«Полоса препятствий» для благотворителей
Завозить гуманитарные автомобили в Украине стало проще, но другие виды донорской помощи по сути заблокированы
«Зависшие» на таможне 400 машин «скорой помощи» наконец могут добраться до больниц. Их благотворительные волонтерские организации приобрели за рубежом. В течение года продолжалась бюрократическая волокита между волонтерами и Министерством социальной политики. В ведомстве отказывались признавать автомобили гуманитарной помощью, а без этого машины «скорой» не пропускала таможня. В дополнение усложнило процедуру растаможки автомобилей нововведение парламента, согласно которого все автомобили, пересекающие украинскую границу, должны соответствовать экологическим стандартам Евро-4 или Евро-5. Активисты возмущались, что так весь специализированный транспорт, закупленный для больниц или нужд военных, будет заблокирован. Ведь большинство таких гуманитарных автомобилей имеют сертификацию Евро-3.
«НАШ АВТОМОБИЛЬ БУДЕТ СПАСАТЬ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ»
В конце февраля парламент дал «зеленый» свет для специализированного транспорта. Депутаты поддержали внесение изменений в статью 2 закона «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств». Ранее машины дважды проверяли на соответствие экологическим нормам. Это делали таможни Государственной фискальной службы при таможенном оформлении и территориальные органы по оказанию сервисных услуг Министерства внутренних дел при проведении государственной регистрации. Но европейское законодательство, к которому адаптируют украинские нормы, не ограничивает ввоз на таможенную территорию стран-членов ЕС транспортных средств, не соответствующих экологическим нормам, говорилось в пояснительной записке к законопроекту. И теперь во время пропуска на таможенную территорию Украины транспортных средств так называемый экологический сертификат не потребуют.
«Изменения приведут к обновлению парка специализированных автомобилей медицинской помощи, повышению качества медицинских услуг для населения и военнослужащих. Таким образом долгий путь нашего автомобиля «скорой помощи» почти окончен, и он будет работать по назначению – спасать жизни людей», – комментировала в Фейсбуке активистка фонда «Украинцы в Нидерландах» Вера Зваан.
Именно эта организация натерпелась со своим гуманитарным грузом больше всего. Год назад волонтеры фонда приобрели автомобиль «скорой помощи» для Глуховской центральной районной больницы. И из-за законодательных нововведений машину не пропускали на границе, даже возвращали благодетелям.
ВЫБОРОЧНОЕ УПРОЩЕНИЕ
Поэтому облегченная процедура растаможки специализированного транспорта действительно является шансом для наших больниц обновить автопарк и техническую базу. А это спасенные жизни и высокое качество медицинских услуг. Печальнее картина с грузами, которые не входят в категории специализированного транспорта – одежда, лекарства, книги, оборудование и тому подобное. Многие волонтерские фонды имеют проблемы с тем, что Министерство социальной политики не признает донорский груз в качестве гуманитарного. А это означает блокаду, просрочку на таможне и уплату пени, иногда возврат собранной за рубежом помощи.
«Почти на каждое заседание Минсоцполитики мы подаем документы на признание грузов гуманитарными, но результатов нет, – рассказала Мария Гостин, волонтер благотворительного фонда «Нам небайдуже». – Есть общий стандарт документов, которые мы должны подавать. Мы занимаемся этим 15 лет, но последний год в министерстве постоянно меняют требования. Например, на одном заседании они требуют дополнительной печати, а когда мы ее ставим на документ, говорят, что наоборот, теперь принять документы мешает печать. Иногда документы просто теряются в министерстве. А в последний раз нам сказали описать вещи, которые могут быть в нашем грузе, указать страну-производителя этих вещей, их состав и кому мы их адресуем. Это вещи, бывшие в употреблении, мы не имеем такой информации. У нас таким образом истекли сроки, а на таможне наши грузы забрали».
«КТО ПЛАТИТ, ПОЛУЧАЕТ ГРУЗЫ ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ»
На сайте министерства опубликованы протоколы заседаний комиссии, рассматривающей вопросы гуманитарных грузов. Из документов видно, что причины отказа волонтерским фондам стандартные: нужна дополнительная документация, подписи доноров или другие уточняющие данные. Хотя, согласно действующему законодательству, нужно только указать того, кто помощь предоставляет и какой фонд Украины ее получает. По мнению Марии Гостин, причина такой бюрократической блокады кроется в некомпетентности чиновников Минсоцполитики.
«Они не понимают необходимости этих гуманитарных грузов, – продолжает она. – Часто играет роль человеческий фактор, превосходство, а такого не должно быть в этом контексте. Есть документы, отчеты, и надо выполнять свою работу. Сейчас изменилось законодательство, в министерстве требуют предоставлять персональные данные людей, которые получают эту помощь. Это огромный минус. Потому что люди, приходящие за помощью, не хотят заявлять о своей нужде. Ни для кого не секрет, что некоторые привозят под видом гуманитарной помощи другие вещи и имеют от этого выгоду. Получается, те, кто платит, кто имеет связи, получает грузы через неделю. Раньше это тоже было нелегко, но мы хотя бы получали груз в итоге. А сейчас не знаем, куда он девается вообще. Груз может забрать областная таможня под реализацию без нашего ведома, а куда – отследить невозможно».
Section
Общество