Перейти к основному содержанию

Почему лихачат водители маршруток

12 апреля, 18:51
ВОДИТЕЛИ МАРШРУТОК ПОДЧАС РАЗВИВАЮТ ТАКУЮ КОСМИЧЕСКУЮ СКОРОСТЬ, ЧТО НЕ ТОЛЬКО ЛОНДОН, КАК ГЛАСИТ НАДПИСЬ НА ЭТОМ МАРШРУТНОМ ТАКСИ, НО И МАРС КАЖЕТСЯ НЕ ТАКИМ УЖ ДАЛЕКИМ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ

Кому не знакома такая картина: на одной из центральных городских трас со сложным оживленным движением водитель маршрутки прибавляет газу и начинает обгонять автомобили. В салоне кричат перепуганные пассажиры, умоляя остановиться и высадить их. «Что, испугались, — веселиться водитель. — Я вам сейчас покажу! Всем покажу, как ездить надо!»... Однажды побывав в подобной ситуации, можно начать панически бояться маршрутных такси, а шуточки на подобие: «Десять минут страха и вы на работе. Стоимость аттракциона — 1 грн.», которыми пестрят салоны «Газелей» и «Богданов», воспринимать более чем серьезно.

К тому, что маршруточники превышают скорость и ездят так, будто для них правила дорожного движения не писаны, кажется, уже все привыкли. Водители без тени смущения курят в салонах и кроют матом участников дорожного движения, а порой и самих пассажиров. Некоторые «мастера», следуя по маршруту, умудряются не только крутить баранку и давать сдачу, но и лущить семечки. Из-за громкого музыкального сопровождения, столь популярного в маршрутках «шансона», пассажирам часто не удается выйти на нужной остановке. Водители просто не слышат их просьб, а диалог «Говорить надо громче! — Музыку сделай тише!», становится типичным. Но «шансон» еще полбеды! Ведь встречаются лихачи, которые, управляя транспортным средством, смотрят телевизор!

Нормой стала, и, казалось бы, недопустимая правилами безопасности, давка в часы пик. Ведь перевозка людей сверх установленного заводом-изготовителем количества является грубым нарушением эксплуатации транспортного средства. Но каждое утро сотни киевлян, опаздывающих на работу, согнувшись в три погибели, набиваются в маршрутные такси. И за редким исключением, пассажиров сверх нормы водители берут не колеблясь. Конечно, правила правилами, но кто же добровольно откажется от заработка?

Сотрудники ГАИ только разводят руками. «Контролировать количество пассажиров, которые едут стоя, мы не имеем права, — рассказывает начальник отдела профилактической работы департамента ГАИ МВД Украины Геннадий Гребнев — этим занимаются инстанции, выдающие лицензии на перевозку пассажиров. Госавтоинспекция следит за тем, чтобы маршрутки, как и любые транспортные средства, проходили техосмотр и не были самовольно переоборудованы. Если в салоне предусмотрено 15 мест, значит, их должно быть ровно 15. Установка дополнительных мест запрещена. Кроме того, в маршрутном такси обязательно должен быть оборудован запасной выход».

Водители маршруток нередко превышают скорость, не соблюдают правила проезда перекрестков, останавливаются в неположенных местах, рискуя, при этом безопасностью пассажиров. Людей высаживают прямо посреди проезжей части. Клиент просит, и водитель не отказывает. «Нарушение правил дорожного движения, плохое техническое состояние транспортного средства, усталость водителей становятся причиной высокой аварийности маршруток», — говорит Геннадий Гребнев. Маршрутные такси приравнены к автобусам и отдельной статистики по ним нет. Но, только в январе-феврале этого года по вине водителей автобусов в Украине произошло 157 ДТП, в которых 21 человек погиб и 266 получили ранения.

Возникает вопрос — где же куются «маршруточные» кадры? Что заставляет водителей набивать маршрутки битком и лихачить? За ответом на этот вопрос «День» отправился на конечную остановку одной из киевских маршруток.

... В «Богдане» сейчас в нем только один пассажир — Светлана. Она с секундомером определяет порядок отправления маршруток. В зависимости от количества машин, интервал составляет около пяти минут. Водитель на этом же маршруте — Светин брат, и она не понаслышке знает о нюансах его роботы. У частника есть 8—10 машин, он получает лицензию и нанимает людей. «Мой брат нашел работу по объявлению — говорит Светлана. — Чтобы стать водителем маршрутки, никаких особенных документов не нужно. Требуется паспорт, водительские права и справка о состоянии здоровья. Хотя, бывают такие работодатели, к которым устроиться может даже наркоман. Им все равно кто за рулем — главное, чтобы деньги приносил. Ведь у водителя фиксированной ставки нет. Нужно каждый день выполнять определенный план, а все, что останется сверху, и будет зарплатой». Если же день выдастся неудачным, водителю придется выложить недостающую сумму из своего кармана. Многие не справляются, и попадают в долги. Таких сразу же увольняют. Помимо этого, личная забота водителя — бензин. Он заправляется за свой счет и расходует его на свое усмотрение. «Поэтому маршрутки и ездят, набитые битком, — рассказывает Светлана. — Водителю гораздо выгоднее заработать хорошие деньги за один рейс, чем расходовать бензин на два, когда салон заполнен только на половину». Штрафы за превышение скорости, остановку в неположенном месте, проезд на красный свет тоже оплачивают водители. «Иногда просто приходится гнать. Время — деньги. А нужно ведь не просто сдать план, но и что-то заработать. У всех ведь семьи, их нужно как-то кормить. А бывает, ну совсем неудачный день, нет пассажиров. Так водители соглашаются за сотню-две перевезти какие-нибудь ящики с рынка, выкручиваются…»

Какой именно план нужно сдать Светлана не говорит — это коммерческая тайна: «У всех разный. Он зависит от маршрута и дня недели — будни или выходной. Правда, на хороший, прибыльный маршрут просто так не устроишься. Чтобы там работать, нужно заплатить».

График работы водителя — четыре дня рабочих, четыре выходных. В среднем на маршруте приходится проводить 18 часов в сутки. Количество перерывов водитель определяет сам, в зависимости от состояния здоровья. Но каждый знает, чем дольше длится обед, тем больше пассажиров отберут конкуренты. Как при таком режиме водителям удается не переутомляться и следить за дорогой, управляя транспортным средством — большой секрет.

Автопарка у частника, на которого работает Светлана, нет. Машины водители оставляют в своих дворах. Но, Светлана уверяет, что каждое утро, перед выходом на маршрут, водители проходят обязательный техосмотр и медосмотр.

Нужно отметить, «плановой» системы роботы придерживаются не все частники. Есть маршруты, на которых водители работают за оклад, который не зависит от количества перевезенных пассажиров. «Работал я уже за такой оклад, — говорит Василий, водитель одной из киевских маршруток — дали мне машину, кондуктора, а зарплату вот до сих пор жду. Лучше уж сдавать план. Ну, ладно, некогда мне с вами разговаривать. Время — деньги!»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать