Платить — только за качество,
или Как отстаивать свои права потребителям коммунальных услуг
Жилому дому на улице Княжий затон в Киеве всего 10 лет, а проблем — как у старой хрущевки. Местами протекает крыша, на стенах появились трещины и отпадает штукатурка, а еще не все окна между этажами застеклены, потому зимой в коридорах достаточно прохладно. Все эти проблемы должен был бы решить жэк, в ведении которого находится дом. Должен был бы, но не решает. И таких домов в столице и других городах Украины — десятки. Об одном из них — в городе Бровары — и о том, как его жители отстаивают свои права, создав веб-сайт дома, «День» уже писал (см. №19—20, 5—6 февраля 2010 года, «На ком держится страна»).
Жильцы столичного дома тоже не сидят сложа руки. Они подготовили вместе коллективный акт-претензию в адрес жэка и требуют устранить все недостатки, из-за которых дом не готов к зиме. Пока до создания веб-сайта они не дошли, но несколько десятков активных жильцов, которым не безразлична судьба дома, здесь есть. Так, Валентин Левицкий изучил основные положения Жилищного кодекса Украины и разработал собственный механизм, как можно отстаивать свои права, например, не платить за «испорченные» или не предоставленные жэком услуги. Обо всем этом он рассказывает другим жильцам своего дома. Детальнее о том, что должен знать каждый из нас как потребитель коммунальных услуг и как можно отстоять свои права, Валентин ЛЕВИЦКИЙ рассказал «Дню».
— Пан Левицкий, что послужило толчком к тому, что вы начали изучать жилищный кодекс и разрабатывать свой механизм борьбы с жэком?
— Прежде всего, это повышение тарифов на коммунальные услуги. Цены выросли, а на качестве это не отразилось. Тогда я и начал изучать законодательную базу. В большинстве случаев жэк одновременно исполняет обязанности балансодержателя, управителя и исполнителя услуг. То есть, кроме вывоза мусора, снабжения водой, теплом и электроэнергией он заказывает, проверяет и оплачивает разные виды работ. жэк, в сущности, контролирует сам себя. Поэтому повлиять на него можно только путем надлежащего контроля со стороны жильцов дома. В ситуации с нашим домом жэк должен был подготовить дом к зимней эксплуатации, но не сделал этого. Например, в местах общего пользования не закрываются двери, отсутствуют окна, в зимний период машинные отделения многих подъездов не имели стекол, а минимальная допустимая температура должна быть плюс пять градусов. Это предусматривает законодательство. Может ли наш лифт работать качественно при минусовой температуре? Изучая одно из постановлений Кабинета Министров в сфере предоставления коммунальных услуг, я сделал вывод, что в случае невыполнения жэком мер по утеплению мест общего пользования дома, потребитель имеет право не платить за это. То есть владельцы не должны платить за непредоставленные услуги. А этой зимой получилось так, что мы грели воздух, еще и платили за это. Единичные обращения граждан подготовить дом к зиме, как правило, ничем не заканчивались. Лично я обратился в организацию, но мне отказались подписывать актовые претензии, а когда мы это сделали коллективно, собрав подписи 61 жильца, результат был. Сейчас к нам подключились жильцы других подъездов, а в нашем доме 320 квартир, вместе с ними мы доработаем данный акт и направим в жэк. Наша проблема не только в том, еще не все люди ознакомлены со своими правами, я вижу системную проблему в неразвитости института управляющих, их неответственности перед нами.
— Как вы думаете, почему нарушаются права жильцов? Возможно, эти самые управленцы и содержатели просто руководствуются тем, что большинство людей не знают своих прав, и получается, что это можно проигнорировать?
— У нас очень мало эффективных менеджеров, а также отсутствует система контроля над работой содержателя дома. Например, жэк в соответствии с законодательством должен составлять план подготовки дома к осенне-зимней эксплуатации, а перед этим провести осмотр помещений, определить бюджет, который нужен для выполнения работ, чтобы подготовить дом к эксплуатации. Все эти процедуры находятся в руках одного органа, и если эксплуатирующая организация хорошо выполняет функцию контроля, то мы как потребители вообще не должны этим заниматься. Но эта функция не поставлена эффективно. Например, большие торговые сети нанимают посторонние организации и проводят такие операции, как тайный покупатель, когда человек идет в один из сетевых магазинов, делает контрольную закупку, чтобы увидеть, насколько качественно предоставляются услуги. В жэке такая функция не предусмотрена. Но если мы идем в магазин и стараемся не покупать испорченные продукты, таким образом, оценивая некачественную работу производителей, то в то же время мы покупаем услуги жэков, невзирая на то, что они «испорчены», и невзирая на то, что нас обвешивают, то есть вообще не предоставляют услугу, а только берут деньги. К сожалению, многие граждане об этом не знают.
— Как вы пришли к разработке схем и советов для жильцов в борьбе за качественные услуги от жэка?
— Как потребители мы должны понимать, что именно покупаем в жэке. Поскольку его услуги являются услугами вынужденного спроса, так как я не могу отказаться от одной организации и пользоваться другой, то мы вынуждены оплачивать 100% этих услуг, независимо от качества. По закону потребитель имеет право получать необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, качественных и количественных характеристиках. То есть сколько раз в месяц должен убираться подъезд, какое качество этой уборки мы должны ожидать, сколько раз в год должна проводиться борьба с грызунами, санитарная обработка помещения и тому подобное. Если бы мы эти услуги имели, то могли бы контролировать это на своем уровне, но эта функция лежит на управляющем. А управляющий, балансодержатель и исполнитель работ — это одна организация. Поэтому контролировать ее можно, только зная закон. Я разработал на основе законодательства определенные положения, касающиеся того, что должен знать потребитель, за что платить, а за что нет. Сначала эти схемы были развешены на досках объявлений у дома. Но их активно срывали работники жэка. Потом я пообщался с юристом, воспользовавшись его советами, поговорил со специалистами, которые срывали эту информацию, и после разговора они прекратили это делать.
— Что должен знать каждый жилец дома, есть определенные ключевые положения, без которых невозможно обойтись?
— Во-первых, требования законодательства о том, какие разделы договора между жэком и жильцами обязательно должны быть. Во-вторых, четко различать, кто такой управляющий, балансодержатель и исполнитель услуг. Четко нужно понимать, с кем жилец заключает договор, потому что от этого зависит, от кого требовать их качественного предоставления. А также — не молчать. Если бы не писали акты-претензии в адрес жэка, то не имели бы определенных позитивных изменений. Так, на одном из окон не было стекла, только пленка. Сначала жэк забил его фанерой, но мы подали повторную жалобу, и тогда в него вставили стекло. Большинство жильцов нашего дома проявляют высокую активность. На последних собраниях мы пришли к выводу, что нам нужно создать веб-сайт, чтобы легче было общаться с другими жильцами. А пока что мы вводим такие себе должности старшего по этажу, старшего по подъезду, из них состоит актив дома. Это позволит эффективно обмениваться информацией и представлять нашу коллективную мысль в отношениях с жэком. А вообще в каждом доме есть люди с активной позицией. Жильцы должны делегировать определенные функции именно им.
Выпуск газеты №:
№38, (1996)Section
Общество