Первые месяцы в Евросоюзе
Заметки о путешествиях в Польшу как повод поразмыслить о собственном житье-бытье
БЫЛ МЕСЯЦ МАЙ
Из Львова в Жешув на заседание украинско-польской торговой агро- промышленной палаты приехали 20 человек. Все — люди занятые, имеющие свой бизнес и, как водится у нас, оставляющие его без присмотра неохотно. Однако время на поездку выкроили, ибо в Польше каждый имел свой интерес, а вернее общий интерес в дальнейшем развитии палаты. Институция, созданная еще в 95-м году и какое-то время активно действовавшая (многие совместные предприятия на Украине — плод именно ее деятельности, как и множество контрактов, налаженных связей, поездок культурного плана), из-за множества причин приостановила свою работу более чем на два года. Теперь нужно было восстановить контакты, но уже на новом витке. Для украинцев — как организации, сотрудничающей с предпринимателями страны, вступившей в Евросоюз. Без исключения все украинские соучредители палаты хотели возобновления ее деятельности, причем с польской стороны тоже была проявлена инициатива. Каково же было удивление, когда на заседание пришли двое польских представителей и все намеченные планы по сути сорвались. Заседание было перенесено, и у всех настроение по этому поводу было никакое…
Президент палаты пан Тадеуш Зябро пожимал плечами: «Я и сам удивлен. Однако сегодня у польских бизнесменов столько проблем, что не перечесть. Взгляды их обращены на Запад, нужно торопиться, чтоб заработать на разнице цен, возникшей после вступления в Евросоюз. У восточной границы Польши цена на товар может быть одной, а у западной — намного большей. Такое обстоятельство заставляет крутиться в ускоренном темпе. Бизнесмены работают круглыми сутками. Их можно понять. Дайте срок, все наладится и в наших, польско-украинских отношениях…»
Был месяц май. Польша только что стала полноправным членом Евросоюза. Газеты пестрели заголовками о повышении цен, о проблемах, которые стоят перед страной, о новых сложностях и открывшихся перспективах.
Киоскер, грустно усмехнувшись, сказал: «Ах, пани, с каждым днем все сложнее жить. Не знаешь, как уложиться даже с нашими скромными потребностями в скудную пенсию. Вроде бы и небольшое повышение — на 10-20 или даже на 3-5 процентов, но ведь, как правило, покупаешь хоть что-то да каждый день, и выходит что суммарно расходы сильно увеличились. Но что самое печальное, на этом цены, как уверены все поляки, не остановятся». Он ткнул пальцем в «Газету виборчу», где сравнительная таблица цен информировала о состоянии продовольственного рынка «до» и «после», и резюмировал: «Мы уже со своей старухой, верно, и не дождемся благодатных времен. Лишь бы нашим детям когда-нибудь стало лучше. Только моего имени не называйте. Не хочу проблем. В моем возрасте, знаете ли, другую работу не найти».
К сведению читателей: минимальная пенсия — 700 злотых, это приблизительно 175 долларов, а пособие по безработице составляет 500 злотых, то есть 125 долларов.
В этот же день удалось побеседовать и с другими людьми, в частности, бизнесменами, высказавшимися еще резче: «Если бы знали, как изменится Польша, вообще не голосовали б за вступление в Евросоюз…» Это были фермеры, как известно, именно они принадлежали к той части населения, что более всех была недовольна переменами, произошедшими в мае.
А для меня, практически туристки (работа сорвалась, заседание палаты не состоялась), Польша осталась прежней — те же цветы на всех балконах, у всех домишек, и даже на старых сараях висят горшки. Те же пирожные в цукерне гостиницы «Жешув», где все львовяне всегда берут домой «Наполеон» и сырник. Тот же удивительный вкус, только дороже стали — сахар в Польше вырос в цене дважды. Поэтому решила, что испеку сама. Не стала брать и иные гостинцы, к примеру мясо — прежде свинина была 3,2 злотых, теперь — 6, цыплята были 4, а ныне — 7,4. Если учесть, что килограмм телятины в Италии или Германии стоит 14 злотых, а в Польше стал 5 (а был вообще 3,5), каким же все это будет в следующий приезд?..
Рассказывая в автобусе, по дороге домой, друг другу о гастрономических наблюдениях, иронизировали над своей колбасной философией. Мыслить, дескать нужно глобально, о высшем смысле бытия, о сверхзадаче. На том и порешили. Но ужинать, хоть еле дотянули, все же стали уже на своей стороне. Так значительно дешевле.
ЛЕТОМ ДЫШИТСЯ ЛЕГЧЕ...
