Перейти к основному содержанию

«Подводные камни» озеленения

На что нужно обращать внимание, чтобы сделать наши города комфортными для жизни?
17 декабря, 19:56

Нередко киевляне вспоминают статус столицы как зеленого города Европы, что, в частности, было отмечено в международном исследовании 2017 года. Впрочем, как показывают спутниковые снимки, зеленое пространство на карте Киева с каждым годом уменьшается, и это, к сожалению, тенденция, которая присуща не только столице. В чем причина? Как это можно изменить? Об этом поговорили на дискуссии «Городское озеленение: ожидания vs реальность», которую организовала инициатива «Студия Перекресток».

УСТАРЕВШИЕ ИНСТРУКЦИИ

Прежде всего есть вопрос относительно инвентаризации деревьев. Урбанист, озеленитель Илгам ГАСАНОВ рассказал, что уже долгое время пытается собрать статистику, сколько деревьев было высажено в столичных районах за 2019 год. «Благодаря инструкции по инвентаризации, в том виде, в котором она существует (разработана в 2001 году и больше не менялась), можно оценить зеленые насаждения только какой-то ограниченной территории. Ботанический сад может сделать инвентаризацию, преимущественно они и делают, может, какая-то школа, больница. Однако в пределах города инвентаризация, в том виде, который предполагается инструкцией, абсолютно невозможна», — рассказывает Александра Сладкова, начальник управления экологии Львовской городской рады. — Вместе с тем, когда я работала с немецкими коллегами, они говорили, что четко знают каждое дерево, которое есть на улице, его состояние, когда оно было посажено, когда требует замены и как его обслуживают». Что касается парков, то обычно на Западе ограничиваются их планом и знают территорию в гектарах, породный состав, но точное количество деревьев не считают.

Вопрос, как можно изменить ситуацию, остается открытым. Тот способ, который избрала Александра Сладкова, это инвентаризация деревьев, в частности, во время реконструкции улиц. Раньше во время реконструкции деревья не имели никакой защиты, их могли безнаказанно уничтожить. За последние годы произошли изменения, и теперь проект реконструкции должен содержать и данные относительно озеленения. А недавно во Львове и выдают исходные данные на реконструкцию улицы. «IТ-шники, которые со мной высаживали деревья в течение пяти лет, разработали свою платформу инвентаризации деревьев, она заточена под наши нужды. Я хожу с планшетом, регистрирую каждое дерево, оно появляется в координатах. Мы брали за аналог прежде всего немецкие системы инвентаризации, где цвет маркера по дереву означает его состояние», — отмечает Александра Сладкова.

Таким образом, как предполагает она, за 30 лет можно проанализировать состояние всех деревьев, ведь за это время многие улицы будут требовать ремонта и реконструкции. Впрочем, такой подход имеет несколько замечаний — подойдет ли он для других городов, а деревья в критическом состоянии нужно выявить гораздо быстрее, чтобы обезопасить местных жителей.

НЕОБХОДИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Проблема данных об имеющихся деревьях в городе — ключевая. Так, количество высаженных деревьев не всегда соответствует количеству, которое реально растет. «Была медийная история, что исчезли несколько десятков деревьев и осталася большой участок земли. Активисты начали писать, что его готовят для построения ресторана. На что мы отреагировали быстро и высадили в Голосеевском парке в начале зимы 2018 года более 120 дубов. Примечательно, что за год мы срезали практически две трети, даже больше, потому что саженцы не прижились», — объясняет Илгам Гасанов.

Эта история иллюстрирует две проблемы, связанные с озеленением города. За деревьями, особенно молодыми саженцами, нужен уход. На это вроде бы выделяются деньги, и обычно речь идет о содержании не парков, а работников озеленительных коммунальных предприятий. Александра Сладкова считает, что в эту сферу нужно ввести рыночные отношения, а для этого нужна сильная служба заказчика: «Мы из бюджета управления содержим большинство парков. Мы разыгрываем тендер на уход за парками, его выигрывают в основном наши учреждения, грубо говоря, «Зеленбуд», которые обслуживают эти парки всю жизнь». Именно эти учреждения выдвигают предложения, что в парке нужно делать и сколько денег на это необходимо.

К чему это приводит? Во-первых, эти предложения касаются в основном уборки. А все-таки уход за парком предусматривает и несколько иные задачи. Именно поэтому, по мнению Александры Сладковой, «у людей, работающих в «Зеленбудах», нужно забрать несвойственные им функции. Если они хорошо убирают, то город на рыночных условиях закупает услуги по уборке парков. Но должен быть кто-то, кто ставит задачи».

Во-вторых, нет того, кто мог бы проконтролировать віполняемую работу. Сколько раз убирают? Какова ситуация с зелеными насаждениями? Например, ландшафтный архитектор из Харькова Марина КРЯЧКО рассказала, что в их городе обустраивают (газоны, однолетние растения, дорожки с отводом воды) парки только в районах, где самая дорогая недвижимость. Поэтому Александра Сладкова предлагает ввести должность, условно говоря, садовника, который контролировал бы работу с зелеными насаждениями и понимал нужды, что же нужно изменить. И, конечно, этому человеку нужно платить зарплату не через «Зеленбуд», а отдельно.

