«План побега из Донецка»
Или Некоторые особенности внутренней миграции
Миграция из села в город, из маленького городка — в мегаполис была всегда. Но почему жители городов перебираются из мегаполиса в мегаполис?
Не так давно донецко-харьковский художник Роман Минин создал целую серию работ под названием «План побега из Донецкой области», которая, по его словам, автобиографична. Кстати, его работы к донецкой выставке были в свое время сняты с показа, но это совсем другая история. Сами дончане стремятся не только в столицу, а, например, в соседний Харьков, который для многих является продолжением индустриальной культуры, но при этом гораздо свободнее в некоторых сферах деятельности. «День», который недавно организовал дискуссию об успехах и поражениях «живого» Харькова (см. «День» № 77 от 26 апреля 2013 года), поинтересовался у дончан, переехавших в Харьков, их побуждениями.
Анна МЕДВЕДЕВА уехала в прошлом году. «Моя любовь к Харькову началась в студенческие годы, почти десять лет назад, когда мы с друзьями приезжали на Фестиваль авторской песни в Эсхар (станция под Харьковом) и гуляли перед возвращением домой по городу. Мне тогда очень запомнились Полтавский шлях и монастырский хлеб в православной лавочке на той же улице. Моя первая поездка автостопом тоже стартовала из Харькова. Она была такой драйвовой, яркой, волнительной, что город мне тогда запомнился в режиме быстрого мелькания красочных кадров — Сумская, Градусник, сотни студентов, желтые листья, октябрьский воздух, поворот на трассу... Я реципиент всего прекрасного, что здесь создается! Часто хожу в театры, на арт-события, выставки, концерты и кинопоказы». Хотя для девушки это решение было скорее глубоко личное, «но и как жителю города в какой-то момент Донецк стал мне не комфортен — серость, истеричная надрывность бытия, грязный воздух, дымящий в центре города металлургический завод, перегруженность общественного транспорта и т.д.», — говорит Анна. «Поскольку в Харькове мне всегда было уютно и хорошо, я решила начать в нем новую историю. Мне нужно было место, где красиво, но красота не давит своим величием; где есть атмосфера, чувствуется ритм большого города, который не живет рывками и надрывами, а... просто живет», — продолжает она.
Катерина КАРЯКИНА в Харькове уже несколько лет, решила еще со студенчества, что переедет именно туда. «Он для меня начался с музыки. Мне казалось, что каждый, кто приезжает сюда в поисках любимого дела (творчества), со временем находит его. Далее — архитектура города. Это было первое, что меня привлекло когда-то. Многие говорят, что Харьков серый, мрачный город. Я с этим не согласна. Здесь очень уютно, спокойно. Город живет в своем ритме, который очень отличается от Донецка. Это чувствуется сразу, как приезжаешь сюда».
«Город принял меня безоговорочно и сразу же! Так сложилось, что в моем первом жилище окна выходили на тот самый Градусник, над которым висит баннер со словами «Kharkiv welcomes you!», и я верила и верю, что это приветствие было искренним. Дом, в котором мне хорошо, я нашла не сразу, пришлось попутешествовать по разным местам. Это тоже был хороший опыт, который позволил мне изучить любимые районы города со всех сторон. После обретения дома я довольно быстро нашла работу и активно включилась в социализацию в новых условиях. У меня были друзья здесь, но со временем окружение мое расширилось и стало разнообразнее. Если раньше я ходила в кино, театр или на концерты, как правило, одна, то теперь у меня есть несколько компаний — в зависимости от стиля времяпрепровождения», — продолжает Медведева. Для девушки «Харьков — это особая атмосфера. Размеренный ритм. Баланс. Приятная энергетика. Прошлое, замершее в нужный момент. Настоящее, которое наслаждается мгновением. И будущее, которое рождается из этой гармонии».
Того же мнения придерживается и Карякина: «Харьков — это скопление творческих людей и большого потенциала. Он притягивает людей, а потом их не отпускает. Вот такой он».
Что же касается плюсов и минусов, то в «плюсы» девушки однозначно вписывает творческий потенциал города. «Приятное сочетание индустриального и культурного, их мирное и органичное сосуществование. Оживленность урбанистической культуры — граффити, теги, художественные проекты, связанные с внедрением в среду города. Метро — его наличие очень радует, особенно,когда вспоминаешь транспортные проблемы Донецка. Здесь меньше агрессии и больше умеренности во всем — начиная от количества рекламы и заканчивая культурой поведения жителей города», — говорит Медведева. «Большой потенциал в творческом плане, наличие площадок (художественные, музыкальные), большое количество вузов, инициативность арт-тусовки», — добавляет Карякина.
«Минус» Харькова, по мнению Медведевой, — это его мэр. «Да и вообще, стараниями городской власти Харьков лидирует, например, по количеству судебных запретов мирных собраний в Украине. Можно вспомнить и вырубку леса в Парке им. Горького, и многие другие волевые решения», — говорит она. Катерина Карякина придерживается немного другой позиции, называя самой главной проблему озеленения: «Деревьев бы побольше, лесопарковых зон. Кроме того, — невысокий зрительский интерес, но это присуще и Донецку».
Социолог Татьяна ЕРЕСКОВА считает, что причиной такого «перетекания» людей может быть так называемый донбасский менталитет, общие черты индустриальности, языка. «Особенность донбасской идентичности — это привязанность к месту. Я не хочу сказать, что люди боятся ехать в столицу или другой регион, нет, но им бы хотелось видеть какие-то сходные вещи в людях, в пространстве», — говорит она. Еще одна причина — Харьков крупный промышленный город с крупными предприятиями. «Дончане все-таки в большей степени имеют технические профессии. И если они не могут реализовать себя здесь, то выбирают другой город, где их знания и умения могут быть оценены», — добавляет социолог.
Точных цифр, сколько дончан переезжает в Харьков, сколько живет в столице, сколько — во Львове, — нет. Каждый после переезда может поменять свою идентификацию на «харьковчанин», «киевлянин», «львовянин» и т.д. В Европе уже давно существует практика, когда работать можно в разных городах и регионах внутри страны, не привязываясь к одному месту. Вопросы внутренней миграции никогда не утратят своей актуальности. В этом можно видеть как плюсы, так и минусы, но, ощущая себя частью какого-то общества, человек становится его защитником. А исследование мотивации и последствий таких перемещений всегда будет оставаться интересным полем для социологов и экономистов.
Выпуск газеты №:
№89, (2013)Section
Общество