Паскуале ТРИДИКО: «Интеграция должна включать интеллектуальную мобильность»
Преподаватель европейской экономики в Римском университете La Sapienza — о проблемах и перспективах привлечения украинцев в пространство ЕС
Паскуале Тридико (Pasquale Tridico) является доцентом и преподавателем европейской экономики в Римском университете «La Sapienza». Кроме того, он преподает, в качестве приглашенного лектора, экономику труда, макроэкономику в университете «Roma Tre». Работает в проекте ЕС с рядом европейских университетов, исследуя социально-экономическую модель развития Европы. В настоящее время является Генеральным секретарем Европейской ассоциации эволюционной политической экономии European Association for Evolutionary Political Economy (EAEU). Его основные научные интересы сосредоточены на институционной экономике, экономике переходного периода и европейской интеграции. В 2004-м он получил степень кандидата экономических наук в университете «Roma Tre», защитив диссертацию на тему «Институционные изменения и функционирования экономики в странах с переходной экономикой: на примере Польши». В ноябре 2012 года запланирована его встреча в Национальном университете имени Тараса Шевченко, где господин Паскуале будет представлять новую книгу «Институты человеческого развития и экономического роста в странах с переходной экономикой» (Palgrave: London, 2011) о преобразованиях и развитии в бывших коммунистических странах, в том числе и Украине. Автор надеется на продолжение научного сотрудничества с этим университетом и другими украинскими вузами и подписание двусторонних соглашений. Находясь в Украине, господин Тридико ответил на вопрос «Дня».
— Господин Тридико, в круг ваших научных исследований входят как Украина, так и Польша. Наверное, приходилось слышать, что украинскую экономическую ситуацию часто сравнивают с польской, но 15—20 лет назад. По вашему мнению, действенен ли польский сценарий «трансформации» для нашей страны? Какой метод будет больше всего соответствовать реформам в Украине?
— Если мы говорим о переходе от плановой к рыночной экономике, первые данные, которые принимаем во внимание, — ВВП страны в начале переходного периода по сравнению с текущим. В случае с Польшей, в 1989-м (год старта «трансформации») ВВП составлял 100 единиц, а на сегодняшний день ВВП — ориентировочно 170 единиц. Таким образом, Польша увеличила свой ВВП приблизительно на 70% с 1989 года, что не так много, но является одним из лучших показателей среди бывших коммунистических экономик. Намного эффективнее была «трансформация» Китая: с 1989 года ВВП в этой стране вырос почти на 300%. Украине переход удался более драматично, он один из наихудших среди бывших коммунистических экономик: от ста начальных единиц ВВП в 1989 году (тот же показатель, что и в Польше) до нынешних ориентировочно 75. Это не единичный случай, потому что в том же лагере оказались Молдова, Грузия, Таджикистан, Киргизстан, Россия, Сербия, Босния и Герцеговина. В целом, проблемы в этих странах вызваны скорее факторами политическими, нежели экономическими. Переход был затрудненным, замедленным и неустойчивым либо плохо управляемым. Коррупция пронизывает общество. Средний класс был очень сжат между богатыми и бедными, и, как следствие, гражданское общество и стойкая демократия не образовались. Все это не способствует экономическим преобразованиям, соответствующие реформы не введены в действие, а экономическое развитие на самом деле не произошло. Однако сегодня наиболее острые проблемы бывших советских республик заключаются в: сильной политической напряженности и фрагментации, расширении олигархической экономики, коррупции и неэффективности верховенства закона, к тому же инертности к изменениям в обществе. Кроме того, отсутствие больших изменений в тяжелой промышленности, сельском хозяйстве и военном секторе. Все это для Украины, часто в сочетании с сильной политической зависимостью от России, которая идет не на пользу реформам, делает очень тяжелым переход к рыночной экономике и устойчивому процессу развития. Поэтому, на мой взгляд, путь к лучшему развитию Украины сегодня — через преодоление вышеупомянутых факторов.
— Вы читали лекции в университетах Европы, кроме того, имеете опыт организации конференций и экономических школ. Что можете сказать о перспективах сотрудничества с украинскими коллегами в образовательной сфере?
— Культурные достижения, образование, инновации, к тому же международные обмены являются ключом к успеху во время переходного периода. Гражданское общество, демократия, экономическое развитие и улучшение образования, несомненно, вызывают прогресс. Молодые люди с помощью культурных обменов могут учиться и получать новый опыт, создавать новые социально-экономические модели, лучшие практики и имплементировать их у себя дома или же по крайней мере подталкивать страну к осуществлению преобразований. Они могут делать то, что предыдущие поколения не делали в плане реформ.
Также сегодня много людей в Украине имеют хорошие возможности учиться, в частности в пограничных странах Европейского Союза. В ЕС существует множество программ обмена, способствующих мобильности молодежи, и Украина должна быть активной в этих проектах. Отмечу, что пограничные страны, как Польша, могут иметь решающее значение для того, чтобы дать возможность украинским студентам учиться в ЕС и быть участниками таких программ, как Эразмус (Erasmus), Леонардо (Leonardo), Сократ (Sokrates) и тому подобное.
Политика ЕС должна быть более ориентированной на помощь и содействие таким странам, как Украина, которая, считаю, в скором будущем может стать новым членом ЕС. Университетские обмены позволяют людям открывать новые культуры, а также заставляют идеи циркулировать. Это ускоряет прогресс. В то же время украинские университеты должны быть более открытыми к двусторонним соглашениям с членами ЕС, чтобы украинские студенты учились в ЕС и пользовались возможностью улучшить знания. Бесспорно, украинские профессора и университетские исследователи должны сотрудничать с коллегами на Западе. Конечно, экономические ресурсы могут быть ограничением для украинских вузов, однако это можно преодолеть.
— В этом году вы впевые приехали в отпуск в Крым и во второй раз посещаете нашу страну. По-видимому, до того уже имели определенное сформировавшееся мнение относительно нее. Интересно, как рассказывают об Украине, к примеру, в Италии?
— Я люблю путешествовать по Восточной Европе, во-первых, потому, что знаю места Западной Европы и хочу знать больше. Во-вторых, потому что, начав свою докторскую в 2002 году, был участником учебного путешествия в Польше и России. Потом изучал польский язык и эмпирическую часть своей кандидатской работы сделал в Польше. Мои научные интересы направлены в сторону исследования интеграции и развития Европы, и эта интеграция должна включать Украину. Чтобы улучшить взаимопонимание и знание друг о друге между Украиной и Италией и в целом ЕС, путешествие имеет решающее значение. Иногда люди на Западе очень мало знают о странах Востока, и это не способствует интеграции. В Италии и в целом в ЕС есть много украинских мигрантов, которые ценятся как работяги. Впрочем, этого недостаточно, чтобы способствовать интеграции. Интеграция должна включать интеллектуальную мобильность. В Риме, в крупнейшем университете в Европе «La Sapienza», у нас есть очень хороший департамент по исследованиям славистики, где студенты изучают также украинский язык, литературу, историю. Преподаю там, поэтому имел возможность встречаться с пани профессором Оксаной Пахлевской, которая является еще и настоящим профессором в продвижении всего украинского. Нам нужно больше подобных инициатив. Мы должны выпускать больше магистров и докторантов, которые исследуют тему украинистики. Чтобы это реализовать — необходимы дополнительные ресурсы, правительственным чиновникам и международным организациям следует финансировать и поддерживать больше таких проектов, стипендий и программ сотрудничества.
Выпуск газеты №:
№171, (2012)Section
Общество