Поколение растет, на удивление, интересное. На этом можно строить будущее страны,
cчитает профессор Екатерина Астахова
ЕКАТЕРИНА АСТАХОВА
— За счет чего вашему учебному заведению удалось состояться в Харькове — городе с давними научными и образовательными традициями?
— Действительно, Харьков, если говорить о высшей школе, — явление уникальное: свыше тридцати вузов, около 130 тысяч студентов. Да и качество преподавательского состава пока еще позволяет говорить о наличии критической интеллектуальной массы, необходимой для существования и воспроизводства научного потенциала региона.
Новым вузам в таком окружении — классический и политехнический университеты, юридическая и фармацевтическая академии, академии городского хозяйства, культуры и другие — найти свое место непросто. Оценивая пройденное (а академия существует с 1991 года), можно сказать, что нам это удалось.
Если кратко называть слагаемые успеха, то это, во-первых, лидер — ректор, доктор исторических наук Валентина Илларионовна Астахова, а во-вторых, команда — по духу, атмосфере, возрасту и профессионализму она действительно уникальна и в-третьих — поддержка города и ректоров ряда крупнейших харьковских вузов, которые во многом содействовали нашему становлению. Кроме того, «Народная Украинская Академия» — это уникальный комплекс, обеспечивающий условия для получения непрерывного образования. В его составе — школа раннего развития (подготовка дошколят 4—7 лет по авторским развивающим программам, сейчас у нас 70 малышей), общеобразовательная экономико-правовая школа (600 учеников) с углубленным изучением иностранных языков и гуманитарный институт (подготовка специалистов с высшим образованием по иностранным языкам, экономике и социальной работе — сейчас около 900 студентов). То есть к нам приходят дети 4-5 лет, а выпускаем мы 20—22-летних специалистов, которые, кстати, и дальше могут учиться у нас — в аспирантуре, докторантуре, есть также различные формы повышения квалификации.
Конечно, сказать, что признание нам далось легко, нельзя. Чего только стоило добывание права на выдачу дипломов государственного образца...
— В чем состояли сложности «признания»?
— Мы первый негосударственный в Украине вуз, аккредитованный в полном объеме, что подтверждается соответствующими документами Минобразования. Государственная машина лицензирования и аккредитации в какой- то степени обкатывалась на нас. Пришлось пройти все ступени, все кабинеты. Причем не один, не два, а десятки раз.
Как приватный вуз мы возникали не совсем обычно. Многие небюджетные вузы появились, когда стало «можно». У нас было несколько по-другому. Кафедра социологии Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого, которую долгое время возглавляла наш ректор, с 1978 года занималась проблемами высшего образования. По этой тематике было защищено три докторских и около двух десятков кандидатских диссертаций. И наше учебное заведение возникло прежде всего как попытка реализации этих научных наработок на практике. Речь идет об идее непрерывного обучения — от дошкольной подготовки до вуза — в рамках единой образовательной структуры, о подготовке специалистов со «сдвоенной» специальностью и т. д. То есть, «стартовый» концептуальный и кадровый потенциал у нас был мощнее, чем у большинства небюджетных вузов. Как результат — есть авторитет, признание, имидж. Среди частных вузов города у нас сегодня конкурентов нет.
— Это хорошо или плохо?
— Мы развиваемся в окружении госвузов Харькова, имеющих давние, мощные и зачастую уникальные традиции. Так что нам есть за кем тянуться. Очень важно и то, что наш ректор является членом Совета ректоров Харьковского региона.
— Каков конкурс при поступлении в ваши лицей и вуз?
— В лицее есть параллели, где на одно место претендуют 11-12 человек, есть параллели, где нет заявок. По студентам: на факультете «Референт-переводчик» конкурс был четыре человека на место, экономическом — 2; на социологию — 1,68. Конкурс есть. Хотя качественные характеристики сегодняшних выпускников школ оставляют желать лучшего.
— Как вы оцениваете уровень подготовки ваших выпускников? Считаете ли вы, что они могут успешно конкурировать на рынке труда?
— Рынок как раз и оценивает наших выпускников. Причем рынок в его украинском исполнении. Уже третий год выпускаем 100-120 молодых специалистов. По данным нашей лаборатории планирования карьеры, 70-75% из них трудоустраиваются при помощи вуза. Сейчас они работают на крупнейших харьковских заводах — авиационном, тракторном, шампанских вин, в турфирмах «САМ», «Эталон», в солидных банках. Например, восемь человек — в Мегабанке. В содержательном же плане стремимся использовать ниши, не заполненные госсектором. Например, готовим не просто переводчика, а переводчика-референта, не просто экономиста — а экономиста с углубленной правовой подготовкой, аналогично — с подготовкой социальных работников. Такая «сдвоенная» специализация повышает шансы наших выпускников на рынке труда.
— Еще недавно одним из факторов, способствующим коррупции в системе образования, считалась его «бесплатность». Но внедрение легально платных форм обучения, как оказалось, слабо повлияло на решение этой проблемы. Удалось ли вашему вузу избавиться от этого зла?
— Считаю, что удалось. Возможно, какие-то «искры» есть, ведь «менталитет» вещь тяжелая. Но в системе у нас этого нет и быть не может. Во-первых, в силу жесткой и принципиальной позиции ректора. Во-вторых, зарплата у нас такая же, как и в государственных учебных заведениях, но выплачивается она вовремя. В-третьих, за счет индивидуализации контроля и, в то же время, социальной помощи сотрудникам и преподавателям. По мере сил помогаем в случае болезни, смерти близких, при других непредвиденных жизненных обстоятельствах. Стараемся обеспечивать льготы детям, летний отдых и т.п. Создаем возможности и для профессионального роста — зарубежные стажировки, возможности научных публикаций, участие в конференциях и т.п. В общем пытаемся не «провоцировать» преподавателей.