(НЕ) КАЧЕСТВЕННЫЕ САЖЕНЦЫ

Вторая проблема, почему посаженные деревья не приживаются, — низкое качество саженцев. «Есть фонд восстановления деревьев, и все застройщики, которые выполняют какие-то работы, платят за восстановление тех массивов, которые они удалили или повредили. Затем из этого фонда город напрямую закупает и раздает саженцы по районам. То есть сами районы исключаются из этих процессов, у них нет дополнительной возможности контролировать качество этих закупок, они работают с тем, что приходит. А приходит преимущественно некачественный продукт. И ответственных напрямую обычно найти очень сложно», — объясняет Илгам Гасанов.

Кроме того, нет четкой корреляции между тем, что вырубают и сажают. Могут вырубить, например, каштаны и тополя, а посадить липы. Даже если взять пример Львова, который закупает не в муниципальных питомниках, многообразие саженцев невелико. Как комментирует Александра Сладкова: «Я бы с радостью сажала ясени, вязы, грабы, буки, белый тополь, клен полевой, ясень обыкновенный, но нет посадочного материала».

А Марина Крячко поделилась другой проблемой — что закупают в основном декоративные виды. А виды деревьев имеют значение не только с точки зрения аллергенности, но и такого полупаразитического куста, как омела (из-за которого деревья сейчас часто топингуют, то есть обрезают до ствола). Потому что, как рассказала Александра Сладкова, омела любит конкретные виды — клен остролистный, местный, серебристый; яблони; тополь черный и др. Во избежание проблем, можно сажать виды, которые менее уязвимы. Хотя это, конечно, не снимает вопрос о необходимости урегулирования на законодательном уровне способа, которым будут решать ситуацию с омелой, поскольку уничтожение деревьев, которое имеем сейчас — это точно не выход. Илгам Гасанов озвучил альтернативный способ борьбы с ней — можно снять омелу, немного зачистив место, на котором она росла. Александра Сладкова отметила, что на Западе такие деревья часто вообще не трогают.

И таких мелких, на первый взгляд, нюансов очень много. Как рассказала Марина Крячко, правильным является кошение травы совсем не в мае: «Для южных районов страны первый раз нужно косить в конце июня, когда наши аборигены, представители флоры, зацветут и дадут семена».

«ИГРА В ИМИТАЦИЮ»

Нередко в медиа пишут о том, что появляются новые парки. Впрочем, проблема в том, что они не всегда «новые». Илгам Гасанов добавляет, что на самом деле открыть новый парк довольно сложно, речь идет о обычном изменении статуса — из леса в парк «Медийно это хорошо продается. На объем зеленых зон это не влияет, но влияет на экономику. Потому что в лесопарке и парке есть разные опции и разный тип защиты. В парке можно строить больше, чем в лесу. И когда мы с парка сняли определенные ограничения, то можем спокойно потерять определенную часть под обустройство дорожек, там появятся рестораны, МАФы. Так что получайте благоустройство — даже если вы его не очень хотели». Как заключает урбанист, это «игра в имитацию». К слову, специфика нашего благоустройства тоже вызывает вопросы. Как рассказал, Илгам Гасанов, для строительства стеклянного моста вырубили более 180 каштанов. Саженцы посадили, однако вопрос в том, сколько из них приживется и что будет с склоном под этим мостом?

На что же нужно ориентироваться? Марина Крячко предлагает ориентироваться на Европейскую директиву по развитию биоразнообразия, в которой можно выделить три основных пункта. Во-первых, увеличение количества зеленых насаждений. Речь идет не только об открытии новых парков, но и предоставлении природоохранного статуса тем, которые этого заслуживают, так же, как и предоставление статуса памятников древним деревьям. «Я считаю, что наши города не обследован. Если во Львове в то время, когда я этим начала заниматься, было 26 деревьев-памятников, то я удивлялась. Потому что это, безусловно, ценные деревья, но я таких же знаю 300. А в Житомире, например, ни одного памятника природы нет, но я знаю, там есть древние деревья. Предоставлять статус нужно и садам. У нас остались довольно неплохие из них, которые находятся часто вокруг парков и тоже не имеют никакого статуса, хотя там бывают деревья, которым сто и более лет. Поэтому есть много природоохранных объектов, которые нуждаются в защите», — отметила Александра Сладкова.

Во-вторых, доступность зеленых территорий. Как пояснила Марина Крячко, у нас одним из ключевых показателей является количество зеленых насаждений на одного жителя. Однако в английских нормах, которые использует ВОЗ, это метры и километры. То есть речь идет о том, что любое жилье в любом городе должно иметь на определенным расстоянием парка до двух гектаров, до десяти гектаров и до 40 гектаров. Берлинские нормы говорят, что парк от жилья должен быть на расстоянии 500 метров.

В-третьих, проектирование парков на основе развития биотопов. И, конечно, уже традиционными задачами остаются привлечение специалистов к делу озеленения и популяризация знаний среди общественности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать