правила «профессиональной этики» и войдет в вагон, где уже «работает» его коллега, то такой «специалист», по неписаным правилам, должен оставить «поле профессиональной деятельности», чтобы не мешать своему коллеге продуктивно «работать». Интересно, что достигнутые договоренности эта своеобразная «нищенская корпорация» соблюдает очень точно, жестко и скрупулезно. Поскольку, очевидно, их несоблюдение влечет за собой серьезные санкции для нарушителей установленной «нищенской конвенции».
Летом появляется значительно меньше «парализованных» колясочников. Во время массовых отпусков киевлян закарпатские цыгане, видимо, также решили взять тайм-аут на июль-август и «отдохнуть» перед открытием очередного прибыльного сезона осенне-зимнего попрошайничества 2005—2006. Но в декабре все массово вернулись на свои прописанные «рабочие места». Можно не сомневаться, что у «профессионалов подземного попрошайничества» особенно много «работы» будет накануне Нового года и Рождества. Наплывы нищенствующих в киевской подземке, вероятно, имеют все же циклический характер. Но основная «путина» приходится на осенне-весенний период, когда попрошайничать в других регионах страны не очень рентабельно и прибыльно, а столичный метрополитен, в силу своей комфортности и защищенности от уличного ненастья, является практически идеальным местом для подобного рода попрошайнического «бизнеса».
Явная и нескрываемая циничная спекуляция на имитации человеческого горя и нашей доверчивости в столице приобретает солидные и откровенно централизованные масштабы. А учитывая, что «импровизации» с «парализованными» и тому подобные «миниспектакли» «подземного театра» при участии квалифицированных актеров метро не рассчитаны на долговременную перспективу и должны время от времени обновляться, то поиск и детальная театральная разработка для правдоподобного воплощения желаемых сценических образов, которые должны выглядеть вполне реалистично и неподдельно и, наверное, разжалобить, обезоружить и обезденежить вынужденного «зрителя», уже выполняется другими людьми, которые находятся за кулисами этого импровизированного действа.
Безусловно, что «бизнес» на попрошайничестве поставлен в столице на широкую ногу. Сочувствие из доверчивых сограждан «выбивается» всеми доступными и недоступными методами и средствами. Обнаглевшие импровизаторы не гнушаются ничем, чтобы расшевелить сердце и кошелек пассажиров, которые на некоторое время стали заложниками их жадности к «легким» деньгам. Однако с течением времени пассажиры метро все меньше и меньше стали давать «на лапу» непрошеным иллюзионистам.
Размышляя над метаморфозами трансформации сочувствия, нельзя не заметить того, что псевдонищие своим бесстыжим обманом и неприкрытым нахальством отбивают у украинцев желание помочь тому, кто в тяжелую минуту своей жизни действительно попал в затруднение, из которого самому выбраться невозможно. В Украине всегда сочувственно относились к тем, кто попал в беду. Путникам в селах помогали с харчами и ночлегом на ночь. Бедным, блаженным, калекам, немощным, старым, сиротам непременно оказывали посильную помощь. Атрофировать же чувство сочувствия в последние годы очень таки помогли псевдонищие и псевдопогорельцы, которые наводнили нашу столицу во времена «радикальных экономических реформ» режима Кучмы и так и не исчезли из нее после прихода к власти команды Президента Виктора Ющенко. В то же время те, кто по-настоящему нуждается в нашей помощи и поддержке, могут так ее никогда и не дождаться.
Поэтому, возможно, стоит- таки изменить сами критерии нашего сочувствия? И когда мы видим высохшую и пригнутую к земле годами и тяжелыми условиями отечественной действительности старушку, которая застыла с протянутой рукой в подземном переходе, прося на кусок хлеба, то, возможно, стоит-таки подать ей пару копеек. Не забывая о том, что когда-то и она была молодой и сильной, но неумолимая судьба распорядилась так, что под конец жизни пришлось протягивать к людям руку. Изгоями общества не рождаются, такими их сделала наша современная жизнь. Так, возможно, всем нам все же стоит быть более разборчивыми в милосердии — но и более милосердными?
Выпуск газеты №:
№240, (2005)Section
Общество