Певец Святой Воли. Против империи
Вышла в свет монография известного шевченковеда Юрия Барабаша о тайне художественного мира гениального поэта
Шевченко является неисчерпаемым и бездонным. И только самонадеянные невежды (пусть даже в «интеллектуальной» оболочке) могут утверждать, что нам «уже все известно» о поэте, что шевченковедение исчерпало уже все вопросы и дискуссионные проблемы. Как раз наоборот, мы воистину находимся «на вечном пути к Шевченко» (Иван Михайлович Дзюба), только начинаем постигать, в чем заключается таинство его духа, его творчества, его слова. Того Слова, что стало тем животворным зерном, из которого выросла украинская нация и само чувство национальной идентичности украинцев.
Книга известного ученого-филолога, доктора наук, профессора, лауреата Национальной премии Украины им. Т. Шевченко Юрия Яковлевича Барабаша «Просторінь Шевченкового слова» (Киев, издательство «Темпора», 2011 год), бесспорно, важное событие в вечном процессе познания Поэта. Юрий Яковлевич, автор известных широкому кругу украинских и российских гуманитариев-исследователей трудов «Алгебра и гармония», «Знаю человека...» — Григорий Сковорода: поэзия, философия, жизнь», «Почва и судьба. Гоголь и украинская литература: у истоков», «Когда забуду тебя, Иерусалим...» — Гоголь и Шевченко», «Тарас Шевченко: императив Украины», «Избранное (Сковорода. Гоголь. Шевченко)», посвятил свою новую монографию (в определенном смысле итоговую, потому что она завершает его «шевченковскую» трилогию), на первый взгляд, специальным филологическим проблемам, а именно комплексному анализу наследия поэта, основанном на принципах структурно-семантического и компаративного методов. Но это только на первый взгляд, потому что в действительности Юрий Барабаш рассматривает не только и не столько профессиональные литературоведческие вопросы, а проблемы более широкие: он приглашает читателя вместе с собой «зазирнути в обшири і глибини» шевченкового слова, выяснить, какой смысл (очень часто — неявный, скрытый!) заключает в себе текст поэта. Этот интерес в первую очередь к содержанию, а не лишь к форме шевченковых произведений и делает книгу Юрия Барабаша нужной и интересной многим украинским читателям, а не только узкому кругу специалистов-филологов. Потому что кто постигнет тайну настоящего Шевченко — постигнет и тайну Украины.
И неслучайно вечер-презентация труда Юрия Барабаша, который состоялся 26 мая в киевском книжном магазине «Е», имел название: «Шевченко на позвах з імперією». Действительно, в монографии «Просторінь Шевченкового слова» эта тема раскрывается глубоко и многогранно: ведь речь идет о творчестве одного из величайших в мировой литературе певцов свободы, «Святой Воли», воодушевленной колоссальной силы антитоталитарными мотивами. Именно это и делает наследие Шевченко неизменно актуальным. И именно это было в центре внимания участников презентации.
Модератор мероприятия, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия», доктор филологических наук Владимир Панченко подчеркнул, что все политические режимы, которые властвовали на украинской земле (с ХІХ века до наших дней включительно), стремились «подчинить» Шевченко себе, использовать его творчество, его Слово, подвиг его жизни в собственных узкополитических, узкокорпоративных интересах. Так делали правительства российско-имперские; правительства советских времен; именно так делают и современные украинские власть предержащие. Тем важнее является необходимость вдумчивого, осмысленного прочтения аутентичных шевченковых текстов, очищенных от цензурных искажений и от политической конъюнктуры. Как раз эту задачу решает в своей монографии Юрий Барабаш, и решает блестяще.