— Ваше учебное заведение не бюджетное. Тем не менее, чего вы ждете от государства?
— Профессионализма, порядочности и понимания того, что оно должно дать возможность существовать. Уж если мы идем по пути рыночных преобразований, то нужно отказываться от тотального регулирования. Но главное, конечно, это дефицит профессионализма. Это сказывается во всех сферах. В том числе и в образовательной. Иначе чем объяснить то, что мы платим все налоги, как любая коммерческая палатка, что с наших детей 1986 года рождения платится чернобыльский налог? Сейчас мы находимся в ином, более жестком правовом поле по сравнению с бюджетными вузами. Простой пример — льготы на проезд. Наши студенты их не имеют. Считается, что если они могут заплатить за обучение, то эти льготы им не нужны. В то же время, две трети госвузов в Украине уже имеют коммерческие отделения. Во многих из них часть студентов на этих отделениях больше, чем на бюджетных, и у них есть льготы на проезд. Еще один момент: наши преподаватели находятся в худших условиях по сравнению с преподавателями госвузов относительно пенсионного обеспечения, хотя мы платим все налоги и живем по одной Конституции. Приватным вузам надо дать возможность существовать в том же правовом поле, в котором находятся госвузы. Это рационально и оправдано, ведь мы — учебное заведение, признанное государством. Где же правовая основа нашего равенства перед законом?
— Что вас удивляет в ваших учениках и студентах?
— Поколение поднимается на удивление интересное. У них есть гражданственность, вера в свою нужность этому государству, они готовы работать в его интересах. Говорю так, опираясь на опыт и обобщая впечатления от 130 работ первокурсников, которые в этом году писали работу на тему «Я: в историческом аспекте». Патриотизм, ответственность, неравнодушие в их работах удивительны! Причем у нас есть дети с очень сложными судьбами. Например, парень, родившийся в чернобыльской зоне, переехавший к родителям в Абхазию и видевший там конфликт, затем живший в Грозном, и наконец, прошедший через захваченную больницу в Буденовске. Они еще верят, что от них что- то зависит.
— Откуда эта вера?
— Мы считаем, что уважение к своей стране начинается с гордости за свою семью, свою школу и вуз, свой город. На этом строим свою работу. Шесть лет назад затеяли конкурс «История моей семьи», подготовили методическое пособие по работе с архивами и документами. И сами удивились отклику, который нашел этот конкурс у наших учащихся, их родителей. Когда видишь, как 16-17-летние начинают с гордостью рассказывать, на каком фронте воевал прадед, что строила бабушка, где работает отец и т.п., то понимаешь, что на этом можно строить свое завтра. В год около 200 работ представляют на конкурс. Это значит, что столько же семей прикоснулись к своей истории, подняли архивы, поломали голову над созданием генеалогического древа.
Кроме того, три года назад мы начали ряд проектов, целью которых является восстановление авторитета учителя. Сделали цикл из шести телефильмов об известных педагогах Харькова. Он был показан по местному телевидению. Сейчас вышло издание о выдающихся педагогах вузов Харьковщины. Если все будет в порядке, то к сентябрю подготовим том воспоминаний школьных педагогов Харьковской области. Наши студенты ездят, встречаются с ними, получая ценный профессиональный и человеческий опыт.
— Вы видите результаты этой работы?
— Кардинально ситуацию не поменяем. Но повлиять на полторы тысячи наших учащихся можем. Многие, кто к нам приходит, отмечают интеллигентность атмосферы в академии. Даже в «мелочах» — наши здороваются чаще, хамят реже, ненормативной лексики вы здесь не услышите. С курением боремся.
— Например?
— Где-то шуткой, где-то давлением. Например, устроили своеобразное «рекламное давление» в рамках борьбы с курением — ввели большие штрафы за курение в неотведенных местах и таки оштрафовали двух пятикурсников. Затем на выпускном вечере вернули им эти деньги как премию за помощь в борьбе с курением. Эффект был ощутимым.
— В чем, по вашему мнению, должны заключаться качественные особенности вуза следующего века?
— Роль высшего образования, как и число студентов в мире, очень динамично растет. Эти тенденции не могут не сохраниться, ибо значимость высокопрофессиональной подготовки в XXI веке будет еще ощутимее.
Окончательно трансформируется и роль вузовского преподавателя. Эпоха информирования, простой передачи суммы знаний уже закончилась. Задача преподавателя заключается в том, чтобы заложить потребность и сформулировать навыки самостоятельного поиска информации, использования новейших информационных технологий. Иными словами, будущее развитие образования будет определять смена ролей преподавателя: от информатора и комментатора — к проводнику, путеводителю. При этом, безусловно, возрастает роль дистанционного обучения, хотя оно, думаю, будет составной частью — и не более — общего процесса обучения. Интервью взял Олег ИВАНЦОВ, «День»
Если говорить о «приоритетах», то образование, судя по объемам госфинансирования и регулярным забастовкам учителей вследствие задержек зарплаты, в числе государственных приоритетов пока не замечено. В этой ситуации развитие небюджетных форм среднего и высшего образования является одним из методов противодействия интеллектуальному упадку и развалу образовательного потенциала страны. Об успешном опыте такого противодействия — в интервью с проректором Харьковского гуманитарного института «Народная Украинская Академия», доктором исторических наук Екатериной АСТАХОВОЙ.
Выпуск газеты №:
№78, (1999)Section
Общество