Когда же институт «Мосты на Восток» организовал для журналистов новую поездку — в июле, отчетливо стало видно: польский бизнес изменил свое отношение к вступлению в Евросоюз в положительую сторону. В категорию особенно довольных перешли… именно фермеры. Они, как оказалось на данном этапе, получили больше всех дивидендов. Судите сами: за каждый гектар обрабатываемой земли у них открылась возможность получать ежегодно не облагаемых налогом (!) 500 евро. Правда, еще не все воспользовались таким правом, пугает сбор документов, которые в одной руке еле удержишь. Но 75% по Польше — таков показатель сельских жителей, которые все-таки преодолели все бюрократические барьеры. И утверждают: игра стоит свеч, ибо к этой сумме еще можно прибавить дополнительную плату за ведение сельхозработ на неплодородных землях — до 15% от каждых 500 евро. Если покупаешь трактор или комбайн, то положенная государством дотация составляет 50% стоимости техники. Это, как утверждают специалисты, до недавнего времени, пока существовала программа САПАРТ, а сейчас вступают в силу гранты, позволяющие возместить до 75% стоимости машин. Для особо одаренных, то есть тех, кто решил серьезно потрясти Евросоюз, существует и такая интересная новация: если ты достиг 55-летнего возраста, то свои земли можешь передать молодому соседу или сыну, что, как правило, и происходит, и получаешь пенсию 1200 злотых до наступления пенсионного возраста, 65-ти лет. Затем ты будешь получать положенную тебе по закону пенсию, которую заработал в течение жизни. Какой она будет через 10 лет, известно лишь Господу Богу, может быть, что и приравненной к средней по Евросоюзу.
Особое внимание — к экологическим проблемам, лесопосадкам, условиям санитарным и ветеринарным: там тоже есть свои накрутки на каждый гектар обрабатываемой земли. Выполняешь условия — получаешь дотационные денежки. Кроме того, можно получить на развитие хозяйства кредиты. Как для нас, под смешные проценты — 1-2% годовых. Причем многие работают по такой схеме: 50% от суммы, заложенной в смету, получают как дотацию на развитие, по какой-нибудь из программ, а 50% берут в банке, как кредит. Согласитесь, условия царские.
Но довольны крестьяне не только дотациями, а и повышением цен тоже, потому что мясо у них ныне покупают по ценам возросшим. В Европе крайне озабочены, а Польша этому удивлена и рада, ибо существует конкретный бум на польское свежее мясо. Оно, как оказалось, не просто дешевле, а и значительно вкуснее, при этом экологически чище, чем на западе. То почему бы не ехать и не скупать хороший товар? Польза от этого всем.
А вот с колбасами, копченостями пока еще проблема. Предприятия, занимающиеся переработкой мяса далеко не все имеют европейский сертификат, дорога к нему долгая, непростая, но, что интересно — бесплатная. У нас же за такое удовольствие, не сомневаюсь, потребовали бы сумасшедшей платы, различных справочек для справочек, каждая из которых имела бы цену легальную, по квитанции, и нелегальную — ту, что без квитанции, но для скорости хождения бумаг и для отсутствия, как говорят поляки, «заворотов головы».
Товары же, давно вышедшие на европейский рынок, — это, как правило, польская косметика, молочные изделия и несколько предприятий, занимающихся пошивом одежды и обработкой древесины. Теперь такую продукцию еще проще экспортировать на европейский рынок, потому что отошли таможенные пошлины. Интересно, что кое-какие товары в Польше, именно благодаря отсутствию таможенных преград, подешевели. В первую очередь, это дорогой и качественный алкоголь известных торговых марок. А вот, что сильно подорожало — так это строительные материалы, сигареты, кофе и бензин. Последнее, впрочем, не зависело от вступления в Евросоюз. На этот товар мировой рынок устанавливает свои цены.
Что положительно, Евросоюз не настаивает на так называемой гармонизации налоговой ставки. В каждой стране свои порядки, и пока что этого будут придерживаться. Самые высокие налоги, к примеру, в Германии (38,29%), Франции (34,33%), где именно и настаивают на гармонизации. Польше это, честно говоря, ни к чему, здесь 19%, самые же низкая ставка на Кипре — 10%. Дебаты на этот счет могут длиться долго. В Европе, кстати, чтоб что-нибудь да изменить, нужно не один пуд соли съесть и времени истратить массу. К примеру, дискуссии о повышении акциза на горючее затянулись аж на семь лет. Все это, конечно, свидетельствует о стабильности, о том, что если один раз отрежут, то семь раз перед этим отмерят. Но именно этот аргумент приводят и те, кто утверждает, что скорых изменений к лучшему для простого смертного не будет. О повышении пенсий, самом значительном вопросе, пока что молчат, как и о стипендиях. Впрочем, у студентов из малообеспеченных семей появилась надежда. Пока что на районном уровне идет опрос, сбор информации о молодых людях, живущих в семьях, где доход на одного члена семьи меньше 54 злотых. Им, поговаривают, будут доплачивать из государственного кармана. У студентов и иных возможностей достаточно — в Интернете масса адресов, по которым можно найти гранты, принять участие в конкурсе. В конце концов — уехать учиться за границу, где учебу можно легко сочетать с работой. Кстати, очень многие этим летом уехали, к примеру, в Англию или Ирландию на заработки. Сегодня поляков охотно берут на работу — легальная рабочая сила, и они с успехом вытесняют на этом рынке украинцев. В письмах близким граждане Украины со слезами пишут, что устроиться на работу стало невероятно сложно, так как приезжающих на заработки граждан стран, только что вступивших в Евросоюз, принимают много охотнее. Плата та же, а риска — никакого.