Книга состоит из тематических разделов-блоков: «Часопросторінь історії» (речь идет о поэтической историософии Шевченко — это исключительно важная проблема, потому что именно творческие открытия поэта в этой области дали могучий толчок процессу формирования украинской нации, а также о роли словообраза «Украина» и развитие его в текстах поэта и об образе имперского Петербурга, который создан Шевченко); «Просторінь екзистенції» (здесь рассматривается, как отражались в творчестве поэта такие основополагающие для жизни и самого существования каждого человека понятия как «Любовь», «Слово», «Одиночество», «Месть», «Смерть»); «Просторінь тексту и контексту» (в этом разделе Юрий Барабаш дает нам поражающие образцы «медленного», сосредоточенного прочтения таких важных в наследии Шевченко произведений, как «Чигрине, Чигрине...», «Великий льох», «Сон — У всякого своя доля», «Три літа», «Юродивий»), и, наконец, «Прилога» («Эпилог»), где анализируются такие проблемы: «Шевченко и Сковорода», «Шевченко и Гоголь» и «Шевченковский текст» Ивана Дзюбы».
Вот такова структура монографии Юрия Барабаша. В чем заключается ее значение, что, собственно, позволяет рассматривать эту книгу как новое слово в науке о Шевченко? В предисловии к труду профессор Владимир Панченко обращает внимание читателя на то, что автор «постоянно отмечает: путь мировоззренческих и эстетичных поисков поэта не был линеарным, напротив — он был извилистым. Читая книгу «Просторінь Шевченкового слова», убеждаешься, что именно та извилистость и есть самым захватывающим исследовательским сюжетом для автора. Это внимание Барабаша к сложности творческой эволюции поэта, ее, сказать бы, драматургии, достойна специального акцентирования, ведь традиция упрощения сложного в нашем литературоведении, к сожалению, не перевелась; временами она банально подпитывается новой конъюнктурщиной, ничем, в конечном итоге, не лучше старой, советской. Поэтому ломая стереотипы, исследователю придется выяснять вопросы, которые, казалось бы, уже давно должны были быть выяснены», — подытоживает Владимир Панченко.
Наиболее интересным моментом на вечере-презентации в книжном магазине «Е», была, безусловно, прямая видеосвязь с Москвой, с самим автором книги (потому что Юрий Яковлевич живет именно там; кстати, как сообщали участники презентации, в последнее время работать ему становится все тяжелее, потому что, например, из Государственной библиотеки России, прежней «Ленинки», изъяты и отвезены аж в город Химки все огромные фонды украинистики). Пан Барабаш отметил, что в своей монографии он полемизирует с целым комплексом устаревших стереотипов, которые касаются Шевченко. Это и советские штампы («Шевченко — атеист, послушный ученик русских революционеров-демократов»), и стереотип восприятия Шевченко как патриархального, сугубо «крестьянско-фольклорного» поэта («нужно настойчиво выводить Шевченко из села на европейское пространство» — подчеркнул Юрий Барабаш). Шевченко таит в себе множество загадок, невзирая на то, что кое-кто и до сих пор считает его автором легко прочитываемых, легко понятных «стихотворений», подчеркнул Юрий Яковлевич; достаточно сказать, что и поныне не создано действительно научной биографии поэта — это сверхзадача будущего; Институт литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины работает над подготовкой фундаментального «Шевченковского словаря» в 6-ти томах — это очень важное дело; остаются мало освещенными такие действительно непростые темы, как «Шевченко и Россия»; «Шевченко и русская литература». Следовательно, работы — воистину непочатый край.
Главное же послание книги (меседж, как в настоящее время стало модно говорить) Юрий Барабаш сформулировал так: «Если мы по-настоящему обеспокоены будущим Украины, ее культуры и языка, то, прежде всего, раз и навсегда покончим с позорным синдромом «младшего брата», сбросим — как завещал Шевченко, — то духовное иго, что его слишком хорошо и слишком долго носили наши родители, да и кое-кто из нас, грешных, чтобы не солгать...» Это послание автор — на принципах научного анализа содержания шевченковых текстов — доводит до читателя убедительно и поражающе. Поклон за это уважаемому ученому и гражданину, которому, кстати, через два месяца исполняется 80 лет!
Выпуск газеты №:
№95, (2011)Section
Общество