Поможет ли опере натуральный обмен?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20001020/4191-18-7_0.jpg)
В далеком 1900 году 4 октября в только что построенном здании, выполненном по проекту архитектора Зигмунда Горголевского, состоялась премьера оперы Владислава Желенского «Янек». По словам очевидцев, первые зрители, пришедшие полюбоваться на «коштовну іграшку», не были разочарованы. Всех поражала роскошь интерьеров, скульптурных композиций, прекрасные живописные полотна, рельефные орнаменты с позолотой на стенах, великолепная мраморная лестница и зрительный зал, напоминающий по форме лиру, сияющий от огней сотен светильников с прекрасной акустикой (в стены строители замуровали бамбуковые стержни).
На львовских подмостках в разное время выступали знаменитые мастера: Соломия Крушельницкая, Александр Мишуга, Михаил Голинский, Орест Руснак, Александр Носалевич.
— Мы гордимся нашим театром, его традициями и историей, — подчеркнул директор прославленного коллектива Тадей Эдер. — Сегодня в театре работают 565 человек (из них творческих — 300), в репертуаре более 30 оперных и балетных спектаклей.
В Киев мы привезли свою недавнюю премьеру оперы Дж. Верди «Набукко», поставленную итальянским режиссером Джузеппе Вишилия. В гала-концерт включили арии из опер «Богема», «Сельская честь», «Украденное счастье», «Богдан Хмельницкий», «Тарас Бульба» , а также сцены из балета «Сотворение мира» и «Большое классическое Па» на музыку П. Чайковского.
Львовский театр во все времена имел собственное лицо. А артисты, режиссеры и дирижеры, которым довелось там работать, не сговариваясь, отмечают положительную ауру. Театровед Юрий Станишевский напомнил о немеркнущих звездах хореографии: Наталье Слободян — украинской Улановой — и Николае Трегубове. Не стоит забывать, что талант выдающегося балетмейстера Анатолия Шекеры тоже засиял на галичанских подмостках. Солистка Национальной оперы Украины Светлана Добронравова с теплотой вспоминает: «Дирижер Игорь Васанич не побоялся рискнуть и доверить мне, дебютантке, петь в «Тоске». В ту пору примадонной театра была Нина Тычинская, которая обладала уникальным голосом и сильным характером. Многие артисты ее острого языка откровенно побаивались. Представьте, она — мастер, и вдруг я становлюсь в очередь на ее партии. Помню, как волновалась, узнав, что Нина Георгиевна сидит в зале. После спектакля она первая подошла ко мне и поздравила с боевым крещением. С того момента мы, несмотря на разницу в возрасте и статусе, стали приятельницами. В театре я встретила свою любовь. Артист балета Евгений Карцов стал моим мужем. Мы до сих пор вместе.»
Нынешний премьер Львовской оперы, обладатель бархатного баритона Степан Степан впервые переступил порог родного театра, будучи еще студентом музыкального училища. Дебютировал на прославленной сцене 20 лет назад в партии Султана в опере С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем». Последний успех, выпавший на его долю, — главная роль в опере Верди «Набукко». Эта постановка пользуется успехом у зрителей, чему во многом способствовала яркая работа певца.
Сегодня у львовян, как и у всех театральных коллективов, масса проблем. Нужно поддерживать в надлежащем виде здание, представляющее архитектурную ценность, изыскивать средства на новые постановки. (Кстати, нынче идет работа над оперой Мирослава Скорика «Моисей» по одноименной поэме Ивана Франка), пытаться каким-то образом сохранить коллектив. Не секрет, что за рубежом музыканты, певцы и артисты балета получают в десять раз больше, чем у себя на родине. Художественный руководитель театра и дирижер Мирон Юсипович считает, что пора в корне менять структуру оперных театров, которых в Украине нынче шесть, и каждый с огромным трудом изыскивает средства на две-три новые постановки в год. «Следует, — считает дирижер, — объединить усилия: обмениваться декорациями, костюмами, солистами. Это позволит зрителям разных городов видеть разные постановки, а театру значительно сократить постановочные затраты. Ныне репертуар диктует рынок. За рубежом от наших гастролеров требуют итальянские оперы. У нас в репертуаре шесть вердиевских постановок. Но как же быть с украинской оперой? У нас есть чем гордиться и мир удивить, но получается, что мы, как скупой рыцарь, сидим на богатстве и его никто не видит и не слышит. Записи на компакт-диски не делаются. Что оставим своим потомкам? Воспоминания очевидцев и восторженные рецензии? Нашим чиновникам от культуры пора проснуться от летаргического сна. Время изменилось, а многие продолжают работать по старинке».
Выпуск газеты №:
№191, (2000)Section
Общество