ПОДГОТОВЬ СЕБЕ БРОД...
Сегодня многие украинцы сетуют на то, что Украина не в Евросоюзе. Естественно, сам факт нашего отсутствия там достоин сожаления. Но по большому счету, при сегодняшних реалиях мы можем лишь успокоительно вздохнуть. Нужно быть хорошо подготовленным к такому шагу. Польша ведь активно доила Евросоюз как минимум 6 лет, и пошли на это миллиарды долларов.
Как сказала Гражина Дзвонковска, сотрудник Института европейской интеграции:
— Мы много и часто информировали людей о том, что жизнь со вступлением в Европейский Союз изменится, старались, чтобы осознал это каждый простой гражданин. Проводились всевозможные дебаты, мониторинги, встречи. И нужно сказать, люди знали: сложности будут, они неизбежны, но пойти на них мы должны ради нашего же будущего, ради благополучия наших детей.
Немалую помощь получали от Евросоюза предприниматели, малый и средний бизнес. Это были всевозможные гранты, позволяющие развить производство, подготовиться к новым условиям, стать конкурентоспособными. Нужно сказать, что суммы действительно были немалые. Одна фирма могла получить до 100 тысяч Евро. Несколько десятков миллиардов Евро — такую приблизительную сумму можно назвать вообще. Еврорегионы также получали гранты — на приграничное сотрудничество, молодежь —на обучение и переподготовку.
Однако нужно подчеркнуть, что если до вступления в Евросоюз помощь имела одни ориентиры, подготовительные, информационные, то сегодня уже — это прежде всего развитие новой инфраструктуры, строительство дорог, забота об экологической чистоте окружающей среды, охрана здоровья, борьба с безработицей, укрепление границ. Очень серьезно поставлена деятельность по повышению квалификации и переквалификации. Необходимо ведь в ближайшее время снизить уровень безработицы. Любельское, Белостоцкое воеводства получают более других, ибо Евросоюз считает, что эти воеводства развиты менее других, отстают. Многие государственные дотации идут на маркетинговые исследования, на то, чтоб кооперирование происходило ускоренными темпами. То, что Украина стала непосредственным соседом Европейской Унии, можно также с успехом использовать. У вас мало знают, как можно официально и легально приезжать на работу или учебу. Получить стипендию для молодых людей до 35 лет не составляет непреодолимой проблемы. Есть множество фондов, их можно легко найти (например, фонд Киркланда). Нужно просто открыть глаза, покрутить в разные стороны головой, поискать, постараться, и обязательно можно что-то интересное найти.
Директор института «Мосты на Восток» Ян Пэкло, много лет проработавший в различных периодических изданиях, большие надежды возлагает на журналистов: они должны больше ездить, больше рассказывать о том, как живет Евросоюз и таким образом готовить Украину к вступлению в Унию. «Когда-то именно так нам помогали немецкие, австрийские и французские журналисты. Теперь наш долг работать с украинскими газетчиками, привозить их к нам и рассказывать правду о меняющемся мире.
Польша со своей стороны сделает все от нее зависящее, чтоб Украина скорее оказалась с нами. Недавно я говорил с паном Онишкевичем, это депутат Польши в Европарламенте. Так вот он готов создать в парламенте лобби, отстаивающее интересы Украины, дабы более уважительно трактовать эту страну в европейском сообществе. Хотя нужно сказать — многое зависит от вас, от того, какими окажутся выборы Президента, от того, проявит ли народ Украины политическую волю, неравнодушие к таким серьезным вопросам, как собственное будущее».
К этому сложно что-нибудь добавить, кроме того, что мы слишком долго топчемся на месте. Вроде бы определившись с европейским выбором головой, присоединили ли к этому сердце?
Выпуск газеты №:
№138, (2004)Section
Общество