«Последний из Могикан»
Игорь ПАСИЧНИК доктор психологических наук, профессор, ректор Национального университета «Острожская академия»:
1. В этом человеке объединяются как минимум 50 характерологических черт. Это и человек с большой буквы, гениальный ученый, неотъемлемая часть истории Острожской Академии и Украины в целом. Николая Павловича я называю всегда «Последний из Могикан», кроме него таким могиканином в Украине является разве что академик Владимир Антонович Овсийчук. Это те люди, которые действительно являются истинными учеными. Это люди, самостоятельно прошедшие путь в науке, создававшие науку. И я благодарю судьбу, что Николай Павлович попал в Острожскую Академию, в которой по большей части работают молодые ученые, которым 30—33 года и которым есть у кого поучиться, чтобы в будущем достичь высоких вершин.
2. Секрет Николая Павловича в его работоспособности. Это умение подниматься на вершины науки благодаря неутомимому труду, настойчивости и природному таланту.
3. Всего, что только можно пожелать ближайшему человеку. В первую очередь — здоровья. Для Острожской Академии, для нас всех главное, чтобы он был здоров, полон сил, и чтобы мы отпраздновали его 80-летие именно в этих древних стенах.
Леонид ЗАШКИЛЬНЯК доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории славянских стран Львовского национального университета им. И. Франко:
1. Для меня Николай Павлович в первую очередь — человек, а потом — ученый с большой буквы. Это очень важно, когда в одном лице объединены эти два компонента. Собственно, такое уникальное сочетание как раз и определяет его творческий и жизненный путь. Мне очень нравится интеллектуальная и духовная аура, которую М.П. Ковальский создает вокруг себя, в этой ауре очень хорошо и приятно жить.
2. Его секрет в его природе, его натуре, в его человеческом искреннем отношении к другим.
3. Больше всего хочу пожелать, чтобы у него никогда не заканчивалось стремление жить и работать.
Виктор ВОРОНОВ канд. исторических наук, доцент кафедры истории Днепропетровского национального университета:
1. Что он является учителем — это однозначно. Наполовину отцом для меня — да, это не подвергается никакому сомнению. В человеческом и научном отношении Николай Павлович для меня много сделал, и я за это ему очень благодарен.
2. Его секрет в том, что он может найти в человеке какую-то точку, которой он владеет лично, иными словами — талант. Он выбирал своих учеников среди тех, кто действительно не для зарабатывания денег хотел заниматься наукой.
3. Банально, по-видимому, но хочется пожелать творческого вдохновения, крепкого здоровья, желания работать с людьми, — того от чего, в конечном счете, он никогда не отказывался и чем славился среди его учеников и последователей.
Владимир ТРОФИМОВИЧ проф., доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Национального университета «Острожская академия»:
1. Он человек с большой буквы. Настоящий интеллигент. У него такое нежное отношение к исторической науке, чрезвычайная ответственность перед историей. По-видимому, нет такого человека в Острожской Академии, который бы с глубоким уважением не относился к нему. Для нас он образец. Я приехал сюда в Острог только потому, что узнал, что в Острожской академии есть такой человек, такой светоч науки, есть его собственная историческая школа, в которой хочешь и мечтаешь работать.
2. Николай Павлович — глубоко народный человек, он вышел из народа. Он в себя впитал лучшие черты украинской нации. А этот народ и его история дали ему неутомимое вдохновение работать и творить.
3. Хочется пожелать ему долгих лет жизни, чтобы с ним можно было общаться, сотрудничать и следовать его примеру.
Юрий МЫЦИК доктор исторических наук, проф. Национального университета «Киево- Могилянская академия»:
1. О профессоре Ковальском можно написать целую книгу, и не одну. Представьте себе мое отношение к Николаю Павловичу, если я уже в начале второго курса остался сиротой. И Николай Ковальский в то время стал для меня не просто руководителем, а вторым отцом. Помогал, как мог, советами, поддержкой, материально, давал книги из своей библиотеки, руководил моими курсовыми и дипломными, потом кандидатской. Даже в свое время спасал от преследований таких, как я, молодых историков, которые не писали о партии, а стремились познать историческое достояние украинского народа. Он много для меня сделал. Понимаете, в те времена он мог дать мне под давлением сверху, например, тему об «Исторической роли партии в выращивании большого рогатого скота», которая тебя ведет в тупик, она никому не нужна. Вместо этого Николай Павлович никогда не шел на поводу у партии, он воспитывал у своих учеников любовь к познанию настоящей истории Украины.
2. Профессор Ковальский очень работящий человек. Даже сейчас, когда появляются проблемы со здоровьем, он настойчиво работает. Николай Павлович очень много читает, он чрезвычайно эрудированный человек, знает наизусть все тексты своих научных статей и монографий. Профессор Ковальский в сложных условиях создал научную школу, причем его ученики работали в тех направлениях, которые в советские времена были запрещены. Далеко не каждый футбольный игрок может стать хорошим тренером, — так и здесь: не каждый историк, даже очень известный, может достичь того, чего достиг М.П. Ковальский.
3. Хочется пожелать ему многая лета! Сто лет как минимум, и дело здесь даже не в количестве лет, а в их качестве. Для Николая Павловича 75 с его трудолюбием и неутомимым желанием творить — это мало, я думаю, что сто лет как раз достаточно.
Выпуск газеты №:
№57, (2004)Section
Общество